Мелетово: серпом по надеждам
Уникальный памятник средневековой Руси оставили разваливаться до 2018 года. Или до 2019-го.
«Хранители Наследия»
Кампания по спасению Успенской церкви в Мелетове близ Пскова, уникального памятника XV века с фресковыми росписями, которую около года, с октября 2016-го, вели федеральные и псковские эксперты по наследию и общественные деятели, закончилась сокрушительным фиаско.
Год, три или пять?
Состояние храма, находящегося в ведении Псковского историко-архитектурного музея-заповедника - пропитанного влагой, с расширявшимися трещинами в стенах, вывалами кладки, отваливающейся апсидой, осыпающимися фресками и прочими прелестями - не вызывало разногласий специалистов: остроаварийное. Различались только прогнозы: сколько храм еще протянет - год, три или пять?
Петиции, выезды на место и протоколы высоких экспертных комиссий, выставки в Москве и публичные призывы к федеральному госоргану охраны памятников, казалось, возымели действие. В начале весны 2017 года было объявлено, что Минкультуры РФ выделяет Мелетову средства федерального бюджета: по 4 млн руб. на противоаварийные работы по живописи и на проектирование реставрационных и противоаварийных работ по храму.
Первый конкурс был проведен, и работы по живописи начались летом 2017 года. Было, впрочем, ясно, что смысл в них есть только в том случае, если начнется выведение из аварийного состояния самого храма Успения в Мелетове. Что толку укреплять фрески, если храм рухнет вместе с ними?
Без объяснения причин
Второй конкурс, на проектирование работ по храму, был объявлен Северо-Западной дирекцией Минкультуры РФ по строительству, реконструкции и реставрации в сентябре 2017 года. Предполагалось, что проект будет готов к апрелю 2018 года, и в тот же сезон можно будет начать его воплощать в жизнь.
Однако три дня назад псковские СМИ огорошили мир: Северо-Западная дирекция Минкультуры РФ отменила конкурс и «отозвала финансирование».
Как рассказала Псковскому агентству информации зампредседателя Госкомитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Наталья Сергеева, информация о проведении конкурса «без объяснения причин» исчезла с сайта госзакупок.
Агентство добавило, что, по его сведениям, тем же элегантным способом были денонсированы объявления о реставрационных конкурсах еще на 21 объекте культурного наследия в разных регионах России.
«Хранителям Наследия» и в Северо-Западной дирекции, и в самом Минкультуры неофициально подтвердили данную информацию, но - странное дело - источник принятия столь ответственного решения оставался неизвестен. В дирекции утверждали, что решение «спустили» из Москвы, а в министерстве ответ был один и тот же - «не мое решение».
Официальная версия, скорее всего, будет такая: решено «не распылять средства», не начинать новых объектов, пока не закончены прежние. Поэтому, например, в Пскове по-прежнему финансируется реставрация фресок храмов Довмонтова города и Снетогорского монастыря.
А вот к конкурсу на противоаварийные работы и реставрацию храма в Мелетове теперь предполагается вернуться в 2018 году. Это означает, скорее всего, что самих работ в 2018 году не будет.
Грозящая катастрофа
Между тем состояние памятника продолжает ухудшаться. Наша публикация от 10 октября 2017-го не оставляла иллюзий: трещины расширяются, разваливается не только апсида, но и стены Никольского придела и т.п.
Откладывание работ по храму на неопределенное время просто грозит его гибелью.
Мы обратились за комментарием к одному из ведущих экспертов в области древнерусской архитектуры, руководителю секции Федерального научно-методического совета по культурному наследию, доктору искусствознания Андрею Баталову:
- Храм Успения в Мелетове - это памятник уровня объекта ЮНЕСКО. Это один из общепризнанных шедевров: нет ни одной книги о древнерусской архитектуре и об архитектуре Псковской области, где не упоминался бы этот храм. Это самый первый известный науке храм с повышенными подпружными арками в сочетании с 32-скатным покрытием. И, конечно, уникальная фресковая роспись. Это единственный памятник в Псковской области, сохранившийся в такой полноте интерьера и экстерьера.
Храм Успения в Мелетове может разрушиться. На недавних фотографиях отчетливо видны новые трещины в стенах. Наступает зима; замерзание, а потом весеннее оттаивание воды, попавшей в кладку, несет непосредственную угрозу жизни храма.
История с отменой контракта показала, что существуют два мира, два типа людей. Одни занимаются изучением и спасением памятников искусства. Другие - просто осуществляют свою профессиональную деятельность, и памятники для них - это просто запись в реестре, а что стоит за строкой - им все равно.
То, что конкурс на храм Успения в Мелетове не состоялся - трагедия. Федеральных денег не будет, А своих денег в Псковской губернии на это нет. Если уж настала такая ситуация, видимо, надо собирать деньги на Мелетово всем миром.
Федеральный научно-методический совет, конечно, будет обращаться во все инстанции, чтобы средства все-таки были выделены. Храм Успения в Мелетове должен считаться сегодня приоритетным направлением отечественной реставрации.
Жертва секвестра
По неофициальным сведениям, имеющимся в нашем распоряжении, причина отмены намеченных и даже объявленных реставрационных конкурсов - «секвестр» расходов федерального бюджета, коснувшийся этой осенью не только Северо-Западной дирекции Минкультуры и не только Минкультуры.
Это дело житейское, время от времени случается, но в таких ситуациях втройне важно, кто и по каким критериям принимает решение.
По тем же неофициальным сведениям, решение по конкретному списку секвестируемых реставраций принималось на самых верхних этажах федерального госоргана охраны памятников; причиной же для включения туда мелетовского храма стала… его ведомственная принадлежность: памятником ведает музей регионального уровня, вот пусть регион о нем и заботится.
Если это правда, то из нее следуют три вывода.
Первый. Тот, кто это решение принимал, не понимает ни абсолютной, ни относительной, ни сравнительной ценности объектов культурного наследия, судьбами которых он распоряжается.
Второй. Государству сэкономлено в Мелетове 4 миллиона рублей. Ради такой строки в отчете тот, кто это решение принимал, готов рискнуть храмом XV века с уникальными росписями.
Третий. Ответственности ни за отмену конкурса, ни за дальнейшее разрушение храма в Мелетове, не говоря уж о худшем - разумеется, никто не понесет.
Сравнение сэкономленной в Мелетове суммы с прочими государственными расходами читатель вполне может провести самостоятельно.