Из жизни охраняемых призраков

Из жизни охраняемых призраков

27.11.2017
Из жизни охраняемых призраков

Памятник фальшивый – документы настоящие

Наталья Самовер

Повеяло из Чебоксар. Нет, не чем-то свежим, а, напротив, к сожалению, чем-то знакомым

Читателям «Хранителей Наследия» Чебоксары известны как город, обладающий уникальным типом культурного наследия - виртуальным. Речь идет о нескольких памятниках зодчества первой половины XVIII века, физически давным-давно уничтоженных, но не только не снятых с госохраны, но и заживших после своей гибели новой и весьма интенсивной загробной жизнью.

И вот один из них напомнил о себе. На днях в сети появилась реклама, приглашающая чебоксарцев и гостей города арендовать для проведения свадеб, презентаций, вечеринок и фотосессий объект под названием Дом купца Кадомцева, который по совместительству является также бутик-отелем с неожиданно английским названием «Manor House» («Усадьба»). В объявлении объект именуется «одним из красивейших памятников архитектуры столицы Чувашии», «редким примером гражданской архитектуры, аналогов которого нет в Поволжье», который, к  несчастью, был утрачен в конце прошлого века, но «сейчас стараниями частного инвестора (…) снова представлен во всей красе».

Объект, что и говорить, знатный - четыре этажа общей площадью больше 2 тыс. кв. метров, роскошные интерьеры в стиле усредненного классицизма, а для современных удобств  гараж и бассейн в цокольном этаже. Добавим к этому надежно огороженную территорию и смотровую площадку с видом на город. Располагается все это богатство и великолепие в исторической части Чебоксар на склоне высокой горы - так называемом Западном косогоре, по адресу: ул. Михаила Сеспеля, 17.

История этого здания однажды подробно освещалась нами в материале «Посмертные приключения памятников архитектуры в Чебоксарах», и многие читатели, вероятно, помнят, что построенный в конце 1990-х «дом Кадомцева» никакой не дом Кадомцева, а на самом деле представляет собой весьма свободную архитектурную фантазию на тему единственной картинки, оставшейся от утраченного еще в конце XIX века здания в Чебоксарах, некогда именовавшегося домом Зеленщикова (Зелейщикова).

SuslovZel1895.jpg

Подлинный дом Зеленщикова в Чебоксарах, разобранный в конце XIX века. Его подобие в современной столице Чувашии присвоило имя и статус погибшего в 1980-е гг. Дома Кадомцева 

А сооружен он был в 1998 году на участке, отведенном для воссоздания ансамбля, состоявшего из двух домов, принадлежавших купцу Козьме Кадомцеву. Эти-то дома и погибли в конце ХХ века при незаконченной попытке советской власти затопить водами Волги большую часть исторических Чебоксар. Конечно, в XVIII столетии два небольших одноэтажных дома Кадомцева и в подметки не годились гордому терему Зеленщикова, однако они оказались более долговечными, и им удалось просуществовать до момента, когда они получили статус памятников федерального значения. В этом статусе ансамбль жилых домов купца Кадомцева и перешел в полном смысле этого слова в вечность, потому что одновременно с решением о его сносе было принято решение о воссоздании, для чего и был зарезервирован участок по улице Сеспеля, 17. Впрочем, тогдашнему застройщику ООО «Производственно-коммерческая фирма «Элеон»» воссоздавать на таком хорошем месте одноэтажные строения показалось неинтересным, и на свет появилось вышеописанное четырехуровневое чудо с гаражом и бассейном.

1950eKalin6.jpg

Дом Кадомцева, который теперь якобы "воссоздан"

Рекламный текст - не научное исследование, так что не будем придираться к мелочам. В конце концов туристы любят, чтобы им «делали красиво», и среди отельеров традиционно не считается за большой грех иной раз и приукрасить действительность для вящего удовольствия своих постояльцев. Однако есть в этом тексте фраза, которая содержит самую что ни на есть истинную правду. Она гласит, что дом «восстановлен по чертежам и имеет документы, подтверждающие статус памятника архитектуры, охраняемого государством».

Верно, что в наше просвещенное время, когда застройщик шагу не может ступить без разрешения всевозможных стройнадзоров, без чертежей ничего не построишь. Чертежи были, был и автор проекта - архитектор Р.С. Баширов, который, конечно, отдавал себе полный отчет в том, что он вовсе не воссоздает одноэтажный дом Кадомцева, а сочиняет проект совершенно другого, современного здания с фасадами по мотивам дома Зеленщикова. Несомненно, сознавал это и застройщик, ибо кому как не застройщику понимать, насколько четыре этажа лучше, чем один. А вот что сознавали и понимали органы охраны культурного наследия Чувашии, наблюдая удивительную трансформацию ансамбля домов XVIII века в бесстилевое нечто, которое с тех пор именуется «Домом Кадомцева»? Об этом можно было бы гадать, но как-то не хочется. Неприятно.

Проделанная у них на глазах операция была абсолютно аналогична уголовно наказуемому деянию - подделке паспорта. Берешь чужой паспорт, вклеиваешь свою фотографию и - вуаля! - ты уже не безродный новодел, а памятник федерального значения не только с бассейном, но и с родословной...

И еще неприятнее пытаться проникнуть в сознание чиновников Минкультуры России, которое может отпраздновать в будущем году двадцатилетие пребывания памятника-самозванца в Едином государственном реестре объектов культурного наследия. Недаром авторы так смело заявляют в своей рекламе, что у дома есть «документы, подтверждающие статус памятника архитектуры, охраняемого государством». Памятник, конечно, фальшивый, но документы-то настоящие!

Описание одного из номеров на сайте отеля «Manor House» украшено фразой: «Здесь легко представить себя в окружении дам в шляпках с перьями и кавалеров в цилиндрах». Вообще-то в помещении кавалерам полагается цилиндр снимать, но это так, к слову, а сам по себе ход мысли интересный. В этом месте действительно легко представить себя в окружении не только креативных отельеров, но и ушлых застройщиков и чиновников двух министерств культуры - республиканского и федерального, которые в далекие уже 90-е годы допустили подмену воссоздания на фантазийное новое строительство в габаритах, многократно превышающих воссоздаваемый объект, молчаливо согласились с узурпацией этим объектом статуса памятника архитектуры федерального значения и до сих пор продолжают упорно делать вид, что с культурным наследием Чебоксар все в порядке.

P.S. В публикации, которую мы цитируем, текст распространяется от имени Управления культуры и развития туризма администрации Чебоксар.

На главную