Когда пепел осядет…

Когда пепел осядет…

16.10.2019
Когда пепел осядет…

И снова – сводка пожаров и сгоревших или пострадавших в огне исторических домов. География ЧП – широкая, а вот привходящие обстоятельства гибели зданий – практически идентичны: заброшены, не реставрировались и ни в какие городские программы не включались, стояли на лакомом месте для новой застройки. Типичны также «откровения» чиновников после утрат здания: «между строк» угадывается вздох облегчения…

Красноярск: никому не нужный модерн

2 октября загорелся двухэтажный деревянный дом по улице Ленина, 154, региональный объект культурного наследия (заглавное фото). Здание было расселено и уже горело несколько лет назад, но теперь огонь уничтожил его практически полностью. По предварительной информации, причиной стало неосторожное обращение с огнем: то, что в доме ночуют бомжи никто не отрицает. Тушили 4,5 часа, работали 14 человек и 5 единиц техники.

«Нужны большие средства, чтобы восстановить дом, - считает Татьяна Волоткевич, специалист Центра по сохранению культурного наследия. - Делать этого никто, думаю, не будет. Тем более есть здания, которые заслуживают этого больше, иначе их ожидает такая же участь. Например, много лет ждёт реконструкции последнее строение нашего земляка, архитектора Соколовского - жилой дом на улице Мира, угол Диктатуры Пролетариата. Ещё одно красивое здание на ул. Горького, 2. Но оно принадлежит «федералам» - министерству обороны. Для ремонта необходим неоштукатуренный кирпич, очень дорогостоящий. На Маркса, 42 - первый институт физики - тоже закрыт баннерами, хотя требует восстановления».

красноярск2.jpg

Конечно, в Красноярске много достойных зданий, но вряд ли гибель дома по улице Ленина поспособствует их реставрации. Так что противопоставлять один памятник ряду других и взвешивать, кто достоин большего – странно, по меньшей мере для сотрудника Центра, призванного сохранять наследие…

Тут, конечно же, вопрос городских приоритетов. И судя по случившемуся и репликам в СМИ, наказание ответственных (или безответственных) – не последует. А всяческие обременения с участка просто снимут под предлогом «город должен развиваться». В мэрии уже заявили, что восстанавливать дом на улице Ленина не будут. Чиновники сообщили, что ценность здания стоит под вопросом, и когда два года назад эксперты вносили его в реестр объектов культурного наследия, в администрации были против.

«Решение о включении здания в список исторических домов под охраной в своё время было принято практически накануне его сноса, - пояснила руководитель департамента муниципального имущества и земельных отношений Наталья Павлович. - Администрация уже расселила дом за бюджетный счёт и планировала его демонтировать. Была проведена работа по оспариванию решения, и в мае этого года Верховный суд отменил приказ о включении дома в реестр. Теперь службе по охране памятников снова придётся заказывать экспертизу и уже принять всё-таки решение об отказе включать дом в список объектов культурного наследия».

По словам чиновницы, в дальнейшем возможны два варианта развития событий: дом либо снесут, либо продадут его с торгов.

Видимо, из вышесказанного ответственным лицом и случившегося с домом красноярцы должны сделать оргвывод: если администрация не хочет делать объект памятником, то лучше и не пытаться. Не мытьем, так огнем…

«Моё мнение, как и любого гражданина Красноярска, - всё происходящее - это ужасно, - прокомментировал  ситуацию директор Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета кандидат архитектуры, профессор Сергей Геращенко. - Сегодня статус объекта памятника культурного наследия можно запросто оспорить. Хотя такого быть не должно. В советское время люди боролись за каждый камешек, несмотря на то, что время было непростое. Творится полный беспредел. Люди наплевательски относятся к собственной истории». 

Тамбов: разбазаривание последнего

ВООПИК Тамбовской области опубликовал в соцсети открытое обращение к главе региональной администрации с призывом создать рабочую группу с участием общественности по проверке сложившейся системы охраны памятников и выработки путей ее реформирования.

Поводом для обращения стал очередной пожар 3 октября на улице Базарной-Куйбышева, 136/76: загорелся деревянный дом – региональный памятник, расселенный по программе ветхого и аварийного жилья. Кстати, информационная табличка о статусе дома – исчезла в неизвестном направлении.

красноярск3.jpg

красноярск4.jpg

Марина Климкова – краевед, историк, член ТРО ВООПИК, отмечает в своем блоге, что дом сильно пострадал, но многое и уцелело: замечательная печь, лепнина, декоративные элементы фасада, так что реставрация возможна: «Проблема заключается лишь в том, что в Тамбове нет архитекторов-реставраторов, которые могли бы вести надзор, а любые работы, если они проходят бесконтрольно, заканчиваются воровством, - пишет Марина Климкова. - По дороге встретился Виктор Андреевич Сысоев, руководивший Дворцом пионеров. Остановились, разговорились. Он сразу вспомнил, как в Тамбове два раза горел реставрируемый деревянный дом Барятинских на Студенецкой набережной. В конечном итоге, от него ничего не осталось».

Случай с домом на Базарной – еще один шаг к окончательной утрате исторического центра города, который стремительно деградирует и никаких городских программ по его реабилитации или хотя бы отдельных попыток и шагов в этом направлении – не видно. Никаких позитивных достижений охрана наследия в Тамбове не демонстирирует.

Активисты ВООПИК в своем обращении пишут следующее:

«Сегодня исторический центр города Тамбова поделен между застройщиками, а городские власти и управление по госохране зачастую лоббируют их интересы. Город не создает условий для передачи памятников в собственность для реставрации и использования. В администрации города нет ни одного специалиста в области охраны памятников.
Нами выявлены признаки мошенничества с объектами культурного наследия, охранными зонами и землями историко-культурного назначения, которые были совершены в 2000-х годах. Они продолжаются и сегодня. Начальник управления по госохране В.И. Копылов порой идет на сокрытие документов, принимает необоснованные решения ради интересов частных лиц, как было со зданием, имевшим признаки объекта культурного наследия по улице Советской, 107В, когда положительное заключение госэкспертизы было скрыто, а на бюджетные деньги заказано другое, отрицательное. В итоге дом был снесен.
В системе охраны наследия работают люди равнодушные и по своему образованию далекие от данной области деятельности. Они даже не в состоянии наладить работу с общественными организациями, заинтересованными в охране памятников».

Звенигород: прощай, военкомат

В субботу, 5 октября, в двухэтажном доме №8 на улице Фрунзе в Звенигороде произошёл пожар. Коренные звенигородцы называют этот дом «Старым (или бывшим) военкоматом». И не случайно: в годы, когда Звенигород был районным центром (1929-1957 гг.), здесь располагался военный комиссариат. Во время Великой Отечественной Войны отсюда на фронт отправлялись солдаты — жители ближайших сёл и деревень.

красноярск5.jpg

красноярск6-джипег.jpg

Как следует из материалов сайта «Звенигород. Город, которого нет», помимо военкомата, до начала войны в здании действовал звенигородский планерный кружок, затем открылась планерная школа и аэроклуб «Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству». В 1985 году по инициативе жителя Звенигорода, бывшего члена аэроклуба, Василия Морозова была установлена мемориальная табличка.

Реставрационные работы после 1985 года в здании не проводили. В итоге на фасаде появились трещины, граффити, стала сыпаться штукатурка. Тем не менее, до некоторых пор дом был жилым. Затем строение признали ветхим, жильцов расселили.

И в этом году в здании на улице Фрунзе произошёл пожар. Дом расположен недалеко от Москвы-реки, по соседству с несколькими деревянными постройками.

Это не первый пожар с начала 2019 года. 22 января сгорел дом на улице Ленина, 36 — выявленный объект культурного наследия — Дом купца Зверькова. Здание, построенное в конце 19 — начале 20 вв., имело два этажа: первый кирпичный и второй деревянный. Таких «смешанных» домов в Звенигороде почти не осталось. Почему произошло возгорание — точно неизвестно. Однако есть версия, что в случившемся виноваты бомжи: они якобы обосновались здесь после того, как по программе ликвидации ветхого жилья дом расселили.

По подсчётам горожан, более 11 исторических домов «пострадало» в Звенигороде, начиная с 2005 года.

красноярск7.jpg

Уссурийск: есть ЧП – нет виноватых

В Уссурийске сгорел одноэтажный дом на улице Комарова, который уже долгое время был расселен и никак не эксплуатировался. Огонь в одной из комнат начался рано утром, ликвидировать пожар смогли только через два часа. Площадь пожара составила 80 кв. метров. В отделе надзорной деятельности и профилактической работы Уссурийского городского округа отметили, что в городе заброшенные дома горят слишком часто, и в основном причиной становится неаккуратное обращение с огнем "непрошеных гостей", сообщает ИА UssurMedia.

Ну и добавим, что летом в Уссурийске произошел пожар на улице Краснознаменной, сгорел памятник архитектуры — торговый дом Хоменко, ставший пристанищем для местных бродяг. По предварительной информации, пожар произошел из-за возгорания мусора, после чего огонь перекинулся на потолок. Спасателям пришлось частично разбирать кирпичную крышу, чтобы ликвидировать возгорание.

Ну а заброшенный трехэтажный дом на Пушкинском полигоне в Уссурийске также стал местом частого визита пожарных. 17 июля здание вспыхивало даже дважды.

Ответственности за ЧП никто не понес.

 

 

 

На главную