«Восстановить, сохранив исторический облик»

«Восстановить, сохранив исторический облик»

08.04.2016
«Восстановить, сохранив исторический облик»

Что могло уцелеть в здании Минобороны РФ после пожара

Александра Меркулова

Как известно, после пожара, случившегося 3 апреля 2016 года в «старом здании» Минобороны РФ на Знаменке, 19, министром обороны Сергеем Шойгу была «поставлена задача оценить степень повреждения здания в результате пожара и, прежде всего, его несущих конструкций. Сергей Шойгу поручил в кратчайшие сроки восстановить здание, полностью сохранив его исторический облик», - так цититировали информагентства слова официального представителя Минобороны РФ генерала-майора Игоря Конашенкова.

В Мосгорнаследии поясняют, что горела та часть здания, которая не входит в состав объекта культурного наследия.

al5.jpg

Военные и прочие мемории

Внешний облик здания, которое является охраняемым государством объектом культурного наследия, сохранить, вероятно, проще, чем исторические и мемориальные интерьеры.

Немногие знают, например, что в здании Минобороны на Знаменке существует небольшой музей - мемориальный кабинет (на заглавном фото) маршала Г.К. Жукова, открытый в 1996 году к 100-летию со дня его рождения. Жуков работал здесь в 1941 году в должности начальника Генштаба РККА, в 1953-1955 годы - первым заместителем министра обороны, а с февраля 1955-года по октябрь 1957 года - в должности министра обороны СССР. С экспозицией можно ознакомиться как виртуально, так и визуально, по предварительной записи.

Во время пожара СМИ тревожно сообщали, что пожарные пытаются отстоять мемориальный кабинет Жукова от огня, но Минобороны заявило, что угрозы ему нет и не было: «Мемориальный музей-кабинет имени маршала Георгия Жукова находится в другом корпусе Минобороны на улице Знаменка».

Историк Ирина Левина, изучавшая прошлое старинного здания, предполагает, что не пострадали от огня и другие интерьеры, в первых двух этажах сохранявшие отделку XIX века, в частности, Актовый зал, некогда бальная зала дворца Апраксиных на Знаменке. Пожар происходил, во-первых, в трех верхних этажах, надстроенных в советскую эпоху, во-вторых, им было в наибошльшей степени затронуто боковое крыло здания вдоль Большого Знаменского переулка, а не главный корпус по Знаменке. Однако многочасовая «проливка», с помощью которой пожарные нейтрализовывали очаги возгорания в перекрытиях, скорее всего, затронула и исторические помещения. Остается надеяться, что военные, выполняя приказ министра обороны, сочтут, что он относится не только к внешности здания.

Тем временем в Мосгорнаследии нам сообщили, что горевшее боковое крыло министерского здания не входит в состав объекта культурного наследия. Осмотреть изнутри главный корпус вдоль улицы инспекторам столичного госоргана возможности пока не предоставили – там идут послепожарные следственные действия.

Пласты истории

После пожара, естественно, продолжается разбор завалов горевших помещениях «старого здания» Министерства обороны. А мы хотели бы так же - пласт за пластом - «разобрать» историю этого замечательного дома на замечательной улице, в котором за время его жизни перебывало множество замечательных людей.

Знаменка, существовавшая уже в конце XV века, пролегла по трассе одной из дорог, соединявших Кремль с Можайской дорогой. Коренные жители окрестностей улицы – посадские торговые и ремесленные люди Арбатской чёрной сотни. В 1565 году, когда улица вошла в опричную часть Москвы, здесь стали селиться высшие придворные чины и прочий служилый люд. Местные жители составляли приходы нескольких церквей: каменного храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Старом Ваганькове, деревянных церквей Знамения Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, Саввы Стратилата и Тихона Чудотворца. Все деревянные церкви в XVII веке были отстроены в камне, но ни одна не сохранилась.

al7.jpg

Усадьба

Владение Степана Степановича Апраксина – обширная аристократическая усадьба неправильной формы, сложившаяся из двух смежных территорий по левой стороне Знаменки. В главном доме, построенном в 1790-х гг. предположительно по проекту знаменитого итальянца Франческо Кампорези, были использованы более старинные палаты, стоявшие на углу Знаменки и Большого Знаменского переулка (и даже сохранялся переход к церкви Знамения).

Купил Степан Степанович Апраксин владения и отстроился в 1790-е, но поселился здесь после повторного выхода в отставку в 1809 году. Один из самых красивых мужчин своего времени, он происходил из не самой блистательной ветви рода Апраксиных, ведущего свою историю с конца XIV века. Родился он в Риге в 1757 году, рано осиротел и воспитывался в доме у своей старшей сестры Марии Талызиной. Как водилось, с младенчества записан прапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк. Военная карьера крестника императрицы развивалась стремительно. На действительную службу он поступил в 15 лет и был произведен в капитаны. Участвовал в крымских походах против турок против турок, за 11 лет дослужился до бригадира и в таком чине определен в Астраханский драгунский полк на Кавказе. Там отличился в боях, был награжден орденом святого Владимира 3-й степени. Через три года был произведён в генерал-майоры, назначен шефом Астраханского драгунского полка и в тот же год награжден орденом Святой Анны. Участвовал в осаде Очакова. В чине генерал-лейтенанта участвовал в польской кампании под командованием Александра Суворова, пользовался его особым расположением.

В царствование Павла IАпраксин сначала был повышен - 3 декабря 1796 года назначен шефом Астраханского драгунского полка, через два года произведен в генералы-от-кавалерии. Но уже в декабре 1798 года вышел в отставку по болезни. Как многие «суворовские» любимцы, да, собственно и сам Александр Васильевич, отношения которого с Павлом Iбыли то, что называется stormy.

В 1793 году, за 5 лет до первой отставки, Апраксин после довольно скандальных похождений женится. Избранница его – 23-летняя княжна Екатерина Владимировна Голицына, младше мужа на 13 лет. Она была фрейлиной Екатерины II, числилась кавалерственной дамой ордена св. Екатерины 2-й и 1-й степеней и в звании статс-дамы состояла гофмейстериной великой княгини Елены Павловны. Брак считался вполне счастливым, супруги родили трех дочерей и двух сыновей.

С воцарением Александра IАпраксин снова поступил на службу. В 1803 году был назначен на должность Смоленского военного губернатора. В 1807 году по Высочайшему повелению на Апраксина было возложено формирование 16-й пехотной дивизии, с которой он находился в походе на Дунай до апреля 1808 года.

В 1809 году Апраксин вторично вышел в отставку и поселился в Москве в своём доме на углу Знаменки. 52-летний барин вел образ жизни московского вельможи со всеми вытекающими их этого обстоятельства балами и приемами.

Краевед Ирина Левина подробно рассказала о замечательных балах в доме Апраксина, о подробностях расположения зданий в усадьбе и, кстати, о событиях 1812 года: «Тогда дом не сильно пострадал, единственное, он был разграблен. Но Степан Апраксин и его наследники не писали о каком-то крупном ущербе. Интересно, что и этот дворец, и дворец напротив, который принадлежал Воронцовым, не пострадали от пожара 1812 года. Это те 5% построек, которые уцелели от огня».

Штаб вражеской армии

Когда наполеоновская армия вошла в Москву, дом Апраксина был реквизирован. В нем обустроился Интендантский штаб французской армии. В этом качестве, в связи с хозяйственными подробностями обеспечения Великой Армии, дом упоминается в письмах одного из офицеров штаба, Мари-Анри Бейля, известного под именем Стендаль.

Театр

После освобождения Москвы, в этой части владения (Знаменка, 19) Апраксин обустраивает театр. В 1814-18 годах представления здесь давала труппа Московского императорского театра, после её сменил крепостной театр Апраксина, в котором перебывала вся Москва. Особо отмечается визит Александра Пушкина в 1827 году, предположительно он слушал оперу Россини «Сорока-воровка», которая была в ту пору в репертуаре театра.

al1.jpg

Александринский сиротский приют

Степан Степанович Апраксин умер в Москве 8 февраля 1827 года. После его смерти дом отошел государству.

Страшная эпидемия холеры, которая в начале 1830-х годов прокатилась по всей Европе, не обошла, увы, и Москву. Николай I лично отправился с инспекцией в Москву, чтобы проверить, все ли необходимые меры безопасности предприняты. К сожалению, потери были большие. И множество детей осиротело, в том числе и в дворянских семьях. Для воспитания этих сирот и был создан Александринский сиротский институт, который долгое время называли холерным. В 1832-1833 гг. на этих целей здание было перестроено архитектором И.Д. Васильевым. Создатели программы обучения в институте вдохновлялись кадетскими корпусами. В дальнейшем, выяснилось, что выпускники последних – ценнейший кадровый военный резерв. И тогда высочайшим рескриптом от 25 декабря 1849 года в Москве был создан Александринский сиротский кадетский корпус для 400 сирот штаб- и обер-офицеров, а также военных и гражданских чиновников из потомственных дворян.

al2.jpg

Александровское военное училище

В 1863 году на базе Александринского корпуса создается Александровское военное училище. Вместе со зданием из бывшего кадетского корпуса в училище были переданы церковь, библиотека, архив и всё материальное имущество. Александр II взял шефство над училищем, в дальнейшем шефами были и Александр IIIи Николай II. Преподавательский состав училища был блистательным. Лучшие профессора Московского и Петербургского университета учили будущую военную элиту страны химии и французской словестности, математике и русскому языку. Можно перечислить, например, такие имена как Адольф Пако, Федор Корш, Василий Ключевский, Сергей Соловьев, Яков Вейнберг и т.д. Лучшие ученики военного училища многие годы служили царю и Отечеству. Широко известны лишь 43 фамилии выпускников, которые за успехи в учебе были отмечены на памятной доске в училище.

В училище принимали, в основном, дворянскую молодежь из выпускников военных гимназий. Срок обучения составлял два года. В Первую мировую войну сначала обучение сократили до четырех месяцев и начали брать даже женатых мужчин до 30 лет. В 1916 году двери училища открылись и для молодежи из других, не дворянских, сословий. А потом и для женщин. В 1917 году в училище обучалось около двух тысяч юнкеров. В этом же году выпустился первый и последний курс девушек-прапорщиков. Сюжет фильма «Батальонъ» основан на историях выпускниц училища. Стоит добавить, что Александровское училище окончил Александр Куприн, в своем романе «Юнкера» он описал подробности жизни в этом учебном заведении. И, соответственно в сериале «Юнкера», по мотивам этого романа, тоже можно встретить такое действующее лицо, как Александровское училище. События, связанные с выпускниками этого училища, впрочем, вполне художественно преображенные, Никита Михалков использовал в «Сибирском цирюльнике».

al3.jpg

1917 год

В октябрьские дни во время московского большевистского переворота в помещении Александровского училища находился оперативный штаб Московского военного округа. Разместившиеся в училище офицерские отряды и юнкера оказали серьезнейшее сопротивление Красной гвардии. Училище стало последним оплотом "белого движения" в Москве. Оставшиеся в живых сдались лишь после интенсивного артобстрела.

Училище было упразднено. В дальнейшем судьбы училища и здания, которое оно занимало, разошлись. В здании обустроился Революционный военный совет, а затем Народный комиссариат обороны СССР. 

А училище, как курсы офицеров, в 1919 году набрало учеников в Екатеринодаре и Ейске. С 1 марта 1921 года оно именовалось как Александровское генерала Алексеева военное училище. В дальнейшем существовало в эмиграции как своего рода alumniclub, состоящий, из живущих в разных странах, выпускниках училища. Училище 1928-1932 гг. издавало в Болгарии газету «Александровец», всего вышло 55 номеров под редакцией генерала А. А. Курбатова.

Министерство обороны СССР

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предполагал радикальную реконструкцию центральных площадей и улиц города и на многие годы предопределил изменения лица города. Историческая застройка или сносилась, или радикально перестраивалась, или просто прирастала этажами. Среди всех возможных вариантов, Апраксинский дворец ждала вполне завидная судьба. Да, конечно, в 1944-46 гг. здание было подвергнуто серьезным изменениям, но проект разрабатывали большие советские архитекторы Михаил Посохин Ашот Мндоянц. И в результате оно приобрело еще большую значительность и монументальность, свойственные сталинскому периоду московской архитектуры. Ну и этажей тоже прибавилось. Поскольку здание готовилось для военных, в чем-то наследуя традиции ушедшей империи, фасад был декорирован гербом СССР, знамёнами и военными атрибутами. 

Фото: Министерство обороны РФ, babal5919.narod.ru, pastvu.com.

На главную