Следствие – отставка – уголовка

Следствие – отставка – уголовка

28.05.2020
Следствие – отставка – уголовка

И пусть в каждом городе, где гибнут памятники, будет так 

Константин Михайлов

Следственный комитет РФ требует отставки главы Новой Ладоги, где постоянно горят памятники архитектуры. Уголовные дела открыты в отношении нынешнего и бывшего мэров города, ставшего “пожарной столицей” России.

Как официально сообщило Управление СК РФ по Ленинградской области 25 мая 2020 года, после двойного пожара памятников архитектуры в Новой Ладоге в ночь на 17 мая, описанного нами в «Огненной земле», в город прибыл руководитель следственного управления СК РФ по Ленинградской области Сергей Сазин. Вместе с ним приехала целая бригада следователей и экспертов из СК РФ, МВД РФ, МЧС России.

Они осмотрели погоревшие памятники и приступили к разнообразным следственным действиям.

Хочется верить, что на этот раз СК РФ от Новой Ладоги просто так не отступится; как мы сообщали ранее, по фактам предыдущих пожаров памятников архитектуры в городе в 2018–2019 гг. глава Следственного комитета Александр Бастрыкин уже давал поручение провести проверку, но к реальной ответственности никто из чиновников привлечен не был, если не считать штрафа в 25 тысяч рублей, наложенного летом 2019 года на главу администрации Новоладожского городского поселения Ольгу Баранову за незаконный снос дома Агаповой, пострадавшего от пожара в 2017 году. Теперь, когда Новая Ладога полыхнула вновь, на кону не только судьбы городских чиновников, но и авторитет федерального следственного ведомства: если после его вмешательства памятники архитектуры продолжают гореть – в чем результат?

njvl1.jpg

Теперь, напоминает СК РФ, «изъяты находящиеся в производстве других правоохранительных органов аналогичные уголовные дела по фактам уничтожения в Новой Ладоге в результате пожара объектов культурного наследия в 2018-2019 гг. и приняты к производству следственным управлением СКР по Ленинградской области». 

Следственными органами бывшей (Ольга Баранова) и нынешнему (Игорь Цыганков) главам администрации Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (Халатность). 

Следствием установлено, что в результате ненадлежащего исполнения обязанностей глав Новой Ладоги с января 2018 года по 17 мая 2020 года «произошли возгорания 6 объектов культурного наследия регионального значения: «Жилой дом двухэтажный из комплекса жилых домов Мухиных», «Жилой дом одноэтажный из комплекса жилых домов Мухиных», «Жилой дом Ж.Ф. Протодьяконовой (дом Стариковых)», «Дом, где в 1918 году проходила 1-я конференция РКП(б) Новоладожского района», «Жилой дом П.В. Шабанина XIX века», «Здание казармы для рабочих Комплекса зданий бывшего казенного винного склада конца XIX – начала XX вв.», что привело к их утрате и повлекло за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов государства по сохранности объектов культурного наследия».

Следствие направило в суд ходатайство об отстранении нынешнего главы администрации Новой Ладоги от должности. Обязанности главы города Ладоги пока что исполняет его заместитель Елена Егорова.

Также «следствием направлены представления в адрес вышестоящих органов власти и других уполномоченных правоохранительных органов, в связи с неприятием надлежащих мер по предотвращению фактов уничтожения объектов культурного наследия, для устранения причин и условий, способствовавших произошедшему».

nonl3.jpg

22 мая 2020 года в Новой Ладоге проведено межведомственное совещание с участием зампредседателя Правительства Ленинградской области и представителей правоохранительных и контролирующих органов региона «по вопросам принятия мер по предотвращению поджогов и возгораний на объектах культурного наследия на территории Ленинградской области». Сергей Сазин заявил на нем, что виновные за уничтожение памятников архитектуры должны понести наказание, в том числе глава городской администрации.

Чуть ранее, 22 мая 2020 года, Следственный комитет извещал, что «после осмотра места происшествия незамедлительно возбуждены уголовные дела по факту уничтожения объектов культурного наследия (ч.1 ст. 243 УК РФ)». Как официально сообщалось, «в ночь с 16 на 17 мая 2020 года в городе Новой Ладоге Волховского района Ленинградской области неустановленное лицо совершило поджог дома 12а по Кузнечному переулку, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия – «Здания казармы для рабочих Комплекса зданий бывшего казенного винного склада конца XIX – начала XX вв.». В результате пожара помещение получило повреждения, которые привели к его уничтожению». Возбуждено также уголовное дело по факту уничтожения в ту же ночь «Жилого дома П.В. Шабанина XIX века», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (ч.1 ст.243 УК РФ).

Эх, где ж вы раньше-то были, государственные мужи… Всю бы эту строгость, уголовные дела, совещания, требования отставок наплевавших на наследие вверенного им города чиновников – раньше, сразу, после первых пожаров, после первых сигналов градозащитников.

Ведь активисты из Новой Ладоги и их соратники из Санкт-Петербурга годами добивались от местных чиновников хоть какой-нибудь реакции на бесконечные факты вандализма.

СМИ цитируют публикацию петербургского «Живого города»: «Достучаться до чиновников, что необходимо выделить небольшую сумму на видеокамеры наблюдения и патрулирование пока не удается – несмотря на то, что на главной улице сгорело уже шесть домов. Зато деньги на плитку, заборы, вырубку деревьев и прочее "благоустройство" в бюджетах находятся исправно».

Координатор «Живого города» Антонина Елисеева подчеркивает: «Не сомневаюсь, что это спланированная акция – два памятника подожгли с интервалом в несколько минут. Пожарных в Новой Ладоге мало, им не разорваться, поэтому сначала подожгли дом на задворках, чтобы дом Шабанина на главном проспекте потушить не успели. Он и выгорел дотла, сохранять там нечего… Это же ансамбль, там замечательная церковь Климентовская, которую сейчас начинают реставрировать, вокруг нее пять домов, пять лет назад все они были целые, хорошие, теперь все сожжены, остался один деревянный флигель».

«Деревянные дома горят не только в Новой Ладоге, и везде основные виновники – не только поджигатели, а те, кто эти дома расселил и бросил, – продолжает градозащитница. –  Мы писали много обращений в администрацию города и области, просили поставить видеокамеры, заключить договор с частным охранным предприятием. И каждый раз получали отписки – миллион причин, почему камеры поставить нельзя: и неэффективно это, и не защитит от поджогов, и нецелевое использование средств, и даже вмешательство в частную жизнь. Почему-то у нас по всей стране под каждым кустом камера, а в Новой Ладоге вдруг нельзя!»

Общественница из Новой Ладоги Екатерина Титова рассказывает, что уничтожение памятников архитектуры в городе не только было сознательным, но и обставлялось как акция устрашения их защитников: «Преступники остались безнаказанными, и это страшно. Ведь предыдущий поджог был настоящей акцией устрашения – на соседнем дереве повесили отрубленную коровью голову, как в фильме "Крестный отец". И этой ночью, когда горели два дома, мы все не спали – наверное, надо просить у армии помощи: город терроризируют, город жгут».

По словам Екатерины Титовой, градозащитники Новой Ладоги несколько месяцев назад письменно обращались к главе СК РФ Александру Бастрыкину с просьбой защитить памятники города. «Он взял это на контроль, нас приглашали в Следственный комитет Петербурга, опрашивали и уверяли, что разберутся. Но СК даже не дал нам ответа, мы не знаем, какие выводы они сделали».

По мнению общественницы, исторические дома сжигают в надежде, что их снимут с госохраны и можно будет застраивать главную улицу города заново: «Город привлекательный, туристический, может быть, кто-то надеется, что сожженные дома выведут из-под защиты, землю отдадут на торги и кто-то на их месте сможет построить новые дома». 

После недавних пожаров с неожиданным заявлением выступил глава Комитета по культуре Ленинградской области Владимир Цой: «Готов обратиться в администрацию Новой Ладоги с просьбой предоставить сгоревший или аварийный деревянный памятник архитектуры в личное пользование с целью реставрации».

Надеюсь, пребывающие на свободе представители руководства городской администрации Новой Ладоги поддержат это начинание.

Происходящее в Новой Ладоге Следственный комитет РФ совершенно справедливо квалифицирует как «существенное нарушение охраняемых законом интересов государства по сохранности объектов культурного наследия».

Но этот тезис требует развития. Как мы показывали недавно в вышеупомянутой «Огненной земле» – памятники архитектуры горят и разрушаются в России повсеместно. И если СК РФ про «интересы государства» говорит всерьез – значит, его следственные бригады должны выезжать во все регионы по всем адресам таких преступлений. Чтобы ответственные – в том числе – за сохранение наследия руководители четко усвоили бы: утрата или повреждение памятника архитектуры приводит в действие четкий механизм: следствие – отставка – уголовка.

И пусть в каждом городе, где гибнут памятники, будет так.

Фото: СК РФ

На главную