Пожары в памятниках архитектуры: от Кубани до Сибири

Пожары в памятниках архитектуры: от Кубани до Сибири

18.10.2016
Пожары в памятниках архитектуры: от Кубани до Сибири

Исторические дома – как семьи: счастливы все одинаково, а несчастны – по-своему. Случаются ЧП всякие, но первое место антирейтинга занимают, безусловно, пожары. Вот наш очередной обзор.

Тобольск: «Я подумал, что кремль горит»

Фото с пожаром деревянного двухэтажного дома на ул. Кирова, 24 у реки Слесарки заполонили местные сообщества в соцсетях 24 сентября. Огонь и дым были очень сильными. Все случилось днем, и видно было издалека.

«Я подумал, что кремль горит, там такой дым валил! Потом подошел ближе и понял, что это под горой пожар», - сообщил «Тобольск.ру» житель нагорной исторической части.

042501[1].jpg

Это полыхал памятник деревянного зодчества, он же - нежилой расселенный шестиквартирный дом. Огнем повреждены квартиры на первом и втором этажах, крыша дома, лестничная клетка. Пожарные заявили, что это – вполне мог быть поджог.

«Предполагаемая причина пожара – занесение открытого источника огня. Материальный ущерб и виновные лица устанавливаются», - пишет местная пресса со ссылкой на пресс-службу ФГКУ «8 ОФПС по Тюменской области».

02[1].jpg

Дом этот известен в городе тем, что там жил знаменитый косторез Виктор Лопатин. Его изделия завоёвывали первые места на международных выставках в Париже и Нью-Йорке. С началом войны, несмотря на бронь, Виктор Лопатин ушел на фронт и погиб в 1942 г. В ноябре 2011 года петербуржец Игорь Валентинович Алексеев, внук Виктора Лопатина заказал изготовление мемориальной доски, сам привёз её в Тобольск, и сам, вместе с сыном установил её на доме деда, в котором тот проживал перед Великой Отечественной войной. Много лет предполагалось, что дом войдет в комплекс музея Истории кости.

Дом давно был заброшен и явно доводился либо до саморазрушения, либо до ЧП. По нашей информации, долгое время один предприниматель просил власти передать ему здание для обустройства, однако неизменно получал отказ.

На таком фоне – пожар выглядит все менее случайным. Ну, а уж ситуацию с самарским Реальным училищем – и подавно случаем не назовешь.

untitled.jpg

Самара: два пожара за две недели

Реальное училище (ул. Алексея Толстого, 31, федеральный памятник) горело 1 октября и 15 октября. Такая последовательная настойчивость выглядит подозрительно. В первом случае огонь охватил пять квадратных метров. Пожарные оперативно прибыли к месту происшествия и погасили пламя. Второй раз все оказалось серьезнее: горел один из залов заброшенного здания на площади 60 м². На тушение пожара выезжали пожарные подразделения в составе 37 человек личного состава и 12 единиц техники. В течение десяти минут с момента приезда пожарных очаг возгорания был локализован. Ещё три минуты понадобились, чтобы ликвидировать пожар.

На опасность такого развития событий уже давно указывали общественники. Региональное отделение ВООПИиК в августе 2016 года направляло в управление охраны объектов культурного наследия Самарской области обращение с просьбой принять незамедлительные действия по спасению здания. Они указывали, что здание стоит без охраны, в нем постоянно находятся бомжи, окна-двери выбиты, элементы декора украдены или сбиты. Ответа от Управления госохраны и его руководителя – В.М. Филипенко, не поступило.

Пришла осень - начались пожары.

IMAG1103[1].jpg

Здание бывшего Реального училища принадлежит Министерству обороны РФ. Первый крупный пожар произошел еще в 1996 году. С 2010 года памятник фактически брошен. Говорят, что военное ведомство не возражает сбыть его с рук, но местные власти подарку не рады: что делать с 8 тыс. кв. метрами наследия – непонятно. По последним оценкам, реставрация Реального училища обойдется в сумму 900 миллионов рублей.

Пока даже на консервацию здания денег никто выделять не хочет.

th[1].jpg

Сочи: изобретатели не сдаются

Неделю назад в центре Сочи вспыхнуло, как считают, одно из первых каменных зданий в городе — бывший общественный клуб на Курортном проспекте. Второй этаж пострадал от огня, первый — от воды. Сгорело пристроенное к дому бистро. Экспертиза пока устанавливает, какой именно ущерб причинен и не был ли это поджог.

Площадь пожара составила 350 квадратных метров, для его ликвидации потребовались усилия 8 пожарных машин и 28 спасателей. Тушение продолжалось несколько часов.

Сообщается, что в этом здании до революции располагался общественный клуб. В 1930-х годах к дому сделали пристройку, тогда он уже принадлежал НКВД. В конце 1980-х годов туда въехали представители Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). В начале 1990-х изобретатели лишились государственного финансирования, и чтобы сводить концы с концами, в пристройку к дому пустили бистро. Второй этаж - приватизирован.

«Отсюда мы не уйдем. Как ни стараются выселить, здесь мы останемся. Придут изобретатели, и мы восстановим здание», — сообщила председатель Сочинского совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Виктория Журавлева.

Восстанавливать памятник придется собственнику: горадминистрации и хозяину второго этажа.

На главную