Февральская экспертиза июньских тезисов
«Хранители Наследия»
На сайте Министерства культуры РФ опубликован акт государственной историко-культурной экспертизы о включении выявленного объекта культурного наследия «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» в Реестр памятников истории и культуры в России в качестве достопримечательного места федерального значения.
«Хранители Наследия» пристально следят за судьбой этого важного проекта, рассмотрение которого этим летом вышло на финишную прямую после публичных слушаний. Не менее пристально следят за процессом и рязанские общественники, которые считают, что высказанные на первых стадиях обсуждения
замечания Рязанского регионального отделения ВООПИК и экспертов Федерального научно-методического совета Минкультуры так и не были учтены разработчиками.
Более того, они обращают внимание на весьма странную путаницу с датами: в тексте акта экспертизы содержатся ссылки на письма различных министерств и ведомств, составленные уже после официального завершения работы над документом. На эти «странности» члены Рязанского ВООПИК указывают в письме (есть в распоряжении редакции), направленном в федеральное Министерство культуры.
Напомним, что акт экспертизы подписан 20 февраля 2015 года. Однако среди документов, представленных, согласно тексту, для ее проведения, в тексте упоминаются: письма Министерства культуры и туризма Рязанской области от 13 марта 2015 г. 26 и 30 июня (!) 2015 г., письмо Рязанского отделения ВООПИК от 1 марта 2015 г., письмо ФГУП «Канал им. Москвы» от 15 апреля 2015 г. Получается, что работа над актом экспертизы была завершена раньше, чем появились документы, которые она подвергала анализу.
В ближайшем будущем, вероятно, эксперты Федерального научно-методического совета Минкультуры РФ вновь рассмотрят проект достопримечательного места «Есенинская Русь». Однако члены совета, по нашей информации, пока не получили для изучения главный том проекта – это том III с градостроительными режимами заповедных территорий. Между тем, проектная организация ООО «Градостроительная мастерская», г. Иваново согласно условиям договора обязана была разработать режимы до 25 июня 2015 г., и местным журналистам сотрудники организации говорят, что работа была окончена в срок.
Рязанские общественники считают, что на проекте как будто стоит гриф «секретно».
«Проект достопримечательного места не выложен для изучения в свободном доступе на сайте регионального органа охраны памятников, к ознакомлению с материалами допускают узкий круг лиц, при этом запрещают фотографировать или копировать материалы, в электронном виде материалы проекта не переданы даже членам рабочей группы, созданной в регионе после встречи губернатора области и Президента РФ», - подчеркивает Игорь Кочетков, член Рязанского отделения ВООПИК.
Примечательно, что, похоже, с реальным описанием ситуации местные власти не считают нужным знакомить даже первых лиц государства. Так, 1 сентября Константиново посетил премьер-министр Дмитрий Медведев. Местные красоты ему показывал губернатор Олег Ковалев, он же говорил и о перспективах бережного развития заповедного места.
Вот как описывает этот эпизод РИА «Новости»: «Медведев задержался на берегу Оки. Он фотографировал окружающую местность и, обратившись к полпреду Президента России в Центральном федеральном округе Александру Беглову, сказал: "Самое главное, чтобы здесь ничего не появилось, чтобы строительство здесь не развернулось. Это должно быть место как охранная зона. Здесь есенинская Русь, здесь он вдохновение черпал"... Премьер попросил показать на карте, где планируется строительство гостиницы. Ему показали, что гостиница на 100 мест будет одноэтажной и на подъезде к селу Константиново, не доезжая до музейных комплексов и не загораживая вид на реку Оку и окружающую местность».
А вот рязанские СМИ после этого публикуют документы, согласно которым запроектирована гостиница в два этажа. Не заметить ее будет невозможно.
Будем надеяться, что губернатор был просто не в курсе этих деталей, в результате чего получилось, как у гоголевского Ноздрева, только с обратным знаком: надо было сказать два этажа, один «сказался сам собой».
В каком же состоянии сейчас проект? Для «Хранителей Наследия» - комментарий руководителя секции Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ.
Юрий Веденин: Над «Есенинской Русью» мы спорили до остервенения
- Проект достопримечательного места «Есенинская Русь» многократно, в течение нескольких месяцев, обсуждался нами с проектировщиками и представителями администрации Рязанской области и Рыбновского района. Не скажу, что это был простой и безмятежный процесс: иногда мы буквально до остервенения спорили с десяти утра до двенадцати ночи. Но позитивные результаты для меня очевидны: проект качественно изменился к лучшему по сравнению с тем вариантом, который первоначально был представлен Федеральному научно-методическому совету.
Нужно понимать, что «Есенинская Русь» - это очень сложный и многоплановый проект. Это – по замыслу - самое масштабное из достопримечательных мест России: его площадь превышает 45 тысяч гектар, включая территории населенных пунктов, сельхозугодья, леса, речные поймы, дороги. Созданные до сих пор в России достопримечательные места в основном не превышают и 10 тысяч га. Площадь «Есенинской Руси» в нынешнем варианте проекта больше, чем площадь зон охраны есенинского заповедника в Константинове (около 30 тысяч га). При этом степень проработки достаточно высока: от архитектурных решений и габаритов по отдельным строениям до системы открытых и закрытых пространств.
С самого начала нам, специалистам ФНМС, было ясно, что создание достопримечательного места должно обеспечить сохранение главного в «Есенинской Руси»: культурного и природного ландшафта, панорам, просторов – всего того, что вдохновляло Есенина и формировало его личность. Очень важно, что в территорию достопримечательного места теперь включена обширная пойма Оки, большая часть которой не была охвачена зонами охраны и не входила в границы достопримечательного места в его первом варианте. Я считаю, что границы и проект предмета охраны достопримечательного места в нынешнем виде вполне отвечают своему назначению.
Проект достопримечательного места не предполагает полного запрета на строительство и хозяйственную деятельность на входящих в него территориях. Это и невозможно, и не нужно. Напротив, если мы хотим, чтобы оставался неизменным здешний культурный ландшафт, чтобы сохранялись открытые пространства, например, поля – нужно, чтобы эти поля возделывались, чтобы люди, занятые сельскохозяйственным трудом, могли жить на этой территории. Поэтому проект предусматривает, конечно, запрет на новое строительство в основных секторах видимости, вдоль главных дорог, но в глубине, вне есенинских панорам, возможны строительство и реконструкция 2-3 этажных домов.
Сложно было принимать решения по населенным пунктам Новоселки и Раменское. Поскольку по факту новое строительство там уже состоялось, были предложения его легализовать: мол, если не показать эти земли как земли для застройки, государству придется вести судебные процессы о демонтаже возведенного там, выплачивать компенсации и т.д. Но проектировщики нашли, на мой взгляд, удачный вариант решения этой очень сложной проблемы, который не допускает продолжения застройки этих территорий . Я не исключаю, что в проекте и на нынешней стадии есть недоработки, но в целом сделан огромный шаг вперед. Многое будет зависеть, кстати, не только от границ и предмета охраны, но и от режимов и регламентов территории достопримечательного места, окончательное утверждение которых впереди. На нестыковки в оформлении акта государственной историко-культурной экспертизы, которые замечены местными общественными активистами, безусловно, нужно обратить внимание, хотя я уверен, что дело здесь, конечно, не в «подлоге», а в бюрократических формальностях при долгом прохождении документа, необходимости соблюсти установленные сроки и т.п. К сути дела, т.е. к содержанию проекта, все это не имеет отношения.