Если памятник зажигают – значит, это кому-нибудь нужно
Вечером 11 октября 2016 года в Москве горел-полыхал выявленный объект культурного наследия – бывшая Пожарная часть бывшего села Черкизова (ул. Хромова, 40). Охраняемым государством памятником это здание начала ХХ века стало в феврале 2016 года, когда Мосгорнаследие присвоило ему этот статус – в ответ на заявление градозащитного «Архнадзора».
Горел деревянный второй этаж, но пламя, по словам очевидцев, временами поднималось на высоту седьмого этажа соседних жилых домов. За полчаса пожарные сумели локализовать огонь: сгорела и провалилась кровля, сильно обгорел бревенчатый сруб, на котором, тем не менее, уцелели остатки декора.
На момент публикации нашего материала пожарные «проливали» сруб и – намеревались, несмотря на статус памятника, его разобрать, чтобы исключить повторное возгорание.
Пожарная часть на улице Хромова – одно из немногих уцелевших дореволюционных зданий старинного Черкизова, где после масштабных реконструкций последней трети ХХ столетия уцелело не более десятка исторических построек.
Местные жители в частных разговорах исключают возможность случайного возгорания: пустующее здание было обесточено, отключено от всех коммуникаций, заколочено и недоступно для «лиц, ведущих асоциальный образ жизни».
Правда, другие местные жители вспоминают, что по крыше прилегающих к зданию сараев в него через открытое окно забирались иногда некие подростки, которые, возможно, внутри что-то распивали и курили.
Здесь самое время вспомнить, что решение Мосгорнаследия о признании объекта выявленным памятником само по себе было важнейшим прецедентом: оно принималось при наличии подтвержденного ранее согласия городских властей на снос исторического здания и коммерческую застройку участка.
Еще в 2006 году городскими властями было согласовано частному собственнику – ООО «Магнит» - строительство здесь 6-этажного административно-делового центра площадью до 7000 кв. метров, со сносом каланчи. В сентябре 2014 года Москомархитектура на основании нового обращения ООО «Магнит» утвердила по данному адресу Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), который разрешал построить на месте Пожарной части 3-этажный офисный центр с одним подземным этажом, общей площадью почти 3800 кв. метров. Этому предшествовало согласование в том же 2014 году этого великого градостроительного замысла на Рабочей группе Градостроительно-земельной комиссии Москвы и на публичных слушаниях в округе.
Снос выявленного памятника в рамках закона стал невозможен. Но нельзя исключать, что кто-либо желающий застроить участок вообразил, что можно избавиться от памятника иным способом.
От позиции Мосгорнаследия теперь зависит очень много. Поскольку кирпичная часть объекта (первый этаж и трехэтажная башня) в любом случае целы, мы надеемся, что Департамент культурного наследия Москвы вынесет – в полном соответствии с законом – официальное предписание собственнику или иному законному правообладателю памятника о принятии мер по сохранению объекта культурного наследия и его восстановлению.
«Хранители Наследия» будут следить за развитием сюжета.
P.S. Около полуночи пожарных у Пожарной части уже не было. Демонтажа второго этажа тоже не было. Рабочие заваривали металлическую дверь. Сруб сильно поврежден огнем, восточной стены второго этажа практически нет. Рядом со зданием - группа местной молодежи, чуть не со слезами на глазах: "Это наша историческая реликвия, очень обидно, что не уберегли. Памятник поврежден, но не уничтожен. То, что уцелело, необходимо сохранить. Если попытаются снести, мы придем и ляжем под бульдозер".
Досье. Пожарная часть села Черкизова представляет собою результат перестройки в 1920-е гг. корпуса ткацкой фабрики крестьянина И.П. Мальцева, построенного в 1904–1906 гг. На первом каменном этаже было производство, а на втором, деревянном — жилые и конторские помещения. С 1920-х гг. в здании была устроена пожарная часть, вследствие чего к его северо-восточному углу была пристроена кирпичная башня-каланча с деревянным верхом. В поздние советские годы здесь был автосервис, а с 1990-х гг. здание пустовало.
Фото: Сергей Клычков. Видео: «Рен-ТВ»