Наследие в нацпроекте «Культура» приросло усадьбами
Правительство РФ официально опубликовало информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития, установленным указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Как поясняет Правительство, материалы (по состоянию на 7 февраля 2019 года) подготовлены на основе паспортов национальных проектов, которые были утверждены 24 декабря 2018 года на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.
Сравнивая утвержденный проект с первоначальным вариантом (см. нашу ноябрьскую публикацию), мы видим несколько новостей.
Во-первых, из опубликованных материалов по нацпроектам сразу бросается в глаза, что «Культура» – самый бедный из них. Со своими 113,5 млрд руб. на пять лет (2019–2024) он занимает 12-е место из 13, опередив только «Производительность труда и поддержку занятости».
Далее каждый может делать выводы о системе государственных приоритетов.
Министерство культуры России, в котором, без сомнения, внимательно изучили итоги этого соцсоревнования, уже заявило о возможности увеличения финансирования нацпроекта «Культура». «Учитывая, что национальный проект «Культура» имеет наименьшее финансирование из всех нацпроектов, мы допускаем увеличение объемов его финансирования. И потребность в инвестициях в отрасль сейчас гораздо больше, чем выделенных средств», – цитирует ТАСС замминистра культуры РФ, администратора нацпроекта Ольгу Ярилову.
Все же стоит, во-вторых, отметить, что по сравнению с ноябрем 2018 года ассигнования на нацпроект «Культура» выросли – тогда было 107,2 млрд руб. Но конечно, чтобы догнать ближайшего соседа по турнирной таблице – занимающее 11-е место с 481,5 млрд руб. «Малое и среднее предпринимательство… » – нужно очень постараться.
В-третьих, культурное наследие в нацпроекте резко увеличило показатели – сразу на 100%. Если раньше оно упоминалось в нем однажды (в связи с поддержкой волонтерских проектов), то теперь дважды.
Можно было бы написать и – трижды, поскольку среди показателей нацпроекта появилась загадочная строка «создание памятных мест, связанных с военной историей России».
Таковых уже в 2019 году должно быть 30, к 2021-му – 90, к 2024-му – 180. Если бы речь шла о выявлении, музеефикации, сооружении мемориалов или хотя бы благоустройстве – это, безусловно, имело бы прямое отношение к культурному наследию. Но поскольку нацпроект провозглашает «создание памятных мест» – за этой строкой, вероятно, что-то другое кроется…
Поэтому поговорим о бесспорном: в орбиту национального проекта «Культура» включена тема восстановления русских усадеб. Безусловно, это связано с партнерским проектом Минкультуры РФ – Ассоциации владельцев исторических усадеб и недавними поручениями вице-премьера Правительства России (и куратора нацпроекта) Ольги Голодец.
Итак, среди контрольных показателей нацпроекта «Культура» появился пункт об усадебном наследии:
«Утверждение инвестиционных паспортов усадеб, включающих в себя исторические исследования, научно-изыскательскую и техническую документацию, инженерное обследование, расчет инвестиций».
К 2021 году таких паспортов должно быть 20, а к 2024-му – 50.
По сравнению с количеством пустующих и погибающих усадеб России это, конечно, не решающая цифра.
Насколько нам известно, финансирование этой работы будет открыто только с 2020 года.
Инвестиционные паспорта должны облегчить жизнь и труды будущих частных собственников и инвесторов восстановления усадеб. Один из них, только не будущий, а уже восстановивший усадьбу Степановское-Волосово – без нацпроектов и поручений – Сергей Васильев прокомментировал в социальной сети эту новость так:
«Вы только вдумайтесь, они даже не запланировали сколько усадеб восстановят или сколько денег в это вложат! Они просто запланировали, сколько утвердят до 2024-го года... «инвестиционных паспортов»! Но даже «паспортов» в ближайшие пару лет у них в планах нет… Это всё, что нужно знать о наших национальных проектах».
Конечно, инвестиционные паспорта – вещь нужная и при серьезной проработке трудоемкая, требующая и тщательных исследований, и экспертного обеспечения. В результате частный собственник/инвестор сразу получит «дорожную карту», а то и инструкцию по восстановлению усадьбы, что сэкономит время и финансы.
Но в целом нам остается только повторить ноябрьские выводы: культурное наследие как стратегическое направление и самостоятельная сфера жизни в нацпроекте «Культура» по-прежнему отсутствует.
При том, что в утвержденных Президентом РФ «Основах государственной культурной политики» среди задач таковой – проблемы наследия поставлены на первое место.
Поэтому призываем Минкультуры России добиваться не только увеличения финансирования нацпроекта, но достойного места в нем для сферы культурного наследия.