Снос дома-памятника – по иску Минкультуры и решению суда

Снос дома-памятника – по иску Минкультуры и решению суда

24.05.2019
Снос дома-памятника – по иску Минкультуры и решению суда

В Омске закончился очень странный судебный процесс. Министерство культуры Омской области подало в региональный арбитражный суд иск к ООО «Омскстрой–инвест», чтобы принудить его к проведению работ по сохранению памятника архитектуры – дома Эннса конца XIX века, которым ООО владеет с 2013 года. Суд министерство выиграло, он обязал собственника провести ремонтно-реставрационные работы до 31 декабря 2020 года. 

Казалось бы, надо радоваться. Но в результате исполнения решения суда памятник архитектуры будет фактически снесен до основания. А затем? Разумеется, построен заново. А зачем?

Замена всего

«Зимой мы сообщали об ужасающем состоянии дома Эннса», – начинает 22 мая свой печальный рассказ Омское областное отделение ВООПИК. Да, в начале февраля 2019 года активисты ВООПИК сообщали городу и миру: «В Омске очень несложно найти памятник, за которым никто не следит. Не успеваешь выяснить ситуацию с одним домом – тут же разваливается следующий. Ухудшилось состояние и без того пребывающего не в лучшем виде дома Эннса, по адресу ул. Сенная 24». Состояние здания стало к тому времени критическим: провалилась кровля, накренился резной фронтон, в стенах зияли дыры.

Минкультуры Омской области, между тем, еще в марте 2016 года утвердило охранное обязательство на памятник и в том же году согласовало проект его реставрации и приспособления. Согласно акту технического состояния, являвшемуся частью обязательства, собственник должен был провести реставрацию дома до 2017 года.

После судебной победы регионального Минкультуры над собственником Омское областное отделение ВООПИК не смогло ударить в литавры: 

«Представители министерства… умолчали о том, что исковые требования подразумевают фактический снос памятника, чего можно было бы легко избежать. Среди прочих требований:

- демонтаж архитектурно-декоративного убранства с последующим сохранением; 

- демонтаж несущих конструкций, находящихся в аварийном состоянии; 

- замену фундаментов; 

- замену кирпичной кладки стен подземной части; 

- замену деревянного сруба и деревянного перекрытия капитальными конструкциями II степени огнестойкости; 

- полную замену несущих конструкций крыши и кровли; 

- замену оконных и дверных изделий; 

- замену и реставрацию сохраняемых деталей архитектурного декора фасадов. 

Не совсем ясно, зачем сносить стены, фундамент, и т.п. и уж тем более – зачем требовать это в суде. Понятно, что скорее всего есть проект, который это все предполагает, и они требовали в исковом заявлении привести в соответствие с проектом. Но зачем тогда было делать такой проект и согласовывать его? 

К тому же собственник «Омскстрой-инвест», по факту сгноивший дом, доведя его до исключительно аварийного состояния, по решению суда никак не наказан, не привлечён к какой-либо ответственности, и лишь получил новый срок вышеупомянутых обязательств до конца 2020 года». 

Действительно, все эти «меры по сохранению» не только предусмотрены проектом и одобрены историко-культурной экспертизой, но и прямо прописаны в опубликованном решении Арбитражного суда Омской области от 29 апреля 2019 года. 

Теперь даже если собственник вдруг захочет сохранить памятник во всей его подлинности – он нарушит волю суда. Правда, решение может быть обжаловано до 29 мая. Чудны дела ваши, о российские правосудие и госохрана памятников… 

Аппликация деревом по бетону и кирпичу

omsk23.jpg

Впрочем, подобные «реставрации» для Омска вовсе не новость. Тот же омский ВООПИК в январе 2019 года описывал, как проходят «работы по сохранению» двух деревянных домов-памятников 1920-х гг.: 

«Сделали более качественное фото обкладки сруба домов по ул. Маяковского, 11, 13. Вернее, уже можно говорить "дом" в единственном числе, так как они будут соединены вставкой. Сруб промаркирован исключительно номинально, используется как пиломатериал, так как исторические и современные проёмы окон и дверей не совпадают. Ранее можно было видеть, как на месте оконного проёма находятся несколько брёвен, которые приходится отпиливать. На очереди наличники, восстановить которые на скорую руку не получится.

Интересно, прибьют ли исторические деревянные серп и молот на здание, ведь они символизируют то, чем дом и был ценен - редкий образец советского рационального модерна. Вот такие проекты реновации проходят экспертизу и согласование в Омске». 

omsk24.jpg

По сообщению местных СМИ, эта вивисекция проделывается с домами работников водоподъемной станции, построенными в 1927 году. В 2008-м они были признаны аварийными и расселены. «Памятники архитектуры в Омске реставрируют по новой технологии» – трудно понять, шутят ли коллеги из «Оm1.ru», придавая сообщению такие заголовки, или говорят всерьез. 

Как сообщается, одно время рассматривался проект, по которому деревянные дома собирались встроить в новый 12-этажный жилой комплекс. Но пронесло.

omsk21.jpg 

Зато «в итоге победил проект, согласно которому здания предполагалось разобрать по бревнышку, обработать каждое специальным составом, а затем сложить их сверху на кирпичную основу. Внутри получается совершенно новое здание, а снаружи остается прежним».

Сергей Костарев, профессор Омского госуниверситета путей сообщения, так охарактеризовал этот метод: «Знаете, это как радоваться лебедям из покрышек или детским площадкам из выброшенных пластиковых бутылок. Кто-то считает это красивым, а для меня — это признак убожества».

Досье. Дом Эннса – объект культурного наследия регионального значения, поставлен на государственную охрану решением Омского облисполкома от 22 января 1991 года No 20. Зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под № 551410084100005.

Фото: Омское областное отделение ВООПИК, om1.ru

На главную