Новые объекты сгоревшего наследия
Конец лета, увы, ознаменован новыми пожарами памятников архитектуры. На этот раз – сводка из прибайкальских регионов и Ленинградской области.
Новая Ладога. Сгорел старейший дом
В ночь на 29 августа 2019 года Новую Ладогу подстерегало очередное культурное бедствие. Сгорел дом Протодьяконовой (Стариковых), объект культурного наследия. Он стоял заброшенным (проспект Карла Маркса, 54/1) с 2013 года.
По сообщению региональных СМИ, "активисты, добивавшиеся от местных властей проявить внимание к историческому памятнику, не добились ровным счетом ничего. И вот теперь в здании случился пожар".
По информации Новоладожского родословно-краеведческого общества, дом построен в первой трети XIX века и является одним из старейших, возможно, самым старым деревянным домом в городе.
Дом сохранял до пожара первоначальную композицию: здание на высоком цокольном этаже венчал крестообразный мезонин с окнами на все четыре стороны света.
Досье. В середине XIX века домом владел дьякон городского Никольского собора Трифилий Кедров, дядя известного художника-"передвижника" Василия Максимова. Племянник-художник неоднократно бывал в этом доме. В конце XIX – начале XX века хозяевами дома были купцы Стариков, один из которых, Михаил Александрович, был новоладожским городским головой с 1888 по 1903 гг. В начале 1910-х гг. дом принадлежал Жозефине Протодьяконовой, вдове земского врача Александра Протодьяконова.
В советские годы дом служил муниципальным жильем. Признан аварийным в ноябре 2006 года, в 2013 году, в доме еще числилось пятеро жильцов.
Иркутск. Усадьба Пеньковой
Вечером 26 августа 2019 года в Иркутске сгорел деревянный дом на улице Полины Осипенко, 15 – доходный дом 1896−1907 гг. в городской усадьбе Марии Пеньковой, выявленный объект культурного наследия (см. заглавное фото).
Как сообщается, при пожаре погиб человек, тело мужчины 1972 года рождения обнаружили на пепелище пожарные. Огонь внутри дома заметили случайно проезжавшие мимо сотрудники спецназа ФСИН России, они помогли эвакуироваться жильцам и вызвали пожарных. Тушение пожара на площади 96 кв. м продолжалось несколько часов, у памятника архитектуры серьезно повреждены второй этаж и кровля.
Как напоминают иркутские СМИ, это далеко не первый исторический памятник Иркутска, уничтоженный огнем в последние месяцы. В апреле 2019 года сгорел флигель усадьбы Шаравиных конца XIX – начала XX века (Партизанская ул., 40), также выявленный памятник. Летом 2018 года горел дом Козьмина по улице Баррикад, впоследствии исчезнувший из перечня выявленных объектов культурного наследия нет. Весной 2018-го зафиксированы пожары усадьбы на улице Карла Либкнехта и двух деревянных домов на улице Марата (№№ 33 и 35), памятников регионального значения.
Усадьба Пеньковой до пожара
Надежда Красная, в прошлом директор Центра по сохранению объектов культурного наследия Иркутской области, а ныне председатель Общественного совета при региональной Службе по охране объектов культурного наследия, подчеркивает:
«Главное упущение в том, что за последние 20 лет Иркутская область полностью выпала из федерального финансирования по вопросам реставрации. А ведь наш регион, обладающий уникальными памятниками деревянного зодчества, достоин этого как никто другой».
На вопрос журналиста: «Насколько реально привести в порядок за короткий срок хотя бы все памятники деревянного зодчества Иркутска?» – Надежда Красная отвечает так: «Теоретически, конечно, возможно. И не так дорого, как вы думаете. Когда мы в 2008 году делали Проект зон охраны, там был раздел эконом»ических показателей – посчитали, сколько нужно средств на реставрацию и подведение коммуникаций к памятникам деревянного зодчества. Единственное, что в расчет не входило – статья по отселению жильцов. По деревянному зодчеству сумма на тот момент составляла всего 3,5 млрд рублей. Думаю, и сейчас она сравнима со стоимостью какого-нибудь торгового центра. Проблемы реставрации деревянного зодчества не только в нехватке средств, инвесторов, но и в недостатке кадров – профессионалов-реставраторов в производственных организациях, как ни парадоксально – отсутствие соответствующего лесо- и пиломатериала».
Улан-Удэ: дом или амбар – все равно пропал
В ночь на 28 августа 2019 года в центре Улан-Удэ сгорело деревянное двухэтажное здание – памятник архитектуры регионального значения (ул. Кирова, 18). В местных СМИ его называют домом наследников верхнеудинского мещанина Якова Мордовского, а в Едином госреестре памятников России на сайте Минкультуры РФ объект по этому адресу обозначен как «Амбар».
Здание было разделено на четыре квартиры, три из них были жилые. И теперь люди оказались на улице.
Со слов очевидцев, дом «вспыхнул как спичка» около 11 часов вечера. Постройка выгорела на площади 180 кв. м.
Дугарма Цыренова, председатель Комитета госохраны памятников Бурятии, напоминает, что по закону виновное вино, причинившее вред объекту культурного наследия, возмещает ущерб. Восстановление памятника, его фасада, двустворчатые ставней, резных стоек галереи и др. может обойтись в несколько миллионов рублей. «Но вина жильцов не доказана».
В соцсетях реакция горожан на новость однозначна: уверены, что это поджог.
Дом на улице Кирова, 18 в 2013 году
Бурятские СМИ, как и иркутские, вспоминают неоднократные пожары старинных деревянных домов в центре Улан-Удэ. Застройка купеческого Верхнеудинска уходит на глазах.
23 апреля 2019 года загорелся двухэтажный жилой дом на улице Куйбышева. 24 октября 2018 года загорелась квартира в двухэтажном доме купца и председателя Верхнеудинской городской Думы Андрея Белова на ул. Смолина. 5 октября 2018 года горел жилой деревянный дом на ул. Некрасова, на пожаре погиб мужчина. 25 января 2018 года от пожара пострадали четыре квартиры в доме на улице Каландаришвили. Сначала горел пристрой к жилому деревянному двухэтажному дому, затем огонь перекинулся на кровлю.
В 2016 году на той же улице Каландаришвили сгорел памятник архитектуры – дом главы Верхнеудинска Ивана Титова. Дом оказался в собственности гражданина Китая, и до сих пор его не могут принудить восстановить погоревший памятник. Начата процедура изъятия памятника из частной собственности – первая в Бурятии.
«Пожары в центре города случаются довольно часто, – отмечают местные обозреватели, – однако виновных в поджогах полиция не находит. Земля исторического центра Улан-Удэ является «лакомым кусочком» для потенциальных застройщиков».
Фото: ogirk.ru, соцсети, Минкультуры РФ.