Мартовские утраты: минус три усадьбы
Пожары, обрушения, безвозвратная гибель – речь не просто об исторических зданиях, а об объектах культурного наследия. И не просто объектах культурного наследия, а объектах – федерального значения. Но, как известно, титул – не синоним «качества жизни» памятника. Выходит так, что зачастую – символ смерти.
Московская область: оконченные пьесы
То, чего так долго ждали – свершилось. Роскошная усадьба Пущино-на-Оке, много лет находившаяся в запустении, устала ждать помощи и начала рушиться. Стало известно, что на днях там рухнула крыша. Об этом сообщил в своем ФБ руководитель подмосковного ВООПИК Евгений Соседов.
Живые декорации для фильмов Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни Обломова» уже на момент съемок чувствовали себя неважно. Теперь же находиться там просто опасно.
О критической ситуации было известно – телесюжеты, обращения к пользователю - РАН, попытки областного Минкультуры что-то сделать – ни к чему не привели. Точнее, привели к закономерному результату. Конечно, дом еще жив. Но мы слишком хорошо знаем, что значит для памятника – провалившаяся крыша. И если не нашлось вариантов спасения, когда дом был более-менее цел, то теперь перспектива выглядит совсем печальной.
Александр Аулов, член ВООПИК Московской области, житель Пущина-на-Оке рассказал «Хранителям Наследия» следующее: «Я заметил обрушение 11 марта. Но не исключено, что произошло оно гораздо раньше. Теперь это трудно установить. Мы силами местных активистов недавно хотели провести субботник в самом усадебном доме, срубить деревья с крыши, которые проросли и разрушали кирпичную кладку. Но РАН нам запретила. Мы уже много лет боремся за передачу усадьбы от РАН - области, чтобы можно было ее включить в льготные программы аренды. Пытались найти инвестора, писали в федеральный и областной Минкультуры, Росимущество, в РАН… Мы получали отписки. Стало понятно, что это – система, замкнутый круг»…
И еще новость из Подмосковья из серии «обломовщины».
Пользователи соцсетей сообщают о еще одном ЧП.
«Сгорел главный дом усадьбы д.Турово в г.о. Серпухов Московской области! (в которой в 1805 году родился и жил декабрист Дмитрий Александрович Арцебашев)
Объект культурного наследия федерального значения (постановление Совета Министров РСФСР от 07.09.1976г. №495)»
Все произошло 12 марта. В доме проживало пять семей, которые остались без крова.
По информации МК-Серпухов: «Помещения полностью выгорели, пострадала конструкции крыши. К счастью, никто из проживающих не пострадал. Специалисты выясняют причины возгорания.
Дому уже более 100 лет, а само здание являлось памятником исторического наследия XIX столетия. Однако на протяжении многих лет на его состояние власти Серпуховского района не обращали внимания. Внутри отсутствуют газоснабжение и канализация, люди отапливали помещения с помощью печи».
Конечно, ВООПИК вновь направит серию обращений по поводу случившегося, но, как считает Евгений Соседов, председатель ВООПИК Московской области, это формальность, которая бессмысленна при сложившемся порядке госохраны: «В связи с Пущино – ситуация длится не одно десятилетие. В 2013 году от Минкульта Московской области мы слышали заверения в том, что памятник будет изъят в судебном порядке, если РАН не выполнит свои охранные обязательства. Но работы так и не проведены. Памятник остается у РАН. Мы ежедневно слышим о ЧП с памятниками в Московской области: недавно мы писали об очередном пожаре в Дмитрове, теперь – Турово, Пущино-на-Оке, мы также получили информацию об обрушении Померанцевской оранжереи в усадьбе Ивановское, недавно Андрей Новичков в ФБ показал, как выглядит сейчас Ярополец… То есть мы видим, что в Московской области отсутствует государственная охрана объектов культурного наследия – во всяком случае на том уровне, чтобы обеспечить хотя бы работоспособное состояние памятников, не говоря уже о реставрации. В Подмосковье мы не можем говорить вообще о какой-то государственной политике или стратегии в этой сфере».
Тверская область: весеннее обострение
5 марта в селе Бурашево сгорел деревянный усадебный дом – региональный памятник с 2000 года: когда-то в нем была создана одна из первых в России земских психоневрологических больниц.
Вот как прокомментировал нам ситуацию Павел Иванов, координатор градозащитного движения «Тверские своды»:
«Бурашево - это уникальный, очень красиво расположенный на холмистом ландшафте, но мало посещаемый посторонними тверской пригород. Старая помещичья усадьба, принадлежавшая в конце XVIII - начале XIX вв. местным помещикам Чагиным, относится до сих пор к числу самых сохранных в районе Твери. В любом другом месте участь ее в наши дни могла бы быть вполне благополучной - дом продали бы, и, пусть переделанный, он бы сохранился. Однако здесь случилось иначе. Слава этого места началась тогда, когда усадьба уже перестала быть загородным дворянским гнездом, а была приобретена земством для образцовой психиатрической лечебницы в 1881 году. Земство выстроило здесь множество зданий, часть которых поныне используется под лечебное учреждение. В результате сохранявшийся до этого года как жилье для врачей бывший деревянный усадебный дом первой половины XIX века, в любом другом месте давно бы ставший предметом туристического паломничества или даже музеефикации, здесь оказался позабыт и не изучен.
Что же до моего личного отношения к этому событию - поразительно равнодушие, с которым тверские СМИ почти никак не реагировали на пожар в течение чуть не недели после того, как дом сгорел. Информация о сгоревших дачных домах, совершенно ничтожных происшествиях в районах области обычно расхватывается всеми новостными лентами почти мгновенно. А здесь район потерял роскошнейший памятник, абсолютно сопоставимый с соседней усадьбой Домотканово фон Дервизов (в которой жил знаменитый художник Валентин Серов) - и ничего. Это, по меньшей мере, странно».
Дом был многоквартирным, признан аварийным и расселен. На официальных порталах дается противоречивая информация:
«Дальнейшее использование – реконструкция, Плановая дата сноса – 30.12.2016, Фактическая дата сноса/реконструкции – 31.07.2017».
Но общим знаменателем для сноса-реконструкции-дальнейшего использования стал пожар.
Фото: Сергей Подколзин, Tverigrad, http://www.rususadba.ru/ru/, https://vk.com/sluh_serp