Соловецкая зачистка

25.08.2016
Соловецкая зачистка

Знаменитая монастырская крепость XVI века скоро будет как новая

«Хранители Наследия»

Прочитавши заголовок, не пугайтесь. Нет, мы сегодня не про строительство музейного комплекса имени Министерства культуры Российской Федерации на территории объекта Всемирного наследия. Про это мы пока все, что могли, только что сказали и, наверное, подождем очередного заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Последим пока заодно, как федеральное ведомство, в обязанности которого входит строжайшая государственная охрана объектов культурного наследия, тем более Всемирного, будет обсуждать с ЮНЕСКО свой двухэтажный недострой.  

И, воспользовавшись некоторой паузой, поговорим собственно о реставрации уникального архитектурного ансамбля Соловецкого монастыря. Она продолжается параллельно с музейным строительством - за счет весьма немалых сумм федерального бюджета: только по ФЦП «Культура России» на 2016 год на соловецкую реставрацию было отпущено более 800 млн рублей.

Результаты, достигнутые реставраторами «Балтстроя» в 2016 году, несколько шокировали отдельных экспертов и жителей архипелага, не говоря уже о туристах. Привычный за много десятилетий облик могучих стен и башен соловецкой монастырской крепости, покрытых разноцветными лишайниками, стремительно менялся. Растительность решительно зачистили, и крепость, возможно, стала выглядеть так, как в XVI веке, через пару недель после сдачи объекта тогдашними подрядчиками монастырскому начальству.

Не менее решительные перемены пережил деревянный монастырский Такелажный амбар XIX столетия на Сельдяном мысу. Деревянные сваи, на которы он стоял в монастырской бухте, теперь бетонные, как и основание памятника, который в ходе реставрации в какой-то момент оказался полностью разобран.

Что есть охрана памятников - охрана материальных структур, или же еще и охрана впечатлений, привычных для нескольких поколений? Что есть реставрация - выражение творческого кредо проектировщиков, исполнение желаний заказующего начальства, создание некоего идеального образа или восстановление прежнего? На все эти вопросы имеются сотни вариаций ответов, экспертных и не-экспертных мнений. Стремясь к объективности, в этой публикации мы постараемся представить читателям разные точки зрения. 

13697273_123277171442500_1753287533866727052_n[1].jpg

Первым слово получает московский художник и фотограф Валерий Близнюк, побывавший на Соловках этим летом. Вот что пишет он в нашу редакцию:

«Одна из основных достопримечательностей Соловецких островов - огромные валуны. Они повсюду по морским и озерным берегам, на обочинах дорог, в лесу - и в архитектуре.  Первое и самое сильное впечатление на Соловках оставляют монастырские стены и башни, выложенные из дикого камня. Создается образ какой-то нерукотворности, потому что всё гармонично вписано в природный ландшафт. Удивляет красота и величие архитектурных форм и живописная палитра и фактура цветных лишайников на камнях. От многочисленных оттенков серого - в желтые и красные охры.

Соловками восхищались многие выдающиеся писатели, поэты и художники. Этим летом мы отмечаем 100 лет цветным фотографиям Прокудина-Горского, выполненных им на Соловках летом 1916 года. 

Радует превосходная сохранность древних крепостных стен и башен. За свою многовековую славную и трагическую историю они не перестраивались и не разрушались! До лета 2016 года мне казалось несправедливым называть Соловецкие памятники «памятниками прошлых веков», ведь они переживут всех нас и наши потомки увидят их через 100 лет в первозданной красоте. Но я, к огромному огорчению, ошибался.

В июле 2016 года началась «реставрация» монастырских стен и башен. Изменяется всё: цвет, тон, фактура и глубина рельефа древних стен и башен!

Прокудин-Горский по современным цветным фотографиям не узнал бы Соловецкие стены.

13781696_123277258109158_4392655738352672535_n[1].jpg

20160808_194657.jpg

На мой вопрос - что вы делаете на монастырских стенах? - рабочий ответил: «Вынимаем старый кирпич и раствор, заполняем новым, чистим камни железными щетками и раствором - будет как новое, не волнуйтесь». Соловецкие стены XVI века будут, как новые! Нет слов…

И это не единственный памятник Соловков, реставрация которого вселяет тревогу. 

На сегодня мы практически потеряли Такелажный амбар середины XIX века. «Реставраторы» заменили уникальное основание деревянного свайного строения на железобетонные конструкции. А что будет с верхней частью памятника - остается большой загадкой.

По моим сведениям, это уже третья бригада, занимающаяся  «реставрацией» этого памятника за последние два года. 

А знаменитая соловецкая дамба (XIX в.) - мост из валунов, ведущий на остров Большая Муксалма через морской пролив - разрушается. Из кладки сводов выпадают камни, а их место заделывают цементным раствором с кирпичом и камнем. Несколько лет назад по дамбе разрешили проезд грузовых машин, на что она, конечно, не рассчитана…»

13700129_123277318109152_8306408862521434428_n[1].jpg

На информационных щитах рядом с соловеющими объектами можно прочесть, что авторский надзор возложен на главу ЦНРПМ и Союза реставраторов России Вячеслава Фатина. Проект реставрации разрабатывался в ЦНРПМ, куда мы, естественно, обратились за комментарием. Вопросов мы задали два: зачем все это делается и предусматривал ли проект ЦНРПМ именно такие работы и такие результаты? Вот позиция реставраторов, которые демонстрируют завидную эрудицию в области законов жизни таинственного для нас мира лишайников. Надеемся, специалисты поймут.

Для «Хранителей Наследия» - комментарий  главного архитектора ФГУП «ЦНРПМ», научного руководителя авторского коллектива проекта реставрации Сергея Куликова

«Проблема биоцидной и механической очистки стен ансамбля Соловецкого монастыря связана с необходимостью получения гарантий по сохранности структуры кладки, прежде всего заполнения швов кладки заполненных известковым раствором и колотым кирпичом, или полнотелым кирпичом, в долгосрочной перспективе. Сохранение обрастания лишайником, как необходимое сохранение сложившегося облика памятника и художественного эффекта, может быть положено в основу задания по сохранению. Но не может представлять сколь-нибудь контролируемый процесс, так как биологическое сообщество грибов и водорослей подвержено как внешним, так и внутренним факторам их существования. Согласно определению, лишайники, представляющие собой симбиоз двух организмов – гриба и водоросли, прекрасно адаптированы к жизни на каменистых субстратах. Они активно развиваются на карбонатных и силикатных породах, бетоне, черепице и других материалах, способствуют аккумуляции влаги и органического вещества в поверхностном слое камня. Среди лишайников, колонизирующих природный камень, некоторые развиваются на кислых породах (порфир, гранит), другие преимущественно на основных породах (базальт, диабаз). Некоторые авторы рассматривают основное воздействие лишайников как физическое. Однако следует отметить, что выветривание гранита под воздействием лишайников представляет собой комплексный физико-химический процесс. Так, лишайники выделяют органические кислоты с хелатирующей активностью, которые могут растворять минералы и образовывать комплексы с катионами металлов. Некоторые виды накипных лишайников могут вырабатывать щавелевую кислоту в количестве, составляющем более 50% от их общего веса. Под действием метаболитов лишайников происходит выщелачивание элементов из горных пород, протекают процессы биоминерализации и вторичной кристаллизации. Часто лишайники могут формировать сплошную корку, которая, по мнению отдельных исследователей, способна даже защитить камень от разрушения, но данный тезис требует длительного мониторинга. Петрографическое и электронно-микроскопическое исследования гранита, колонизированного лишайниками, показали, что гифы микобионта проникают в камень в основном через межкристаллическое пространство, но в некоторых случаях по плоскостям спайности слюды и кристаллов полевого шпата. Проникновение гиф вызывает дезагрегацию, разрушение зерен и включение зерен в таллом. Слюда разрушается до мелких кристаллов, а кварц и полевые шпаты до более крупных зерен. Таким образом, в граните слюда наиболее подвержена воздействию лишайников как физическому (проникновение гиф), так и химическому, связанному с воздействием органических кислот. В литературе встречаются данные о видовом составе и доминировании лишайников на карбонатных породах в различных экологических условиях. Так, на поверхности мраморных сооружений в Аргентине, возраст которых превышал 120 лет, преобладали Caloplaca austrocitrina, Lecanora albescens, Xanthoparmelia farinosa и Xanthoria candelaria . При этом лишайники избирательно заселяют субстрат в зависимости от стороны света.

Так, Caloplaca austrocitrina и Xanthoria calcicola доминировали в основном на южной стороне, тогда как Lecanora campestris и Lecanora rupicola предпочтительно росли на западной и юго-западной сторонах. Отмечается различная степень воздействия накипных лишайников на каменистый субстрат. Например, лишайник Lecanora muralis связан с механическим разрушением субстрата, а Lecanora dispersa – нет). Разрушая твердые горные породы, превращая их в зернистую массу, лишайники подготавливают поверхность камня для поселения других организмов, например, споровых и семенных (высших) растений.

Возможно при наличии точных картограмм биологического обрастания, возможности длительного и комплексного мониторинга, необходимых условий для точёного воздействия на зоны активной деструкции поверхности камня и швов, на соловецких стенах не было бы необходимости проводить превентивное широкомасштабное внедрение в структуру кладки. Но нынешнее состояние сохранения объектов культурного наследия, когда у любых пользователей памятников отсутствует хоть какая нибудь служба эксплуатации, обладающая необходимыми ресурсами, как кадровыми, так и финансовыми, данная работа играет роль гарантий для сохранения частей и элементов памятника. А колонии водорослей, мхов и грибов, исходя из климатических условий Соловецкого архипелага, вернутся на стены в ближайшей обозримой перспектив.

13770524_123277184775832_6885989292112403912_n[1].jpg

Фотографии Архангельской башни очень характерны: налицо утрата заполнения швов каменной кладки, деструкция поверхности камня, отсутствие расклинки швов, что при бутовом характере кладки всегда чревато обрушением, если бы не ярко выраженный наклон стены и максимально уширенное основание. 

По поводу Такелажного амбара. Проект его реставрации и приспособления прошёл государственную историко-культурную экспертизу, согласован Министерством культуры РФ. В процессе обсуждения рассматривался вопрос замены деревянных свай на аналогичные, но проблема переменного увлажнения свай и невозможность заново защемить их в каменной засыпке, привело к решению об устройстве железобетонных свай, дублирующих деревянные, которые  сохраняются по внешнему периметру здания. 

Проблема "лифтинга" или переборки всего здания, при условии крайней изношенности его конструкций за  исключением внутреннего сруба, пришло к применению второго метода, т.е. переборки, который, кстати, является одним из основных методов реставрации деревянных памятников и поддерживается большинством как в секции деревянного зодчества ФНМС Министерства культуры, так и в реставрационном сообществе. Организаций, обладающих оборудованием для "лифтинга"(вывешивания) и необходимым опытом на Соловецком архипелаге и у данного подрядчика нет».

20160808_190336.jpg

13700213_123277248109159_8384962568851295230_n[1].jpg

20160808_192542.jpg

 

Мнениями о соловецкой реставрации 2016 года поделились с «Хранителями Наследия» и другие эксперты. Публикуем - для полноты картины.

Надежда Черенкова, директор Соловецкой биостанции:

«Объективно - лишайники, которые счищают, не разрушают камень. К тому же на стенах монастыря растет эндемик Соловков (более нигде на Соловках не встречается) - папоротник пузырник ломкий, о чем некогда писалось в монастырь. Субъективно, личное мнение: очарование старины улетучилось, стены выбриты, холодны и чужды. Впечатление такое, что кирпичная кладка между валунов стала чужеродна стене».

Татьяна Фокина, бывший директор соловецкого Ботанического сада

«Научной реставрации на Соловках, по моему мнению, нет со времен разрушения монастырского причала и строительства на его месте какого-то постамента с фонариками. Многотонные камни из него выворачивали бульдозерами и топили в море, а многоствольные сваи спиливали двадцатью тремя бензопилами. 

Облик монастыря существенно изменился уже тогда. Теперь он меняется каждый день, тоже не в лучшую сторону.

Лишайники и другие растения уже счистили с восточной стены почти полностью, кроме пристенка, с западной стены - частично, с трех башен (Архангельской, Никольской и Успенской) - полностью. Кроме того, верх башен штукатурят и выравнивают. Все «конфетно-фантично». А около Благовещенской церкви построили «курятник» с витражами, закрыли церковь. Там была какая-то подсобная постройка в конце XIX в.. 

Конечно, монастырь совершенно теряет свой исторический облик и очарование, с растениями он был живой, лишайники были свидетелями старины. Теперь стены местами похожи на гору чистых  камней. 

Сегодня мне сказала даже англичанка, приехавшая на Соловки первый раз, что вид монастыря с очищенными стенами её очень огорчил. Она ожидала увидеть старинный монастырь, как в описаниях и на фотографиях. 

Растениями на стенах монастыря восторгались во все времена, их описывали в литературе, изучали, некоторые работы опубликованы. Не сомневаюсь, что о воздействии лишайников на стены запрашивали в начале реставрации монастыря в 1970-е годы.  Вредят стенам только деревья, да некоторые крупные многолетники, которые просто убрать без всяких машин. Травянистые растения с миниатюрными корнями никакого зла не приносят и очень украшают стены.

Я, конечно, не специалист в архитектуре, но теперь я хожу мимо монастыря с одной мыслью: "А можно ли будет это когда-нибудь исправить?"

Вопрос вызывают применяемые растворы. Для забутовки, видимо, применяют готовую смесь с известью. Но рядом с монастырем лежат огромные мешки с цементом. Зачем? Об этом спрашивают даже туристы, т.к. им только что на экскурсии сказали, что монастырь не применял цемент.

Наблюдала, как рабочие чистят стены: там, где они не гладкие, машина не счистит, и идет зачистка вручную, удаляют лишайник из щелей и углублений. Я сказала - вы, ребята, ведь весь монастырь испортили. Они ответили - здесь монахи все каждый год счищали, а мы вот исправляем то, что до нас не сделали....

На Сельдяном мысу тоже идет (якобы) реставрация Такелажного амбара. В прошлом году после сборки он покосился набок, в этом году сделали бетонное основание. А зачем? Может, лучше вообще не строить - хоть историю не испортить, раз уж не смогли технологию изучить». 

20160809_122210.jpg

20160808_193133.jpg

13718667_123277254775825_895988848986932772_n[1].jpg

Ольга Дробнич, гендиректор фирмы «Парковая реставрация»:

"Надо было изначально включать эти лишайники и другие ценные растения на стенах в предмет охраны, так же как цвет, ими создаваемый. Лишайники - верный индикатор чистоты воздуха, хороших экологических условий. Они жили на этих камнях с времени создания стен, а то и раньше. Симбиоз лишайников и растений никому не вредит, а уж лишайники на гранитных глыбах тем более не оказывают никакого влияния на прочность и долговечность стены. Напротив, всегда создается поверхностный защитный слой благодаря сложным процессам взаимодействия атмосферы, камня  и живых организмов. Аналогично можно вытравить из человека все живые микроорганизмы - и человек умрет".

20160808_192304.jpg

20160808_192952.jpg

Комментарий «Хранителей Наследия»: Не можем не обратить внимание на одну деталь. Реставраторы, комментируя ситуацию, исходят из реальных возможностей пользователей и подрядчиков. На Соловках нет службы эксплуатации объекта Всемирного наследия - что ж, проще и надежнее все «зачистить» и укрепить. У подрядчиков нет организации, способной иным способом отреставрировать Такелажный амбар - значит, будем реставрировать испытанным способом, с разборкой и бетонными дополнениями.

Что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали?

Фото: С. Прокудин-Горский, В. Близнюк, Т. Фокина


Warning: file_get_contents(http://cackle.me/api/2.0/comment/list.json?id=&accountApiKey=&siteApiKey=&modified=&page=0&size=100) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 403 Forbidden in /home/m/manolis/public_html/bitrix/modules/cackle.comments/classes/general/cackle_sync.php on line 61

На главную