Достучаться до небес

Достучаться до небес

08.06.2016
Достучаться до небес

В Липецке и Ельце продолжают улучшать собор Константина Тона. Пока мысленно

Александра Меркулова

Вознесенский собор города Ельца, по всей видимости, вдохновил некого тайного благотворителя на неожиданный подвиг. В марте 2016 года «Хранители Наследия» рассказывали о продвижении идеи построить его колокольню, которой никогда не существовало в природе.  По нашей информации, в последнюю неделю мая на закрытом рабочем совещании реставраторы одной московской проектной фирмы получили задание-рекомендацию – подготовить проект в двух вариантах: без колокольни и с колокольней. По некоторым сведениям, в этом совещании участвовал начальник отдела по сохранению культурного наследия Управления культуры и искусства Липецкой области Михаил Рязанцев, который является апологетом идеи строительства колокольни. Он считает, что «потомки нам просто не простят бездействия».

Благое самоуправство

В Липецке и Ельце тем временем идут публичные обсуждения идеи. 

Попробуем и мы разобрать «за» и «против».

Во-первых, хотелось бы сразу оговориться о терминах. Речь идет именно о новом строительстве, меняющем облик и образ памятника архитектуры - тот, что достался нам в наследство.

Во-вторых, это можно расценить как прямое и непосредственное нарушение действующего законодательства об охране объектов культурного наследия.

В-третьих, потенциальная новостройка изменит исторические панорамы города. В книге «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии. Елец» ее авторы Александр Клоков, Андрей Найденов и Александр Новосельцев собрали замечательный материал о строительстве храма: «Вознесенский собор прекрасно «держит» застройку центральной части Ельца, собирает её вместе с рассыпанными вертикалями храмов города в одно целое. Собор ценен и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца, и как образец высокой строительной культуры России середины XIX в.», - пишут авторы. 

Государственный эксперт Татьяна Старцева, которую цитирует «Липецкая газета», категорически против изменения сложившегося облика Ельца: «Нет никаких свидетельств того, что заказчики хотели построить колокольню и сожалели о невозможности осуществить этот замысел. Какими бы благими не были пожелания, нельзя допускать самоуправство в отношении памятника федерального значения. Это противоречит действующему законодательству. Колокольня разрушит целостность панорамы Ельца. К тому же неизвестно, выдержит ли строительство грунт».

В-четвертых, в настоящий момент времени мы располагаем лишь эскизом колокольни. Никакой детальной проработки этого серьезного строения у автора проекта – архитектора Константина Тона – не известно. Здесь, конечно, можно предположить, что и не было. Что сам архитектор в силу известных ему и заказчику обстоятельств отказался от строительства колокольни. В пользу этой версии говорит один довольно материальный аргумент. Церковь иконы Божией Матери Одигитрии в Словинке Антроповского района Костромской области, построенная позже елецкой, но по тому же проекту, не имеет массивной колокольни, более того, ее колокольня старше самой церкви, что встречается не так уж и часто. 

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что строительство новодела по мотивам тоновской эскизной проработки размерами 82 метра, меняющее вид главного культового здания Ельца противоречит и здравому смыслу, и действующему законодательству.

el2.jpg

Идея, овладевшая массами, становится материальной силой

Почему же мы сегодня всерьез обсуждаем потенциал этой стройки? Во-первых, потому что эта идея в Липецкой области обсуждается уже 15 лет. Она мифологизирована до неузнаваемости – мол, злые коммунисты помешали великому русскому архитектору завершить его гордый замысел, а мы, благодарные потомки, через десятилетия протянем руку помощи Константину Тону. По факту это не так. Храм, действительно, строили довольно долго (45 лет), и история его строительства, как часто бывает в таких случаях, количеством сюжетных ходов и персонажей напоминает большие романы великой русской литературы. Но! Освящен он был в 1889 году.

Можно предположить, что некий анонимный меценат современности, вдохновляясь амбициями древних мастеров, решил построить такую вертикаль, чтобы была видна от главной дороги, или из Липецка, или лучше из Москвы. И, конечно, нельзя отказаться порассуждать о мотивах высотного культового строительства. Масштабность работ и возможные геологические, скажем, тонкости, указывают на грандиозность потенциального бюджета строительства (дай Бог, чтобы это был лишь потенциальный бюджет потенциального строительства). И, конечно, магия больших чисел не может не привлечь к этой абсурдной идее убежденных сторонников. Но что заставляет потенциального (опять же) инвестора мечтать расстаться с большими деньгами ради этого проекта – желание ли достучаться до небес со своим искренним чувством, или амбиции строителя церквей, или что-то еще. Вот этот вопрос остается открытым.

Между тем идея достройки колокольни пользуется в области поддержкой: за это высказываются и в Елецкой епархии, и в Липецком краеведческом обществе, и в региональном отделении ВООПИК.

Мнения профессионалов охраны наследия, участвовавших в дискуссии, также разделились.

el1.jpg

Начальник государственной инспекции историко-культурного наследия Воронежской области Андрей Домбровский мягко порекомендовал соседям примириться с историческим обликом собора: «Чем шире получится дискуссия, тем лучше, сам факт обсуждения привлечет в Елец новых и новых туристов. Это же прекрасный туристический бренд. В Пизе есть падающая башня, а у вас — недостроенная колокольня. Главное — заинтересовать людей увлекательной историей, а уж посмотреть в древнем городе есть на что. Ведь практически все туристические бренды базируются на подобных легендах.»

Андрей Найденов, начальник Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области, заявил: «Боюсь, что однозначного решения данной проблемы просто не существует. С одной стороны, строительство колокольни действительно предполагалось автором проекта, что доказывают сохранившиеся архивные чертежи... Но есть и другая сторона «медали»: юридический и этический аспекты. Вознесенский собор просуществовал в своем нынешнем виде почти 150 лет, став главной доминантой сложившейся на протяжении веков исторической панорамы города, которую мы в настоящее время включаем в предмет охраны исторического поселения федерального значения, каковым является Елец. И достроенная колокольня безусловно повлечет за собой изменения в предмете охраны города, что само по себе нельзя считать положительным явлением. Кроме того, собор ставился на государственную охрану без колокольни и обоснование её достройки также потребует переосмысления предмета охраны теперь уже самого памятника архитектуры. Не стоит забывать при этом и о Венецианской хартии реставраторов, призывающей не забывать о такой безусловной ценности, как подлинность памятника».

В результате выяснилось, что региональный охранный госорган надеется «распутать клубок противоречий в рамках разработки проекта реставрации».

Что ж, остается лишь надеяться, что когда проектировщики закончат работу, вариант с колокольней наглядно высветит всю свою невозможность и противозаконность, а заодно и абсурдность самой идеи улучшать творение Константина Тона и достраивать за ним.

Фото: Andris Malygin, vorgol.ru.

На главную