Жены миросносицы
Столичные эксперты гастролируют во Пскове и одобряют 36-метровую застройку в зоне охраны
Константин Михайлов
16 июня 2020 года Псковское областное собрание депутатов будет рассматривать проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия на Мироносицком кладбище в псковском Завеличье – церкви Жен Мироносиц XV–XVI вв. (федеральный памятник) и надвратной колокольни XIX века (региональный). Проект поддерживает губернатор Псковской области Михаил Ведерников – именно он 26 мая внес проект постановления о его утверждении в региональный парламент.
Проект заранее вызвал скандал, поскольку предполагает строительство в «зоне охраны» новых зданий до 36 метров в высоту. По нашей информации, именно с этим проектом связана недавняя скоропостижная отставка руководителя регионального госоргана охраны памятников Натальи Тихомировой, которую губернатор уволил за необеспечение согласования проекта в указанный срок.
Увертюра: вандализм в средневековом храме
Рассмотрению проекта зоны охраны предшествовал еще один скандал – с неприкрытым вандализмом на самом средневековом храме Жен Мироносиц. Псковские общественники только что обнаружили, что в боковой апсиде церкви грубо растесано древнее щелевидное окно.
По словам зампредседателя Совета Псковского областного отделения ВООПИК Ирины Голубевой, на объект уже выезжали представители регионального комитета по охране памятников: «заактировали изменения, в дальнейшем действиям настоятеля будет дана соответствующая оценка».
Как считает Ирина Голубева, памятник испорчен самовольным вмешательством: «Начало этому было положено еще в прошлом году, когда было оборудовано крыльцо. Никто на это не отреагировал – и дальше пошло-поехало».
В проекте зон охраны храма Жен Мироносиц, увы, все пошло-поехало еще дальше.
Предыстория: проект на проект
Памятники Мироносицкого кладбища во Пскове отнюдь не оставались доселе без зон охраны. Псковское областное Собрание депутатов еще 28 апреля 2015 года приняло постановление № 1144 (Псковская область – единственная в России, где зоны охраны памятников архитектуры утверждаются не келейно в региональном органе госохраны и не в областной администрации, а публично в региональном парламенте) «Об утверждении границ зон охраны, особых режимов использования земель в границах территорий зон охраны и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Жен Мироносиц, XV в. и часовни XVI–XVII вв.».
Однако в декабре 2015 года в Единый госреестр памятников России был включен объект культурного наследия регионального значения – «Колокольня надвратная на Мироносицком кладбище», 1844, 1881 гг. Согласно законодательству, в случае появления в зонах охраны новых объектов культурного наследия, их регламенты подлежат «уточнению». Пять лет во Пскове это никого особенно не заботило, но 10 февраля 2020 года региональный комитет по охране памятников принял решение о разработке нового проекта объединенной зоны охраны – для храма и колокольни.
Именно этим обстоятельством обосновывается необходимость нового проекта. И – следите за руками: появление новых памятников на территории зоны охраны влечет за собой ослабление ее градрегламентов и разрешение новой застройки высотой до 36 метров. Проектировщики – просто волшебники. Но разумеется, такие чудеса не были бы возможны без обслуживающих подобные предприятия экспертов.
Тяжелая экспертная артиллерия
Акт государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающий новый проект объединенной со строительством зоны охраны, опубликован Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области. Для начала отмечу пару странностей. Разработчик проекта в тексте документа не называется, как будто возник он ниоткуда или «откуда надо». (В самой проектной документации научным руководителем назван директор ГАУК Псковской области «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» Алексей Калиненко, а руководителем и разработчиком проекта – начальник отдела этого ГАУК Мария Лисенкова.)
А договор на проведение государственной историко-культурной экспертизы 7 апреля 2020 года заключен заказчиком – тем же ГАУК – не непосредственно с экспертами, а с индивидуальным предпринимателем Рябченко Еленой Михайловной, что обитает в Москве на Новом Арбате.
Впрочем, хотя бы имена экспертов в тексте Акта есть – и они свидетельствуют, что для градостроительного прорыва в Завеличьи применена тяжелая столичная экспертная артиллерия: Мария Нащокина (НИИТИАГ), Елена Баширова и Елена Соловьева (обе – ГУП г. Москвы «Специализированная дирекция объектов культурного наследия»).
Высокочтимые экспертные жены, разумеется, одобряют проект, изменяющий режимы использования земель и градрегламенты действующей зоны охраны. Сегодня на расположенных по соседству с Мироносицким кладбищем территориях стадиона «Электрон» и Псковского завода радиодеталей допускается строительство зданий высотой не более десяти метров. В новом проекте максимальная высота объектов допустимого здесь строительства – уже от 12 до 36 метров. Зону охраняемого природного ландшафта, имеющую самые строгие ограничения, проект предлагает сохранить на двух участках – в сквере перед кладбищем и на узкой береговой полосе ниже стадиона «Электрон». Степановский лужок обращается в зону регулирования застройки с высотой строений до 10 метров. Очень удобно для коттеджного строительства.
Природный и историко-культурный ландшафт Пскова, конечно же, страдает без 12-этажных новостроек
В Акте экспертизы, между тем, говорится, что что принятие нового проекта обеспечит «разумные и достаточные меры по сохранению композиционных и функциональных связей объектов культурного наследия регионального и федерального значения». Весьма интересная формулировка – похоже, эксперты считают, что меры по охране памятников бывают еще неразумные и избыточные.
Читаем экспертизу: «Проведенный визуально-ландшафтный анализ показал, что постепенное повышение высотности застройки до 36 м на удаленных (более 500 м) от Мироносицкого кладбища участках, расположенных к северу и северо-западу, не окажет негативного влияния на восприятие главных градостроительных доминант Мироносицкого комплекса со стороны Коммунальной улицы – основной трассы района». Далее: строительство в зоне охраны (на фактических пустырях, которые так легко обратить в ландшафтные парки) зданий высотой в 15 и 36 м «не нарушит видовых раскрытий объектов культурного наследия, не исказит композиционных связей с окружающей застройкой и ландшафтным окружением».
Со стороны Коммунальной улицы, быть может, не нарушит, не исказит. А вот как быть с тем, что появление 36-метровых объектов, т.е. 12-этажных домов в долине реки Великой просто разорвет сохраняющуюся визуальную связь между Псковским Кромом и Петропавловским Сереткиным монастырем? Или в ту сторону экспертам заказчиком глядеть не велено? А как быть с тем, что в приречной панораме древнего Пскова появятся новые визуальные доминанты, которые ее взорвут?
Схема сохраняющихся пока визуальных связей между памятниками древнего Пскова. Справа – Кром с Троицким собором, слева – храм Петропавловского Сереткина монастыря, в центре – Мироносицкое кладбище. 12-этажные новостройки по новому проекту зон охраны внедряются в этот "магический треугольник"
Нет ответа. Не удивительно, что новый проект не предусматривает для памятников Мироносицкого кладбища никакой охранной зоны, а прямо и деловито переходит к зонам регулирования застройки. Естественно: по мнению экспертов, «в непосредственном окружении памятников практически отсутствует доподлинная историческая и природная среда объектов культурного наследия».
Псковская пресса отмечала, что пересмотр зон охраны памятников Мироносицкого кладбища связан с предполагаемым строительством рядом со стадионом «Электрон» парка «Россия – моя история». Однако его проекты предусматривают застройку высотой не более 12–15 метров. А вот 36-метровые дома в зоне охраны – явно в интересах каких-то других застройщиков.
Призыв к министру культуры
Новый проект зон охраны, к моему глубокому сожалению, успело согласовать Минкультуры РФ (извещение о том, подписанное врио директора Департамента госохраны культурного наследия министерства И.С. Дашкевичем, поступило во Псков 1 июня 2020 года.
А 10 июня зампредседателя Комитета по законодательству и местному самоуправлению Псковского областного Собрания депутатов Лев Шлосберг отправил министру культуры РФ Ольге Любимовой письмо с призывом отозвать согласование проекта «в связи с грубыми нарушениями норм федерального законодательства об охране объектов культурного наследия при его подготовке и выдаче».
Как совершенно справедливо пишет Лев Шлосберг, «предметом нового проекта объединенной зоны охраны по существу являются градостроительные изменения, ухудшающие характеристики природной и историко-градостроительной среды объектов культурного наследия»; «Уничтожаются композиционные связи природного ландшафта, включая долину реки Великой, с объектом культурного наследия «Церковь Жен Мироносиц, XV в., и часовни, XVI–XVII вв.», и связанными с ней объектами культурного наследия федерального значения Троицким собором с колокольней и церковью Петра и Павла Сироткина монастыря»; «Категорически недопустимо назначение в зоне ЕЗРЗ 2.2. высотных регламентов застройки высотой до 36.00 м (12 этажей), перекрывающих визуальные раскрытия между объектами культурного наследия, а также назначение ЕЗРЗ 2.1. взамен зоны охраняемого природного ландшафта, характерного для исторической среды указанных объектов культурного наследия и всего комплекса Мироносицкого кладбища». «Полагаю, что и сам проект, и государственная историко-культурная экспертиза проекта выполнены недобросовестно, с нарушением норм федерального законодательства об охране объектов культурного наследия», – резюмирует депутат.
Схема новой объединенной зоны охраны памятников Мироносицкого кладбища. Красные квадратики – объекты культурного наследия. Зеленые полоски – охраняемый природный ландшафт, а все остальное – "зоны регулируемой застройки". В центре "зоны охраны", на участке ЕРЗ-2.2, разрешается строительство объектов высотой 36 метров. Охранная зона проектом не предусмотрена
«В условиях глубокой секретности»
Для «Хранителей Наследия» – комментарий аттестованного Минкультуры РФ эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы, зампредседателя Совета Псковского областного отделения ВООПИК Ирины Голубевой:
«Причиной переработки зон охраны памятников Мироносицкого кладбища стала необходимость изменения высотных регламентов в зоне регулирования застройки памятника под планируемое строительство. Новый проект единой зоны охраны буквально продиктован утвержденным Администрацией г. Пскова в августе 2019 года проектом планировки и межевания территории, в котором предусмотрены такие объекты, как здание исторического парка «Россия – моя история»; здание многофункционального гуманитарно-образовательного центра; зоны объектов спорта и рекреации.
Разработка проекта проходила в условиях глубокой секретности: сотрудникам Комитета по охране культурного наследия было запрещено давать информацию по этому вопросу. Проект не был рассмотрен Научно-методическим и Общественным советами при Комитете, что до этого являлось обычной практикой. О сути проекта мы узнали только после публикации Акта ГИКЭ на сайте Комитета, ознакомиться с самим проектом удалось уже в конце срока т. н. «общественного обсуждения». После отсылки замечаний по Акту мы с коллегой-архитектором ответов по существу заданных вопросов от Комитета не получили, но наши замечания при этом были сочтены необоснованными.
Помимо замечаний по нарушениям законодательства – Положений о зонах охраны объектов культурного наследия и об историко-культурной экспертизе, полное неприятие у профессиональной общественности – членов объединенного Арховета – вызвало качество нового проекта зон охраны. Проект содержит градостроительные ошибки и направлен не на защиту памятников, а на разрушение историко-культурного контекста значительной части исторического Пскова.
Так, один из участков новой единой зоны регулирования застройки располагается в центре сектора визуального раскрытия между памятниками федерального значения – Троицким собором, главной городской доминантой, маленькой церковью Петра и Павла Сироткина монастыря и церковью Жен Мироносиц. Эти объекты являются частью историко-градостроительного каркаса Пскова. Регламентом нового проекта, с назначением высоты застройки до 36 м (12 этажей) сектор перекрывается, разрушая визуальное взаимодействие между памятниками.
Другим неприемлемым решением нового проекта является изменение большой территории прибрежной зоны охраняемого природного ландшафта в зону регулирования застройки (высотой до 10 м), и эта инициатива принадлежит исключительно авторам проекта зон охраны, т. к. не предлагалась ранее даже строительными проектами.
Удивительно (а может, уже и нет!), как обремененные регалиями и опытом московские коллеги-эксперты могли положительно оценить такой непрофессиональный и абсолютно некачественный проект, во многих частях просто бессмысленный. Заявленные авторы проекта не имеют специального образования, никогда не работали с архитектурными, а тем более градостроительными проектами.
Совершенно ясно, что проекты зон охраны могут быть изменены, но только при условии презумпции защиты памятников и улучшения окружающей памятник среды. Здесь же, с нашей церковью Жен Мироносиц, с берегом реки Великой, у границы исторического поселения «Город Псков», происходит напористая манипуляция, в которой интересы современного застройщика, не совпадающие с интересами охраны наследия, нагло выдаются за эту охрану».
Дорогостоящий социальный заказ
Сильные мира псковского в последние месяцы формулируют в печати своеобразный социальный заказ: охрана памятников должна быть комфортна и не доставлять неприятностей и хлопот предпринимателям и потребителям. Известный во Пскове бизнесмен Игорь Савицкий, например, о жизни исторического поселения высказывается так: «Нет никакого закона и нормативов, которые запрещали бы нам строить многоэтажные здания. Есть просто инициатива неких чиновников местного уровня, ничем не обоснованная. Это очень мешает городу, подрывает экономику Пскова. Это сильно портит внешний вид города… В ограничениях, которые вводятся, нет ничего разумного, город идет в экономический тупик».
А председатель Псковского областного Собрания депутатов Александр Котов рассказывает, что «рассматривается возможность» изменения существующего проекта охранной зоны Псковского кремля – стержневого элемента защиты облика и ландшафтов исторического Пскова. Зачем? Видите ли, «в зоне охраняемого природного ландшафта… невозможно вести никакую предпринимательскую деятельность, и эта территория для отдыхающих псковичей становится абсолютно пустой». Жалуются предприниматели и, конечно же, граждане – стало быть, «соответствующие предложения по изменению зон охраны, которые могли бы при соблюдении разумного баланса допустить хоть какие-то возможности для бизнеса и досуга, мною были направлены в Комитет по охране памятников… Я думаю, абсолютное большинство псковичей согласно с тем, что нужно охранять объекты культурного наследия, но делать это нужно так, чтобы было комфортно, прежде всего, горожанам и гостям, которые к нам приезжают».
Угадайте, какой же проект спикер Александр Котов приводит как пример искомого «разумного баланса»?
Да-да – «такой пример у нас уже есть. Новый проект зон охраны церкви Жен Мироносиц, поступивший в Собрание».
К сожалению, это отнюдь не только псковский социальный заказ. Вот и гастролируют по регионам, обеспечивая комфортную для властей и застройщиков охрану культурного наследия, высокочтимые экспертные жены миросносицы (и мужского, естественно, пола, несть им числа).
Я не оговорился: именно миросносицы. Сносятся и мир, и мvро, взрываются ландшафты, в исторические панорамы лезут коммерческие новостройки.
Кстати говоря, исполнение такого социального заказа недешево обходится региональным бюджетам. В цитированном выше письме депутата Льва Шлосберга министру культуры Ольге Любимовой говорится буквально следующее: «Обращаю Ваше внимание, что при стоимости разработки проекта около 1,5 млн руб. на оплату государственной историко-культурной экспертизы затрачено около 750 тыс. руб. (50 % сметной стоимости), что является основанием для проведения проверки соблюдения заказчиком и исполнителем требований антикоррупционного законодательства. Соответствующее заявление о проведении доследственной проверки направлено мной в Следственный комитет Российской Федерации».
И еще: «Процедуры, предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ при определении исполнителя работ не проводились».
Конечно, они еще для реставрации пригодятся. А вот когда заказчикам-застройщикам действительно нужно что-то сделать быстро и качественно – милости просим.
Зачем Псков штурмовал ЮНЕСКО?
У Псковского собрания депутатов, конечно, есть еще шанс не пропустить скандальный проект. Хотя не стоит питать иллюзий: поддержка губернатора и спикера регионального собрания сами по себе способны обеспечить «правильное» голосование. Показательно, что 15 июня при предварительном обсуждении проекта в комитете по законодательству областного парламента только один депутат голосовал против (думаю, имя вы легко угадаете).
Но сегодня, пока решение еще не принято, я все-таки хочу спросить руководителей Пскова и Псковской области об одном обстоятельстве.
Уважаемые товарищи! Зачем покушаетесь вы на международный престиж Российской Федерации и собственного региона? Неужели не понимаете, что Россия в 2019 году добилась включения «Храмов псковской архитектурной школы» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – не для того, чтобы в 2020 году вы начали городить по соседству с ними 12-этажные дома?
И когда возникнет от того нехороший резонанс – то эксперты скромно отойдут в сторонку со своим гонораром, застройщики проследуют туда же со своим гонором, проектировщики прошепчут «вы же сами велели» – а спросят именно с вас?
P.S. Как и следовало ожидать, депутаты Псковского областного Собрания утвердили 16 июня новый проект зон охраны памятников Мироносицкого кладбища. Под радостный хор "наконец-то мы будем развивать территорию" (как будто что-то мешало ее развивать). Высотная отметка застройки в 36 метров тоже утверждена, миросносицы не зря старались. "За" проголосовали 30 депутатов, против – один (его имя вы опять-таки легко угадаете). Председатель областного парламента Александр Котов заодно подтвердил желание изменить зоны охраны Псковского кремля и даже попросил губернскую администрацию вернуться к этому проекту. По мнению Александра Котова, транслируемому местными СМИ, "визуальные связи существуют лишь в теории, на высотных отметках на карте, и никакой смысловой нагрузки не несут".
P.P.S. Настоятелю церкви Жен Мироносиц – заказчику (в качестве частного лица) варварства на апсиде храма – и его подрядчику (фирма "Лесток–Псков") региональный Комитет по охране памятников сулит административные протоколы и штрафы по суду. Священнику могут присудить от 15 до 100 тысяч рублей, фирме – от 200 тысяч до 1 млн. Начато и расследование по церковной линии: в храм приезжал митрополит Псковский и Порховский Тихон и тоже "назначил проверку".
Иллюстрации: «Сообщество защитников Пскова»; «Губерния»; «Псковская лента новостей»; материалы ГИКЭ