Управление неуправляемыми рисками

Международные эксперты - о спасении и уроках Нотр-Дама
"Хранители Наследия"
Сводки о состоянии собора Нотр-Дам приходят в ежедневном режиме. Теперь, когда прошел первый шок, эксперты размышляют о том, как трагедия повлияет на отношение к наследию в принципе, какие выводы и уроки необходимо извлечь, каким будет собор после реставрации и кто ее будет делать?
Вице-президент ассоциации по защите памятников Франции Жюльен Лаказ заявил, что «это будет другой собор с внешностью Нотр-Дама. Это будет кафедральный собор XXI века, это будет свидетель нашей эпохи. Каким символическим значением он будет обладать и будет ли, это вопрос».
Министр культуры Франции Франк Риестер заявил в субботу, что пострадавший от пожара собор Парижской Богоматери почти полностью спасен от риска разрушения. "Нотр-Дам в настоящее время почти что спасен от разрушения… И это отличная новость", - заявил Риестер в эфире телеканала France2.
Он уточнил, что все нестабильные места сооружения, а именно декоративные элементы фасадов западной и северной частей собора, а также южная башня, были "защищены и стабилизированы". "Остался свод. В нём есть ещё несколько нестабильных мест, и поэтому команда министерства культуры вместе с предприятиями работают над тем, чтобы убрать оттуда строительный мусор, который все ещё есть на своде, и постепенно накрывают его брезентом. Когда это будет сделано, можно будет сказать, что Нотр-Дам спасен".
Мы обратились к российским и международным экспертам, с которыми ранее делали интервью и которые являются постоянными консультантами и комментаторами нашего сайта, с двумя блоками вопросов:
1. Мы привыкли думать, что система охраны наследия и реставрации во Франции – довольно сильная и стабильная. Как вы думаете, почему же стала возможна такая трагедия, с таким всемирно известным и ценным памятником? Какой урок из случившегося должна извлечь Франция, да и мы все?
2. Исторический собор сильно поврежден. После реставрации, как вы думаете, останется ли он символом Средневековья?
И – вот какие ответы мы получили.
Донован Рипкема (США) - президент международной фирмы Heritage Strategies International (HSI), специализирующейся на стратегическом планировании в области управления наследием. Член Совета консультантов Национального траста охраны исторического наследия США
- 1. Я думаю, что система охраны наследия и реставрации во Франции действительно очень сильная и стабильная… возможно, одна из лучших в мире. Мы ничего не можем утверждать наверняка, пока не закончено следствие, но самое очевидное предположение на данный момент – это ошибка или неосторожность в процессе реставрации. У нас могут быть лучшие законы в мире, но, если рабочий на лесах допускает халатность, вся система защиты и охраны оказывается бессильной. Таким образом, урок состоит в том, чтобы усилить понимание и осознание важности вопросов безопасности, аккуратности и лучших практик – в каждом работнике, на каждом проекте по наследию, чтобы это понимание присутствовало в каждый момент времени, когда человек трудится на объекте культурного наследия.
2. Не знаю, насколько это работает где-то еще, но в США очень часто усиливается интерес и забота о наследии на местном уровне после утраты исторических зданий, которые ценились всеми. Возможно, случившееся с памятником, который, очевидно, важен не только для Франции, но и для всего мира, приведет к тому, что усилится интерес и забота о сохранении наследия в целом. И важно то, что хотя Нотр-Дам – структура религиозная, чувство потери (или возможной утраты) испытывали люди, находящиеся вне церковных связей, не являющиеся христианами. Люди каждой страны и культуры продемонстрировали, что считали Нотр-Дам «своим», а не только христианским или каким-то еще. Я думаю, это лучший образец концепции «выдающейся универсальной ценности», которая и является основанием для включения памятника в Список Всемирного наследия. Так что – да, после реставрации, я уверен, Нотр-Дам не только останется символом и памятником Средневековья, но станет для нас еще и символом того, что надо ценить и защищать наши ресурсы наследия, иначе они исчезнут – случайно или специально.
***
Фабрис Дюфо (Франция) – руководитель международного отдела французской ассоциации REMPART, занимающейся организацией волонтерских работ на памятниках архитектуры по всему миру
- 1. Система сохранения и реставрации во Франции – одна из наиболее эффективных в мире: ее структура и нормы, известные как "Code du Patrimoine" (Кодекс наследия), предлагают эффективные и надежные основы для жизни памятника в долговременной перспективе. Во Франции и профессиональное сообщество, и простые люди сохраняют доверие к этой системе, которая в течение двух столетий доказала свою способность к сохранению наследия, а также пригодность для новых видов наследия. По-прежнему, число охраняемых объектов и разная степень сохранности требуют огромного бюджета и постоянного ухода. Наследие представляет собой неисчислимый ресурс с точки зрения экономики и туризма, и мы часто говорим о том, что финансовые средства, предназначенные для его восстановления, не пропорциональны этим общим доходам... С момента драматических событий, поступают миллионы евро пожертвований из Франции и со всего мира, что говорит об универсальной ценности и значении памятника, но также и о том, что финансовые средства – есть и могут использоваться чаще и вовремя, не только в момент утраты, но идти и на поддержание, и на реставрацию памятника. В этом случае вложения будут еще и более эффективны. Мы знаем, что регулярное поддержание и уход – самое важное для памятника. Что же касается Нотр-Дама, то несчастный случай парадоксальным образом случился как раз в момент реставрации шпиля. Реставрация столярных элементов на древнем здании чрезвычайно ответственна, и примеры пожаров, случающихся в этот момент на памятниках, многочисленны. Подводка электричества, кабелей, сетей, использование техники внутри сухого и чувствительного пространства – это всегда риск. Значит ли это, что мы должны просто идти на этот риск? Конечно, нет, но это значит, что мы должны его учитывать и иметь жесткую схему управления рисками… В случае Нотр-Дама так и было, но что-то в этой цепи не сработало. Сейчас идет следствие. И мы, несмотря на огромный шок, должны уважать работу следователей. В любом случае, реставрация начнется через несколько месяцев и уже понятно, какие страстные дебаты будет вызывать каждый шаг и выбор, который предстоит реставраторам, архитекторам и кураторам.
***
2. Исторический собор действительно серьезно поврежден, видеть его без крыши и шпиля – главных символов Нотр-Дама – очень больно. Части свода обрушились под весом шпиля; тонны воды были использованы для борьбы с огнем, и потребуется время, чтобы оценить влияние этой воды на кладку. Но первоначальная структура здания нетронута, колокольня сохранилась, множество витражных окон, в том числе и самых красивых, - уцелели, орган также не пострадал, равно как и многочисленные произведения искусства, которые находились в безопасных местах. Нотр-Дам останется сокровищем готической архитектуры.
Следует иметь в виду, что собор менялся с течением времени, вплоть до знаковой реставрации, предпринятой Eugène Viollet-le-Duc в середине XIX века. И сегодня значение этого памятника как одного из лучших образцов готического стиля не ставится под сомнение, поскольку он остается, очевидно, шедевром средневековой архитектуры Западной Европы.
Сегодня у нас во Франции есть все ресурсы, чтобы справиться с предстоящей реставрацией – в плане материалов, стиля и духа этого места. Однако объем и продолжительность работы потребуют значительных квалифицированных людских ресурсов, и это притом, что многие профессионалы уже заняты на других проектах. Но у нас есть реставрационные школы, консервационные учебные центры, ассоциации ученичества, которые передают и сохраняют знания, накапливаемые со времен Средневековья. Безусловно, эти учреждения, а также государственные органы понимают, что сейчас потребуется большой кадровый набор и повышение квалификации, особенно среди молодежи. Таким образом, существует реальная проблема в привлечении людей, студентов, молодежи в целом к реставрационным профессиям: я имею в виду каменотесов, плотников… И здесь свой вклад может внести и REMPART, который каждый год обучает молодежь на памятниках традиционным ноу-хау. В ближайшие месяцы пройдут интересные дискуссии по этим темам. Нужно извлечь что-то позитивное из этого печального события и использовать его как шанс для древних строительных ремесел вернуть себе место, которое принадлежит им по праву.
Сергей Куликов, главный архитектор ЦНРПМ (Москва)
- Конечно, произошла ужасная трагедия, но не первая в истории Нотр-Дам: вспомним реконструкции и переделки XIX века, вспомним страшный пожар 1914 года. Собор постоянно находится в состоянии изменения, реставрации, постоянно в лесах... Так что и после сегодняшних событий памятник все равно продолжит жить и останется символом Парижа. Трагедия произошла не из-за реставрации, как сейчас говорят, а из-за халатности. Важно правильно расставить акценты. И важна в этой ситуации - реакция общества. Это стало общей трагедией, национальной. И уже в первые часы нашлись деньги на реставрацию... Давайте сравним с нашей ситуацией с утратой Кондопоги, когда нужную сумму до сих пор не могут собрать. А уж про сам храм помнят и переживают только профессионалы, большинство людей - и забыли совсем.