Россия, которую сносят и жгут

От Подмосковья до Сибири: обзор новейших исторических утрат
Евгения Твардовская
В нынешнем году, разумеется, продолжились не только хорошие, но и плохие традиции – сносов, пожаров и разрушений исторических памятников. Причем настолько активно, что февраль еще не закончился, а мы уже представляем обзор исторических утрат. И наверняка он неполный. Увы, продолжение следует.
Серпухов: двести лет – не возраст для инвестиций
Московское областное отделение ВООПИК сообщило 19 февраля о сносе в Серпухове деревянного купеческого особняка первой половины XIX века, известного как дом купца Василия Ивановича Иванова, торговца чаем, сахаром, кофе и прочими товарами. Видимо, двести лет – слишком молодой возраст для того, чтоб Московская область инвестировала в сохранение…
Здание на улице Красноармейской, 49 муниципалитет расселил как аварийное жилье, но судя по фотографиям, в нем сохранялись интерьеры, дубовый паркет, филенчатые двери, потолочные розетки и т.д. Как отмечают активисты, в очереди на расселение и снос в Серпухове «стоят» десятки исторических особняков, в том числе и объекты культурного наследия.
Тюмень: окна и двери на память о доме
19 февраля город облетела тревожная весть: фасад известного на всю Тюмень «бирюзового дома» по улице Береговой, 67 начали разбирать. Дом построен в 1918 году. До расселения в нем жили пять семей на площади около 150 квадратных метров. Деревянное здание было признано аварийным в 2013 году.
«Дом является муниципальным, он был расселен. Здание должны снести до 31 декабря 2021 года», — сообщили журналистам в администрации города.
Однако уже спустя три дня появились прямо противоположные сообщения о том, что никакого сноса не будет: оказывается, это прежние жильцы решили прихватить на новые места жительства части своего прежнего дома. И вот – все та же горадминистрация комментирует: «Никаких работ по разбору фасада там не проводится. Все, что там произошло – прежние жильцы вынесли свои вещи, а также сняли окна и двери».
Сообщается также, что здание «является муниципальным и охраняется. Оно вошло в список зданий и сооружений, которые не являются памятниками, но обладают признаками объектов культурного исторического наследия. Поэтому дом будет сохранен». Ну и чтобы окончательно успокоить общественность, была распространена информация о том, что городские власти готовят программу для инвесторов, которая будет стимулировать их брать земельные участки с домами и производить реставрацию.
Димитровград: «Тройка» ускакала в огне
В Димитровграде под Ульяновском 19 февраля загорелся магазин «Тройка» на ул. Пушкина, скромный деревянный памятник истории и культуры местного значения. До революции это был доходный дом с кондитерской купца Лянгера. Со временем здание утратило декоративные элементы, вместо исторических дверных и оконных проемов появились новые, но оно было значимо для облика исторического центра, напоминало о прошлом города, создавало его уют.
Пожар был сильным: тушили 20 человек и 5 единиц техники. И, судя по всему, пожар был вполне ожидаемым. В СМИ сообщается о том, что областное управление по охране культурного наследия постоянно обращалось с претензиями к хозяину дома, требовало решить вопрос с пожарной безопасностью. Именно неисправная проводка и стала – по предварительной версии – причиной возгорания.
Своими «впечатлениями делятся журналисты»: «И вот сейчас там — обгоревшие стены, залитые пожарной пеной. После страшного пожара чиновники уже готовят письма в полицию. Специалисты говорят, что исторический объект еще можно восстановить, но для этого нужны большие деньги. Какие – страшно представить».
Если уж о живом-то памятнике его хозяин не заботился, то ожидать, что он будет инвестировать в пострадавшее в огне здание вряд ли стоит. А если хозяину памятник не нужен, то пусть возвращает государству с компенсацией убытков и затрат. Теперь – дело за активностью и настойчивостью госоргана. Неужели регион не в состоянии сохранить этот небольшой дом, на который не требуются миллионы долларов и мегапроекты?
Случившееся с «Тройкой» имело общественный резонанс, в этом можно увидеть хоть какую-то «пользу» от случившегося:
«Редакция 73online.ru возобновляет кампанию по привлечению внимания к сохранению объектов культурного наследия в Ульяновской области. Мы не остановимся, пока не получим от властей четкого и ясного плана по спасению и реставрации некогда красивейших зданий региона», - сообщает в своем материале журналист Дарья Косаринова.
Иркутск: горели два памятника за неделю
В Иркутске 17 февраля в 10.46 на пульт дежурного МЧС поступило сообщение о пожаре в деревянном доме на улице Декабрьских событий, 38. https://ircity.ru/news/53696/ Горела кровля двухэтажного деревянного дома и частично второй этаж. Общая площадь — 168 квадратных метров. На первом этаже здания находились офисы, на втором — жилые квартиры.

«Пожарные полностью проверили здание. Пострадавших нет. В настоящее время продолжается ликвидация пожара. На месте работают 6 единиц пожарной техники и 24 человека личного состава», — подчеркивается в сообщении.
Согласно информации, опубликованной на сайте Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, дом на улице Декабрьских событий, 38 входит в перечень охраняемых объектов культурного наследия под названием «Городская усадьба (два дома с амбаром)». Решение о включении дома в реестр было принято в 1990 году.
Ну а 20 февраля утром загорелся памятник архитектуры на ул. Бабушкина, 3а. До приезда пожарных подразделений из двухэтажного дома самостоятельно эвакуировались 10 жильцов. Из дома в целях безопасности вынесли четыре газовых баллона. Кроме того, на втором этаже была обнаружена погибшая женщина, сообщает ГУ МЧС по Иркутской области. К 8:30 пожар был локализован на площади 180 кв. м. Причина трагедии устанавливается.
Напомним, доходный дом Трутневой И. И. 1898 года постройки внесли в реестр объектов культурного наследия России совсем недавно: осенью 2020 года.
Оренбург: к сносу приговорены восемь зданий комплекса Михайловских казарм
По сообщениям региональной прессы, в Оренбурге в скором времени начнется снос сразу восьми зданий, входящих в комплекс Михайловских казарм.
Денег на их восстановление, как водится, не нашлось, а вот на снос разыгрываются миллионные госконтракты. Как сообщается, уже выбран подрядчик, который будет заниматься сносом зданий. Цена контракта в ходе торгов снизилась аж на 10,2 млн рублей. Начальной (максимальной) ценой контракта устанавливали 14 млн 759 тысяч 720 рублей, однако победитель аукциона снизил цену до 4,5 млн рублей и получил подряд на снос. Информация об этом содержится в протоколах на сайте госзакупок.
Сносить собираются восемь зданий: бывшие санчасть, хранилище, клуб, аккумуляторную станцию, контрольно-пропускной пункт, контрольно-технический пункт, караульное помещения и трансформаторную подстанцию. Все они, по оценке специалистов, находятся в аварийном состоянии. Восемь обреченных зданий находятся в зоне охраны объекта культурного наследия регионального значения «Казармы Михайловские», однако сами объектами культурного наследия не являются.
В состав памятника истории и культуры входят здание самих казарм (двух-трехэтажное с подвалом), а также флигель – чайная (одноэтажное без подвала). Их сносить «пока не планируют», – оптимистически сообщают местные СМИ. Казармы уже окружены новостройками, так что нетрудно предсказать, для чего расчищается территория по соседству с памятником архитектуры. По проекту застройки квартала, здесь появятся жилые дома до 6 этажей, а также кафе, магазины, офисы и культурный комплекс.
Михайловские казармы расположены в историческом центре города, на территории Оренбургской крепости. Первой капитальной постройкой комплекса стали Верхние казармы 1778 года. Впоследствии к ним добавились Нижние казармы и тюремный замок. В советские времена здесь располагалась военная часть. Последние годы ее территория находится в запустении, казармы расселены, здания не функционируют, участок зарос деревьями.
Фото: Ирина Шарова, пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области, Сергей Кутимский