Казань: уголовное дело по итогам реставрации

Казань: уголовное дело по итогам реставрации

07.04.2016
Казань: уголовное дело по итогам реставрации

Прокуратура Татарстана сообщила о возбуждении казанской полицией уголовного дела по ч. 1 ст. 243 УК РФ (повреждение объектов культурного наследия). Дело возбуждено 30 марта 2016 года по итогам прокурорской проверки по факту несанкционированных и разрушительных “восстановительных” работ на объекте культурного наследия - Азимовской мечети в Казани, проводившихся в декабре 2015-го – феврале 2016 года.

“Установлено, - отчитывается прокуратура, - что подрядная организация - общество с ограниченной ответственностью «Сайяр» приступила к производству работ на указанном объекте без разрешения Министерства культуры Республики Татарстан и авторского надзора. При производстве работ строителями были допущены повреждения, устранение которых, по заключению экспертов, потребует значительных финансовых затрат… Ход расследования уголовного дела находится на контроле прокуратуры”.

Старший помощник прокурора Республики Татарстан Руслан Галиев в комментарии для местного делового издания «Бизнес Онлайн»  рассказывает, что псевдореставрационными работами памятнику нанесен значительный ущерб: «Была полностью утрачена фактура кирпичной кладки, повреждены профиль, пластика и геометрия выступающих декоративных элементов — лекального кирпича и резьбы по белому камню. Фактура кирпичной стены в сочетании с кирпичным декором является характерной особенностью объекта наследия, а ее утрата — серьезное повреждение, что и стало основанием для возбуждения уголовного дела».«Причиненный ущерб будет возмещен за счет виновного лица, которое установит суд по окончании рассмотрения уголовного дела», - подчеркивает Руслан Галиев. И добавляет, что окончательно ущерб будет определен по итогам строительно-оценочной экспертизы.

Помощник президента Татарстана по вопросам сохранения культурного наследия Олеся Балтусова поясняет, что о «подозрительных работах» в Азимовской мечети еще в начале 2016 сигнализировали активисты республиканского отделения ВООПИК: «Обычно по закону делается так: проводятся исследования, составляется проектная документация, смета, и затем объявляется конкурс. По Азимовской же ни конкурса, ни определения подрядчика на данные виды работ не было, и об этих работах никто в министерстве (республиканском Минкультуры – Ред.) не владел информацией».

Минкультуры Татарстана выдало направил предписание об остановке работ “до выяснения всех обстоятельств”. Параллельно Минкультуры РФ, говорит Олеся Балтусова, остановило конкурс стоимостью в 46, 8 млн рублей на реставрацию Азимовской мечети в рамках ФЦП «Культура России» в 2016 году. Проектная документация была разработана по той же программе годом ранее и согласована Минкультуры Татарстана.

Как рассказывает помощник президента Татарстана, «в феврале мною совместно с представителями общероссийской общественной организации «Союз реставраторов России» было проведено визуальное обследование здания. Выявленные в ходе осмотра замечания и нарушения мы довели до президента РТ, он дал поручение провести проверку. В ходе проверки уже совместно с антикоррупционным комитетом и кафедрой реставрации КГАСУ мы проводили новые осмотры и составляли протоколы нарушений». Мало того, что не было разрешения на производство работ от Минкультуры республики. Не был заключен договор авторского надзора, не было журнала авторского надзора, отсутствовали проект организации реставрации и поэтапный план проведения реставрационных работ. Понятное дело, “не были учтены и использованы материалы, сведения и методические указания, изложенные в научно-проектной документации”.

В довершение всего, по словам Олеси Балтусовой, в зимний сезон «так называемыми реставраторами не была выполнена защита обнаженной части кирпичной кладки фасада от попадания влаги. Визуальным осмотром выявлены характерные следы от применения современных механических средств обработки поверхности, а также следы воздействия различных отбойных, долбежных и тому подобных насадок (категорически запрещенных при проведении любых видов реставрационных работ)».

В результате лицевая поверхность кирпичной кладки вместе с декором оказалась в буквальном смысле слова срезанной со стен. «Ни один специалист-реставратор никогда не стал бы выполнять реставрационные работы подобным образом. Надеюсь, что будут установлены ответственные и за вред памятнику, и за допуск на объект без проведения обязательной конкурсной процедуры», — говорит помощник президента Татарстана.

Порадоваться успехам казанского следствия мешает только тот факт, что по словам сотрудников республиканского МВД, при расследовании пока что не установлены не то что виновные, но даже подозреваемые.

Досье. Поручение о реставрации Азимовской мечети было дано президентом Татарстана Рустамом Миннихановым по итогам обходаСтаро-Татарской слободы. В феврале 2016 года на сайте госзакупок был объявлен тендер на реставрацию памятника. Планировалось провести реставрацию кирпичной кладки и архитектурных элементов, воссоздание дверей и белокаменных резных элементов, замену аварийных перекрытий и балок, фрагментов крыши, оконных и дверных проемов.

Компания «Сайяр» известна в Казани реставрацией Галеевской мечети 1798 года. В 2014-2015 гг. компания получила в Татарстане госзаказов на сумму более 3, 2 млрд рублей.

Азимовская мечеть (1887-1890 гг.) – один из ярких памятников татарской национальной архитектуры в Казани. Построена на средства купца Муртазы Азимова. К углу мечети примыкает 51-метровый минарет. В состав комплекса входят также здание медресе и дом муллы. После закрытия в советские годы мечеть пустовала, а в 1950-х “приспособлена” под кинотеатр, при этом было уничтожено все внутреннее убранство. В 1989 г. возвращена верующим, реставрировалась в 1990-1992 гг.

Фото: Disciple, CC BY-SA 3.0  

На главную