Достоевский под стеклом
В Санкт-Петербурге обсуждают возможное расширение и преображение музея Ф.М. Достоевского в Кузнечном переулке, 5/2, к грядущему 200-летию со дня рождения писателя.
Точнее, речь идет о концепции, разработанной архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». То есть пока это - некая генеральная линия задуманных изменений, но при этом важно, что, во-первых, ее авторы настаивают на том, что их ход мысли одобрен и руководством музея, и вице-губернатором Кирилловым, и – якобы - вообще нет повода для дискуссий, а, во-вторых, согласитесь, по концепции можно во многом судить и о векторе проекта.
Таким образом, уже сейчас, можно сказать: к 200-летию Достоевского в 2021 году его музей и историческое окружение, а это практически неизменный на протяжении всего XX века Кузнечный переулок, рискуют навсегда утратить очарование подлинности.
Суть предлагаемых архитектурных реформ состоит в следующем. Пустующий участок рядом с музеем (доходный дом на этом месте был снесен в 70-е годы XX века) застраивается четырехэтажным зданием, между ним и нынешним музеем возводится стеклянный атриум, в котором находятся переходы из одного музейного пространства в другое. Авторы также не исключают и того, что задействуют внутренний двор: там могут проходить спектакли на открытом воздухе. В пояснительной записке, которую цитирует «Фонтанка.ru», сказано: «Пространство фойе продолжается во дворах музея, где живые картины петербуржской жизни предстают на подмостках открытой сцены, а декорациями служат стены брандмауэров, украшенные водосточными трубами. Кроны деревьев укрывают амфитеатр зрительных мест…»
В целом Евгений Герасимов описывает замысел так: «Здание, не похожее ни на жилой дом, ни на торговый центр. Мы хотели бы, чтобы это было похоже на музей, на музей XXI века».
Итак, подлинность и сохранность последнего адреса Достоевского заменяется на нечто, «ни на что не похожее», чего и сами авторы сформулировать не могут.
В новом здании запланированы литературное кафе и музейный магазин, лекционное пространство и библиотека, театральный зал на 118 мест.
Конечно, музей должен развиваться. В результате предложенного плана он получит 1270 квадратных метров, причем сравнительно бюджетно – за 500 млн рублей. Но ведь согласно концепции, туда люди будут приходить после работы, то есть, видимо, сама мемориальная часть музея уже в это время будет закрыта и не очень понятно, что в принципе, кроме логотипа музея и фамилии Достоевского, будет общего у этого модного места и мемориальной квартиры, и почему они непременно должны быть рядом? По сути, предлагаемая концепция приложима к любому музею и никак не подчеркивает, не отражает того, что создана именно для адреса автора «Преступления и наказания».
Жертвой такого неопределенного развития объявляется то, ради чего музей был создан и над чем активно, казалось бы, должен работать: сохранение подлинных меморий, к которым относится и атмосфера места. На этом, кстати, зарабатывает и Петербург: город Достоевского, топографически точно отображенный им в романах и повестях, хорошо сохранился, этим привлекает почитателей писателя со всего мира.
«Герасимов и партнеры» предлагают переформатировать самый главный адрес Достоевского – место написания «Братьев Карамазовых» и «Пушкинской речи», место его смерти.
Более того, в мастерской рассказали, что восстановят и прежний вид фасада самого мемориального дома -№ 5/2. Правда, детали в СМИ не уточняются. Также авторы поясняют, что отвергли вариант с восстановлением ранее существовавшего здания рядом с музеем, поскольку «его невозможно было бы приспособить под новые музейные функции». Обоснование странное. Зодчие словно сами дискредитируют уровень своего мастерства и решений, а кроме того, как видно из концепции, собственно музейных функций в новом здании и не предполагается, так что не очень понятно, подо что невозможно приспособить новодел.
На фото: снесенный доходный дом между Кузнечный пер. 5 и 9
Вот как прокомментировал «Хранителям Наследия» все эти планы Александр Кононов, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИК, кандидат исторических наук, член Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга:
«Надо заметить, что впервые в Петербурге мемориальный музей выступает с такой радикальной концепцией изменения мемориального места. И это вообще довольно странно, как в принципе странно представить, чтобы музеи-квартиры Пушкина, Некрасова или Блока вдруг захотели построить рядом что-то еще ультрасовременное.
Концепция, на мой взгляд, показывает, что ее авторы в принципе не понимают, с чем работают, что возможно, а что невозможно в этом пространстве.
Кузнечный переулок почти не менялся на протяжении последнего столетия, это такой уникальный отрезок, на котором практически нет объектов советской застройки, современных зданий. Последний новый объём появился в 1920-е годы - это двухэтажное здание Кузнечного рынка, хорошо вписавшееся в историческую среду. В 1950-е угловое здание, выходящее на Владимирскую площадь, было реконструировано в стиле неоклассицизм при создании вестибюля метро. Остальные дома – исторические. Музей и окружающие его дома XVIII-XIX веков сохраняют подлинную ауру и среду Петербурга Достоевского. Именно эта подлинность притягивает к последнему адресу писателя почитателей со всего мира. Именно для сохранения этой подлинности и существует музей. Ни в коем случае нельзя её разрушать.
Таким образом, предлагаемое развитие приводит к утрате самого смысла сохраняемого. На мой взгляд, просто и логично было бы пойти по пути воссоздания доходного дома, который когда-то стоял на нынешнем «пустыре» рядом с домом Достоевского. Он был снесен в 70-е годы XX века и сегодня вполне возможно его воссоздать. Никто не требует воссоздавать внутреннюю планировку и проч., конечно же, внутри все может быть приспособлено под современные нужды музея. А вот воссоздание фасада было бы еще и реставрацией градостроительной ткани. Привнесло бы еще больше атмосферы XIX века в Кузнечный переулок».
В петербургских СМИ представители музейного и градозащитного сообщества пока дают сдержанные комментарии. Как-то очень уж не комильфо, если точкой очередного градостроительного конфликта станет такое знаковое и святое для Петербурга место. Но, увы, все показатели к такому развитию событий – уже налицо.
Досье: Доходный дом в Кузнечном переулке, 5/2, был построен в XIX веке. В этом доме Достоевский дважды снимал квартиру: в течение очень короткого времени в 1846 году и с октября 1878 года до дня своей смерти – 28 января 1881 года. Начало и конец его творческого пути сошлись в одной точке. Здесь Федор Михайлович работал над ранней повестью «Двойник», здесь был написан его последний роман «Братья Карамазовы». Квартира Достоевских воссоздавалась по воспоминаниям современников и жены писателя.