«Как кто убил? Да вы убили, Родион Романыч»

«Как кто убил? Да вы убили, Родион Романыч»

26.10.2016
«Как кто убил? Да вы убили, Родион Романыч»

22 октября на улице в Москве, на улице Достоевского, 19 принялись за здание, которое еще недавно было памятником архитектуры неоклассицизма, домом Мануйлова. По словам очевидцев из «Архнадзора», бревенчатый сруб второго этажа распиливали на куски, а рабочие тут же переваливали обломки в мусорные контейнеры. 25 октября еще стояли фасадная стена по улице и боковая по переулку, но работы шли полным ходом, и объект культурного наследия регионального значения неуклонно отправлялся в помойку.

Мосгорнаследие, очевидно, не склонное, в отличие от нас, смотреть на вещи однобоко и воспринимать происходящее буквально, официально объявило 26 октября, что  «в особняке Мануйлова на улице Достоевского началась комплексная реставрация».

Оптимизм государственных мужей всегда завораживает. Дословно:

«Департамент культурного наследия города Москвы информирует о начале работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Особняк, 1910 г.", расположенного по адресу: ул. Достоевского, д. 19, стр. 1, который на протяжении нескольких лет пребывает в аварийном техническом состоянии.

В настоящее время здание находится в частной собственности. Стены цоколя и первого этажа здания выполнены из кирпича, а второго этажа – из дерева. После возгорания на чердаке здания в 2012 году обрушилась часть стропильной системы, а также часть перекрытий стен второго этажа и частично первого этажа. Вследствие атмосферных осадков и долгого отсутствия крыши, а также в связи с тем, что разбор аварийных конструкций происходил без привлечения специалистов-реставраторов и без согласования с Мосгорнаследием, в 2013 году в особняке произошли необратимые утраты деревянных частей здания, конструкций перекрытий, лестниц, элементов внутреннего декора и планировки.

"В 2013 году по факту незаконных работ собственнику здания Мосгорнаследием было выдано предписание о приостановке всех производимых на объекте работ и возбуждено дело об административном правонарушении. В 2015 году в соответствии с предписанием Мосгорнаследия под авторским надзором специалистов-реставраторов собственником здания проведены первоочередные противоаварийные работы: усилены фундаменты и стены первого этажа, устроена временная кровля", - отмечает первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Сергей Мирзоян.

В 2016 году Мосгорнаследием с учетом положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и Мосгосэкспертизы согласован проект реставрации особняка, разработанный на основании комплексных научных инженерно-конструкторских, технологических, микологических и архивных исследований.

"Деревянные стены второго этажа сейчас находятся в аварийном состоянии - конструкции деструктированы, переувлажнены, поражены гнилью и жучком-точильщиком. В настоящее время на объекте ведутся ремонтно-реставрационные работы в соответствии с согласованной проектной документацией и утвержденным предметом охраны. Недавно мы приступили к разборке деревянных стен второго этажа здания по западному и южному фасаду. По условиям приспособления зданию возвращается первоначальное историческое функциональное назначение - жилой дом. Восстановление крыши выполняется с сохранением исторических материалов и отметок коньков", – прокомментировал главный архитектор проекта Сергей Малихов.

Проектом реставрации объекта культурного наследия предусмотрены работы по восстановлению капитальных стен в первоначальных габаритах, а также исторической планировочной структуры. Ввиду аварийного состояния деревянных конструкций стен проектом предполагается разборка стен второго этажа с последующим восстановлением и сохранением исторических конструктивных решений (деревянный сруб, с двух сторон обшитый каркасом из бруса и досок, штукатурка по дранке).

Для обеспечения пространственной жесткости здания и перераспределения нагрузок в уровне междуэтажного перекрытия над первым этажом будет выполнен железобетонный пояс, над вторым этажом – установлены деревянные перекрытия по деревянным балкам. Утраченные лестничные марши будут воссозданы с последующей облицовкой белым камнем. Также будет восстановлена четырехскатная крыша с висячей стропильной системой из деревянных элементов, реставрация цоколя с воссозданием утраченных баз пилястр, реставрация и воссоздание оконных и дверных блоков, а также лепных элементов декора фасадов.

Завершение работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия запланировано на ноябрь 2017 года».

4ecad2f53dcb3fc5fb9847df6b13a209[1].jpg

Дом Мануйлова. Исторический вид и проект реставрации.

Поскольку мы все эти годы внимательно следили за домом Мануйлова и даже поспособствовали тому, чтобы Мосгорнаследие смогло войти в контакт с представителями собственника после незаконных работ 2013 года, позволим себе рассказать читателям, как следует понимать это оптимистическое извещение.

Итак, после самовольных работ на памятнике, уничтожения элементов «предмета охраны» и признаваемых даже сегодня Департаментом «необратимых утрат» собственник не привлекается к уголовной ответственности по 243-й статье УК РФ. Не возбуждается дело об изъятии памятника у собственника, что также предусмотрено законодательством. Производители незаконных работ, вызвавших необратимые утраты, наказываются административным штрафом и… только в 2015 году производят противоаварийные работы.

Теперь нам говорят, что деревянный сруб второго этажа в аварийном состоянии, но не говорят, почему это и благодаря кому это он вдруг в него пришел.

Не говорят нам, разумеется, и о том, что предмет охраны был в 2014 году существенно сокращен Мосгорнаследием. Ну конечно же, это было сделано из высоких научных побуждений, а не для того, чтобы собственнику было удобнее продолжить свои упражнения в сохранении культурного наследия и приспособлении оного к собственным нуждам.

Умалчивает Мосгорнаследие и о том, что проект «работ по сохранению» дома Мануйлова, получивший положительное заключение таких ярких и непревзойденных мастеров историко-культурной экспертизы, как Александр Волков, Борис Лурье и Александр «45 выявленных памятников Торжка» Тренин, предусматривал, помимо замены «новоделом» деревянного сруба, устройство в памятнике дополнительного мансардного этажа и связанного с ним аттика над венчающей частью карниза, т.е. изменение внешнего облика, пропорций и габаритов памятника (это к вопросу о сохранении "высотных отметок" и первоначальных габаритов". Про мелочи типа лифта и балкона уже и не говорим.

Мосгорнаследие... согласилось с этой экспертизой  и согласовало этот проект.

Таким образом, пресечение правонарушений на памятнике спустя три года закончилось капитуляцией госоргана перед желаниями заказчика. О причинах такого в пресс-релизе не сообщается, а было бы интересно почитать.

После наших весенних публикаций о судьбе дома Мануйлова Мосгорнаследие обещало вынести вопрос о согласии с экспертизой и согласовании проекта на заседание собственного Научно-методического совета.  Более того, через некоторое время нам сообщили, что Научно-методический совет состоялся и все одобрил.

Конечно же, для коллекции впечатлений, а вовсе не из чувства недоверия - мы выразили желание ознакомиться с протоколом. Это желание не сбылось до сих пор. Можно предположить, что никто из уважаемых экспертов под таким одобрительным протоколом не захотел подписаться.

Летом, в ожидании протокола, сгорая от нетерпения и любопытства, мы обзвонили несколько членов Научно-методического совета при Мосгорнаследии, чтобы узнать, как шло обсуждение. Странное дело: никто из семерых опрошенных не смог вспомнить, что проект реставрации и приспособления дома Мануйлова вообще обсуждался когда-либо экспертным консилиумом. Вероятно, жара…

Поэтому ничего не остается, как повторить наш апрельский диагноз: «Все это, на наш взгляд, создает крайне опасный прецедент, показывая всему городу, чем в реальности заканчиваются истории с нарушением законодательства на памятниках – отсутствием реальной ответственности за это, фактической легализацией нарушений через корректировку предмета охраны, подобные «историко-культурные» экспертизы и согласование проектов подобных «реставраций»».

А Федор Михайлович Достоевский сказал об этом прецеденте гораздо короче:

«Как кто убил?.. да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с...»

При виде очередного московского памятника архитектуры в мусорном контейнере – вспоминайте эти слова.

Классики не обманывают.

Досье: Большинство источников называет первым владельцем особняка по адресу ул. Достоевского, 19, стр.1, адвоката И.М. Мануйлова, а его архитектором - известного московского мастера Николая Ивановича Жерихова. Двухэтажное здание является ярким образцом неоклассики 1910-х годов, что прекрасно отражено в его фасадной декорации, богатой стилизованными неоклассическими элементами – здесь нашли себе место конные всадники и пальметты, венки и лира. Компактный объём особняка органично вписан в окружающую застройку и является изящным дополнением архитектурной темы улицы, тон которой задают расположенные напротив комплексы Александровского института и Мариинской больницы постройки И. Д. Жилярди.

Фото: Сергей Клычков, oldmos.ru, материалы проекта

На главную