Новые жертвы огня и ЖКХ
В минувшие выходные произошло сразу несколько пожаров. В Вологде, Ярославле и Ростове Великом горели объекты культурного наследия. Горели – не первый раз. И вполне вероятно, не последний.
Ростов Великий
В воскресенье огонь возник в купеческом особняке первой трети XIXвека на ул. Ленинская (бывшая Покровская), 15. Он стал одним из главных героев программы «Наступление на наследие» три месяца назад, да и в принципе часто фигурировал в СМИ.
Дом был фактически расселен, но собственники хранили в нем свои вещи. Люди жаловались на воров и мародеров. Защитники культурного наследия – на вандалов, которые разбивали печи и забирали изразцы, сбивали сохранявшиеся подлинные элементы декора. И жители, и активисты требовали у властей законсервировать здание.
В феврале произошел пожар. В эти выходные – случился второй.
«В прошлый раз здание сильно выгорело, но сохранялись перекрытия, по дому можно было ходить, - рассказал Александр Мельник, заведующий архитектурным отделом Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». – Сейчас все внутри выгорело. Дом фактически беззащитен. Стены могут просто рухнуть».
Ну, а сайт местного МЧС уже записал здание в погибшие:
«В 03 часа 47 минут 05 июня 2016 года в оперативную дежурную смену Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ярославской области поступило сообщение о возгорании жилого дома в Ростовском районе. В 19 часов 45 минут объявлена полная ликвидация.
Всего к ликвидации пожара привлекались пожарные части №57 и №71, пожарно-спасательная часть №22, в количестве 13 человек личного состава и 5 единиц техники, в том числе от МЧС - 13 человек личного состава и 5 единиц техники.
В результате пожара уничтожено строение жилого дома. Травмированных и погибших не зарегистрировано».
Вологда
В Вологде сгорел дом Агаркова на Чернышевского, 35, выявленный объект культурного наследия. Здание находилось в муниципальной собственности. После расселения в нем орудовали мародеры и бомжи. Активисты «Настоящей Вологды» неоднократно обращались в Центр гражданской защиты с просьбой о консервации здания и обращали внимание на то, что намеренно выбитые окна и двери могут означать то, что дом готовят к поджогу. В результате какую-никакую консервацию провели.
Однако предпринятых мер оказалось недостаточно.
«Для нас очевидно, что выжигание исторического города происходит на земельных участках, подконтрольных администрации города, - говорится на сайте «Настоящей Вологды». - Это прямая ответственность должностных лиц администрации и главы города. Несмотря на вопиющие факты уничтожения исторического наследия НИ ОДИН чиновник администрации не понес наказания даже за халатность.
Мы выходим с предложением к управлению МЧС России по Вологодской области провести комплексную проверку обеспечения в исторической застройке мер противопожарной безопасности, а также должностных лиц городской администрации, ответственных за это обеспечение».
Двухэтажный обшитый тёсом дом дворянина Михаила Алексеевича Агаркова, по данным ГП ВО «Вологдагортехинвентаризация», был построен в 1900 г., однако не меняющаяся на протяжении 1875–1911 гг. «кадастровая» оценка имения в Окладных книгах заставляет усомниться в традиционной датировке.
Выполненная в формах эклектики постройка в декоре фасадов сочетает приёмы позднего классицизма и мотивы народного творчества. Центральная часть главного фасада, имеющего трёхчастную структуру, выделена ризалитом небольшого выноса и декорирована трёхлопастной аркой с резным подзором, расположенной над окном.
Дом опоясан вертикально рустованными межэтажным карнизом и подоконными тягами. Основным его украшением служит парадное крыльцо с крытым балконом над ним, находящееся в пристройке к южному фасаду. Балкон, центральная часть которого декорирована аркой, орнаментирован пропильной резьбой.
Ярославль
Ну, и третьим участником огненных событий 5-6 июня (правда, участником неформальным, так как официальной информации на его счет нет) стал объект культурного наследия регионального значения "Дом для служащих Ярославской Большой мануфактуры" по ул. Семашко, 13.
Как написала в своем Фейсбуке градозащитница Ольга Мазанова: «Жители видели, что рядом с памятником истории и культуры стояла пожарная машина, а из здания валил густой дым.
Сегодня со двора видны были следы пожара: на земле валялись обгорелые доски. Позвонила в МЧС, сообщили, что в одном из трех подъездов было возгорание мусора и возгорание мусора рядом с домом. Сигнал поступил в 21-32. Тушили около 2, 5 часов. В тушении участвовало 2 единицы техники и одна- вспомогательная единица ПСО (всего 10-12 человек).
Пришлось пожарным ломать частично перекрытия между 2 и 3 этажом, т.к. там тлели деревянные конструкции. Памятнику истории и культуры нанесен ущерб. Общественность намерена написать письмо в Департамент охраны ОКН по факту пожара, с просьбой принять срочные меры и привлечь к ответственности собственника, и лица, виновные в пожаре, обязать собственника обеспечить охрану здания и перекрыть доступ посторонних лиц в памятник».
Ну, и добавим, что здание стало памятником в 2012 г. До 2015 года оно находилось в муниципальной собственности, несколько раз горело, мародеры срезали чугунные лестницы и козырьки художественного литья, разбили окна. Градозащитники требовали включения его в прогнозный план приватизации, добивались консервации, и вот год назад случилось чудо: здание было продано. Началась хоть какая-то работа на памятнике –собственник вычистил здание от мусора, закрыл все окна и двери первого этажа досками.
Что произошло дальше – пока не очень понятно. Но постепенно все вернулось на порочные круги своя. Окна-двери выбиты, в здании постоянно бывают посторонние лица - со всеми вытекающими для памятника последствиями.
Фото: http://rostovvelikiytv.ru/, Настоящая Вологда