Иваново – родина «палехского конструктивизма»
18 марта жителям Иванова было предложено выбирать не только Президента, но и будущий облик железнодорожного вокзала
Евгения Твардовская
В Иванове в 2018 году планируется реставрация железнодорожного вокзала.
Об этом говорили давно: памятник конструктивизма (1930-1933 гг. постройки, арх. В.М. Каверинский), бесспорно, нуждается во внимании, так что запуск «Ласточки» до Москвы, из-за которой увеличился пассажиропоток, пришелся как нельзя кстати. ОАО «РЖД» обещает вложить в развитие железнодорожной инфраструктуры Ивановской области (в том числе и в вокзал) в 2018 году – 500 млн рублей: «Ремонт будут проводить с максимальным сохранением исторического облика здания и интерьера. Новая инфраструктура вокзала будет соответствовать современным требованиям транспортной безопасности, актуальным запросам пассажиров и нормам обслуживания маломобильных путешественников».
Однако благое дело реставрации «ворот» города пустили по стихийному популистскому руслу.
Глас народа
«Актуальные запросы» по вокзалу решили выяснить и у жителей Иванова: с такой инициативой выступил глава региона Станислав Воскресенский. Прямо на президентских выборах горожанам предложили проголосовать также за один из трех проектов реставрации. Видимо, «чтоб два раза не вставать»…
"На выбор горожан были представлены три эскиза фасада здания железнодорожного вокзала, который реконструируют в этом году. В голосовании приняли участие более 14,5 тыс. ивановцев. По итогам опроса наибольшее количество голосов, а это более 44%, набрал первый вариант", - сказал начальник управления архитектуры и градостроительства города Павел Соколов.
Выбран вариант, на котором у конструктивистского здания появляется разухабистая роспись на фасаде, реконструируется входная группа. Но и это еще не все. Сообщается, что люди хотят на вокзал – часы и подсветку… Павел Соколов услужливо сообщает: все доведем до разработчиков. Слово народа – закон. А что же с самим законом – законом о наследии, например?
Трудно сказать, почему решили выбирать проект реставрации голосованием: то ли модно так стало – делали так недавно в соседнем Ярославле, да плохо дело кончилось (вспомним голосование по мачтам освещения у храма Ильи Пророка, которые потом пришлось со скандалом демонтировать), то ли искренне руководство города пожелало выяснить общественное мнение, то ли решило поиграть в гласность и демократию накануне выборов, но… к профессиональному подходу и взвешенному решению по такому ценному памятнику голосование явно не может иметь отношения: ни по процессу, ни по результату. Законодательно никаких «реставрационных» последствий для итогов таких опросов не предусмотрено. Разве что чисто политические – мол, отцы города решили посоветоваться… А еще очень удобно, опираясь на «мнение большинства», проталкивать те проекты, которые профессиональное сообщество – скорее всего - либо отвергнет, либо сильно затормозит…
Видимо, в Иванове работает последний вариант. Итоги голосования уже вызывают серьезные вопросы у экспертов.
Бег вслед за поездом
В едином порыве сделать конструктивистский вокзал веселее и современнее, забыли не только основные черты этого стиля, но и то, что здание – объект культурного наследия регионального значения со своим предметом охраны, и вообще-то его облик защищен законом о наследии и речь не просто о ремонте, а о реставрации… Мнение большинства жителей не может служить критерием для выбора в столь тонкой отрасли как сохранение наследия. Как не может по воле большинства запускаться или сниматься с производства какой-либо лекарственный препарат или вид вооружения…
Говорят, что конструктивизм в Иванове начинается прямо с вокзала. Не хотелось бы, чтобы на нем он и закончился. Тем более что в этом году вокзалу – 85 лет. Это здание было выявленным объектом культурного наследия с 1972 года. В 2017 году по заказу администрации города на него была сделана экспертиза и определен предмет охраны. Документы были утверждены комитетом Ивановской области по госохране объектов культурного наследия. Вокзал - региональный памятник.
Как соотносится выбранный голосованием проект и все вышесказанное? Да никак – судя по комментариям экспертов, собранных «Хранителями Наследия».
Юрий Аврутов, вице-президент НК ИКОМОС, Россия, член президиума Ярославского областного отделения ВООПИК (Ярославль):
- Я не поверил своим ушам, когда узнал, что варианты «проекта реставрации» железнодорожного вокзала в Иванове выставлены на всенародное голосование, которое состоялось 18 марта! А дальше еще нелепее – выбранный всенародным голосованием (44,8% голосов) проект реставрации объекта культурного наследия регионального значения, построенный в стиле добротного конструктивизма по проекту московского архитектора В.М. Каверинского, уже прозван «Палехской супершкатулкой». Методика реставрации наших памятников совершенствуется и развивается... Судите сами. То, что недавно прошли в Калуге, где вице-премьер Козак определял, что является памятником, а что нет, и то, что случилось в Ярославле, когда проект архитектурной подсветки жемчужины ярославского зодчества церкви Ильи Пророка был вывешен на сайте правительства области на всенародное голосование, получило развитие в Иванове.
Проекты ивановского вокзала, выставленные на голосование, убивают саму суть стиля конструктивизм, разрушают историческую среду привокзальной площади, до неузнаваемости искажают замысел зодчего! Узнаю дальше, что «проект-победитель» уже представлен на пресс-конференции в мэрии главным архитектором города Павлом Соколовым, а идея выбирать принадлежит самому губернатору Станиславу Воскресенскому! Вот что называется, приехали: губернаторская идея «шкатулки вместо шедевра» подменяет закон об объектах культурного наследия, и уже не нужны профессионалы, не нужен многолетний опыт архитектора-реставратора, не требуется изучать историю памятника, не нужны ни натурные исследования, ни поиски аналогов. Хочется крикнуть: опомнитесь, соседи! И хочется верить, что разум восторжествует - ивановский вокзал сохранит свой облик, свои неповторимые особенности, послужившие основанием получить высокий статус объекта культурного наследия регионального значения».
Совсем рядом хороший пример для подражания – реставрация вокзала в городе Рыбинске, построенного в стиле модерн, где с любовью и заботой сохранено и восстановлено все: от платформ и фасадов до мельчайших деталей интерьеров. Приезжайте, посмотрите и примите правильное решение!
***
Ирина Агафонова, аттестованный эксперт Минкультуры РФ (Нижний Новгород):
- Считаю, что достичь желаемого эффекта, т.е. получить в городе Иваново красивое здание вокзала - возможно, но только не тем путем, который сейчас на проектных картинках. Необходимо сохранить образ конструктивистского памятника (силуэтные характеристики, расстекловка проемов, фасадные горизонтали и вертикали, пропорции и членения), а красивое здание получить за счет высококачественной отделки, которая бы выявила и подчеркнула те параметры и характеристики объекта культурного наследия, которые должны являться предметом охраны (сейчас он прописан безотносительно к стилистике, но может быть уточнен и ориентирован именно на стилистические особенности с возможным исключением отделки и цвета фасадов). На имеющееся решение фасадов заключение Акта государственной историко-культурной экспертизы будет однозначно отрицательное.
***
Виктор Корнилов, аттестованный эксперт Минкультуры РФ (Иваново):
- У нас есть вопросы по поводу фасадов:
1. Текстура простенков - крашенная кирпичная кладка. В предмете охраны - штукатурка фасадов. Это только текстура или так планируется отделывать фасады?
2. Что за фронтон в центре, над входом? Как его будут обосновывать с исторической точки зрения. Откуда карнизы? Конструктивизм характеризуется плоскостным решением фасадов. Как это обосновать: зондажами (в случае с панно), следами утраченных элементов, исторической фотофиксацией? Есть какие-нибудь материалы? Почему на круглых окнах над эркерами пропала расстекловка. Рисунок оконных переплетов - предмет охраны. Двери тоже нужно чем-то подтверждать, либо исторической фотофиксацией, либо сравнением аналогов, либо еще как-то.
В любом случае, какая то научная база под решениями должна быть. С дизайнерской точки зрения это хорошо. С реставрационной - плохо. Есть вариант предмет охраны пересогласовать. Но это удлинит сроки.
***
Анна Рожкова, председатель комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия:
- Безусловно, комитет в курсе предстоящих работ. Проектировщики получали в комитете задание, запрашивали предмет охраны, архивные материалы, получали разрешение на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ. Научно-проектную документацию пока не сдавали. Но могу сказать, что предмет охраны вокзала – очень общий и, по большому счету, «под него» многое можно подогнать. Интерьеры туда вообще не вошли из-за многократной перестройки, хотя сохранившиеся советские мозаики в РЖД обещали сохранить и привести в порядок. По внешнему облику в предмет охраны входит цвет фасадов, рисунок оконных переплетов, расстекловка, эркеры над главным входом.
Что касается опасений в том, что предмет охраны можно поменять под будущий проект, то могу сказать, что это в случае нашего вокзала невозможно: с формально юридической точки зрения, сейчас нет механизмов для внесения изменений в предмет охраны памятников архитектуры, которые получили свою категорию в период действия 73-ФЗ.
***
Наталия Сапрыкина, доктор архитектуры, член Союза архитекторов России, завкафедрой «Градостроительство» Академии МУБиНТ, г. Ярославль:
- Сегодня Иваново привлекает многих туристов и исследователей советским наследием авангарда, которое дошло до наших дней в значительном количестве и представляет собой экспериментальные объекты архитектуры и градостроительства, демонстрирующие идеи и мечты, достижения уже навсегда ушедшей эпохи. Именно это наследие может стать ключевым для дальнейшего развития туризма, так как именно оно с каждым днем приобретает всё большую популярность как у российских граждан, так и зарубежных гостей страны.
И здание железнодорожного вокзала г. Иваново – одна из главных достопримечательностей этого ряда, уникальнейший памятник советского конструктивизма, ярчайший типологический образец, отражающий в своем облике основные принципы и установки авангардного стиля. Спроектированный и построенный в контексте беспрецедентной установки своего времени – формирование третьей «пролетарской столицы» СССР – он соответствовал своим формообразованием и масштабом, стилистическим решением и прогрессивной выразительностью новому статусу Иванова, стал своеобразной визитной карточкой, главными въездными воротами в город будущего.
Поэтому совершенно неприемлемым действием считаю переделку и декорирование исторического памятника советской эпохи. Любое вмешательство, ненаучный подход к реставрации здания приведет к его искажению и утрате ценности объекта.
Представленные проекты «оформления» вокзала, а вернее их авторы, к сожалению, совершенно не учитывают специфику конструктивизма, предлагая варианты «лубочно-шкатулочной» декорации или очередной версии по мотивам «неоклассической» бутафории, возможности синтеза искусств периода соцреализма 1960-х годов или неопластические цветовые эксперименты Тео ван Дусбурга и Мондриана. При этом все эти приемы уже тоже история, «старое слово» эпохи, так почему оно лучше чем конструктивизм, который сегодня опять будоражит умы подрастающего поколения, ищущих и находящих в нем новые импульсы для идей и вдохновения?
Чужеродная стилистике здания атрибутика смотрится елочной мишурой на «теле» здания, которое своей гармоничной лаконичностью, четкой геометрией во много раз совершеннее и профессиональнее всех предлагаемых украшательских решений. И поэтому здание железнодорожного вокзала г. Иваново достойно оставаться таким, как его задумал автор проекта – Владимир Михайлович Каверинский.