Госохрана на нелегальном положении. Эпизод 2. Воспитание чувств
Константин Михайлов
26 января в комитете по культуре, науке и образованию Совета Федерации прошло специальное совещание на котором обсуждались проблемы, возникшие после вступления в силу 22 января обновленной версии Федерального закона об объектах культурного наследия. Основное внимание было уделено отсутствию необходимых для повседневной работы подзаконных актов и нормативных документов, о чем “Хранители Наследия” обязательно расскажут чуть позже.
Естественно, обсуждалось, с участием автора этих строк, и двойственное положение органов охраны памятников большинства регионов страны, которые не соответствуют после 22 января требованиям обновленного Федерального закона (согласно ст. 10 закона, уполномоченный в области охраны наследия госорган должен быть самостоятельным структурным подразделением региональной администрации и не совмещать функции охраны наследия ни с какими иными). Поэтому, с одной стороны, большинство региональных госорганов формально не могут исполнять полномочия по госохране наследия, а с другой – должны их исполнять, поскольку саму госохрану никто не отменял. “Хранители Наследия” посвятили этой ситуации подробный материал “Госохрана на нелегальном положении?”
Поскольку создание отсутствующих пока самостоятельных “охранных отделений” как минимум в 60 регионах – дело явно небыстрое, Министерство культуры 27 января наконец опубликовало официальные публичные разъяснения на тему жизни по обновленной версии закона.
Руководящие указания Москвы
На портале правовой информации в области культуры появилось письмо Минкультуры РФ от 27 января 2015 года №19-01-39-ГП за подписью замминистра Григория Пирумова. Оно адресовано “руководителям органов охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации”.
Напомнив о требованиях 10-й статьи и о несоответствии им органов охраны наследия большинства регионов, а также о том, что “нормы статьи 10 Закона носят императивный характер и подлежат неукоснительному исполнению”, Минкультуры, тем не менее, потребовало исполнения своих полномочий всеми региональными госорганами - и соответствующими 10-й статье, и несоответствующими.
“До приведения структуры региональных органов охраны в соответствие со ст. 10 Закона полномочия по государственной охране объектов культурного наследия, включая государственный надзор и административную практику, в полном объеме исполняются ныне существующими органами охраны объектов культурного наследия в каждом из субъектов Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью соблюдения базового правового принципа непрерывности исполнения властно-распорядительных полномочий органами государственной власти всех уровней. Данный принцип был неоднократно подтвержден судами всех уровней”.
Более того, Минкультуры пригрозило региональным госорганам карательными мерами, и не только по собственной линии: “Неисполнение, неполное, некачественное исполнение полномочий по государственной охране (в том числе по государственному надзору) объектов культурного наследия федерального значения, переданных Российской Федерацией, будет выявляться и незамедлительно пресекаться территориальными органами Минкультуры России, которым поручено при необходимости применять в отношении виновных лиц весь комплекс полномочий, предоставленных Законом и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, привлекать к проведению проверок таких органов органы финансового надзора”.
Воспитание в руководителях региональных органов охраны наследия чувств ответственности и невозмутимости при работе в сложных условиях можно только приветствовать. Жаль только, что разъяснения Минкультуры могут и не произвести должного впечатления на “хозяйствующих субъектов”, девелоперов, их адвокатов и прочих читателей новой 10-й статьи закона. Впрочем, в диалогах с органами прокуратуры, полиции и судами письмо Минкультуры, безусловно, поможет региональным госорганам отстаивать свое право на исполнение охранных полномочий.
Ответ земли
Наилучший способ разрешения проблемной коллизии, конечно же, незамедлительное создание региональных органов охраны наследия, соответствующих требованиям обновленного закона. Как говаривали в старину, “процесс пошел”, но увы, далеко не по всей стране. Вслед за Вологодской областью и Красноярским краем о создании самостоятельного госоргана охраны наследия объявили в Ставрополе. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров подписал постановление о создании специального Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. Новому ведомству переданы полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, ранее исполнявшиеся Министерством культуры и другими органами исполнительной власти края.
Горячие дискуссии о необходимости создания регионального органа охраны наследия идут в Ярославле. В Ярославской области эти функции до 22 января исполнял региональный Департамент культуры. Теперь его полномочия подвергаются сомнению, в том числе экспертами и представителями общественности. Например, федеральный эксперт по проведению историко-культурной экспертизы (и бывший замдиректора департамента культуры) Юрий Аврутов полагает, что “сейчас департамент культуры не легитимен, поскольку его структура не соответствует требованиям федерального закона. В Ярославской области такое большое количество наследия, есть объект Всемирного наследия, что такой госорган просто необходим”.
Член правления регионального отделения Союза архитекторов Ольга Мазанова даже обратилась в прокуратуру с просьбой дать компетентную оценку сложившейся ситуации. “Общественность многие годы твердит о необходимости создания самостоятельного органа охраны культурного наследия. Сейчас того же требует и федеральное законодательство. К сожалению, в регионе не создано такое ведомство и возникла ситуация, при которой следить за сохранением наследия некому, поскольку департамент культуры, как орган охраны памятников, в настоящее время не отвечает требованиям закона», - считает Мазанова.
Глава департамента культуры Ярославской области Марина Васильева не разделяет опасений градозащитников и не сомневается в легитимности работы департамента на ниве охраны наследия после 22 января: «В настоящее время департамент культуры по-прежнему исполняет все полномочия в указанной сфере. Прерогатива создания отдельного органа принадлежит правительству региона. Я знаю, что эта работа сейчас ведется. Закон был принят, когда уже практически закончилась работа над формированием бюджета этого года, поэтому для нас реализация нововведений, а их достаточно много, пока сложно ложится на финансовую ситуацию в регионе, но у закона есть определенный переходный период. Мы консультируемся с министерством культуры РФ, и в ближайшее время к нам приедут его представители, которые занимаются вопросами охраны памятников. Я думаю, что в ближайшее время решение будет принято. Подчеркну, что у нас сейчас существует отдельный комитет в структуре департамента, основными функциями которого являются сохранение объектов культурного наследия и их государственная охрана, то есть мы все свои обязанности в отношении памятников исполняем».