Казань безохранная

04.02.2016
Казань безохранная

Как и зачем в столице Татарстана отменили зоны охраны, действовавшие с 1988 года

«Хранители Наследия»

На февраль в Верховном суде Татарстана намечен «процесс века» - по заявлению трех градозащитников, решившихся оспорить постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 846 от 12 ноября 2015 года. Этот предельно лаконичный документ, подписанный премьер-министром Татарстана И.Ш. Халиковым, гласит: «Признать утратившим силу постановление Совета Министров Татарской АССР от 23.09.1908 «Об утверждении проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Казани».

И весь сказ. Были в Казани зоны охраны почти тридцать лет – и не стало их. Без объяснения причин, без указания на какие-либо правовые основания.

kpost.jpg

Показательно, что это из ряда вон выходящее административное деяние так и не стало пока предметом дискуссии на федеральном уровне. А ведь речь идет о древнем городе с сотнями памятников федерального и регионального значения, да еще и с объектом Всемирного наследия в сердце – Казанским кремлем.

Пока что об отмене казанских зон охраны заявила вслух – на заседании президентского Совета по культуре и искусству 25 декабря 2015 года  - только председатель Центрального Совета ВООПИК Галина Маланичева. Однако в Казани этот эпизод, похоже, восприняли с олимпийским спокойствием. И надежды у градозащитников - только на праведный Верховный суд.

Помимо непосредственного влияния на судьбы исторической Казани, решение об отмене ее зон охраны – само по себе важный правовой прецедент, созданный Кабинетом Министров Татарстана. Нетрудно заметить, что оно находится в вопиющем противоречии с российским законодательством. Ведь утвержденное 12 сентября 2015 года Постановлением Правительства РФ № 972 новое «Положение» о зонах охраны объектов культурного наследия  гласит, что любое изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и т.п. осуществляется только путем разработки нового проекта этих зон. В Казани же зоны охраны не то что изменили, а вовсе отменили – без какого-либо нового их проекта.

Нельзя сказать, что в руководстве Татарстана недооценивают опасность градостроительной анархии в историческом городе. Чтобы иметь возможность хотя бы в режиме ручного управления влиять на происходящее в своей столице, довольно быстро, в январе 2016 года, республика утвердила документ о Межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях, которую возглавляет Президент РТ. Казань, напомним, имеет статус исторического поселения регионального значения.

Для «Хранителей Наследия» - комментарий секретаря Межведомственной комиссии, помощника Президента Татарстана Олеси Балтусовой:

«Комиссию создали в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия при осуществлении градостроительной деятельности в исторических поселениях на территории Республики Татарстан, в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 1.04. 2005 № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан». Всего в Татарстане 13 исторических поселений: Казань, Чистополь, Елабуга, Свияжск, Болгар, Билярск, Лаишево, Тетюши, Буинск, Бугульма, Мамадыш, Менделеевск, Мензелинск. Новое строительство в этих городах будет рассматриваться на этой Комиссии. Не во всех исторических поселениях на сегодня разработаны проекты зон охраны, утверждены границы и определен предмет охраны. Пока минкульт РТ эту работу проводит, Комиссия, в составе которой все заинтересованные ведомства и экспертная общественность, берет на себя полномочия по рассмотрению проектов застройки. То есть, иными словами, новое строительство на территориях исторических поселений требует особого контроля, который с 2011 года уже установил по факту на территории Казани президент Рустам Минниханов.

Старый проект зон охраны был отменен по требованиям казанского исполкома, как не соответствующий современному законодательству и препятствующий девелопменту. Правовая позиция по этому вопросу должна быть выработана Верховным судом, в который обратились члены Татарстанского регионального отделения ВООПИК обратились, принимая во внимание судебную практику по подобным процессам в российских городах. В течение 2016 года новый проект зон охраны Казани должен быть разработан и принят, соответствующие поручения президентом РТ даны. Удивительно другое. Сейчас НИиПИ Генплана Москвы разрабатывает генплан Казани, и в Казань часто приезжают разработчики. На сайте казанского управления архитектуры опубликованы итоги  круглого стола «Регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях г. Казани». Это расширенное совещание проводилось осенью в рамках разработки проекта генплана с участием экспертов «НИПИ генплана Москвы», в том числе Елены Соловьёвой, руководителя НПО-38 и эксперта в области государственной историко-культурной экспертизы. В качестве итогов дискуссии казанское Управление архитектуры обозначило «неактуальность» действовавшего в тот момент «Проекта  зон охраны памятников истории и культуры г. Казани» 1988 г. Все мы на этом совещании присутствовали, и таких выводов - не подтверждаем. Более того, эксперт Елена Соловьёва сопоставила ПЗО 1988 года и разработанный, но не выпущенный казанским исполкомом ПЗО 2011 года, дав чёткие рекомендации: не отменять старые зоны охраны, пока не разработаны и не выпущены новые. Проект зон охраны 2011 года был проанализирован и экспертно оценен как требующий существенной доработки, так как практически оставлял исторический центр Казани на откуп девелопменту. Эти рекомендации казанское Управление архитектуры проигнорировало».

k1988.jpg

Карта зон охраны Казани 1988 года в развернутом виде не умещается на столе.

Ландшафт правовых коллизий в градостроительном регулировании Казани теперь пестрит наложением разных режимов. Сегодня в центре Казани действуют два регулирующих застройку документа: утверждённый Минкультуры РФ в сентябре 2015 года границы, режимы и регламенты зон охраны Казанского Кремля (документ вступил в силу 08.11.2015 г.) и Проект планировки «Центр». Действуют также режимы культурного слоя.

Получается, что теперь республиканский минкульт - если уж попытаться соблюсти хоть задним числом новое Положение о зонах охраны - вынужден в экстренном порядке заказывать разработку нового проекта зон охраны Казани. А еще - утверждать режимы шести проектируемых ныне достопримечательных мест, параллельно с режимами исторического поселения. Этакий «градостроительный котел», в котором варятся одновременно несколько разномастных документов градостроительного регулирования одного и того же исторического центра Казани, не совпадающих и границами юрисдикции, и требованиями. Каждый казанский застройщик наверняка теперь надеется выловить из этого котла кусочек по вкусу.

Представить, какие в нем кипят страсти, можно по публикациям в городских СМИ. Отмена зон охраны, естественно, выгодна застройщикам в центре, что по публикациям нетрудно проследить.

Например, в статье на деловом ресурсе «Бизнес-онлайн» описывается выгодная застройщикам ситуация. Предельные параметры (три-пять этажей в историческом центре) теперь допускают на отдельных участках строительство зданий высотой до 124 м. А недвижимость в центре стоит недёшево. Казань в 1990-2000-е годы потеряла так много старой застройки, что многие, судя по публикациям того же издания, думают, что строить в ней можно как в чистом поле – холм по улице Бутлерова, Третья гора предлагаются к масштабному строительству, как будто это окраинный район Азино. Читать лоббирующие высотную застройку центра старого города статьи, вероятно, интересно ровно настолько, насколько ты лично вкладываешь в это строительство и ожидаешь вернуть.

Характерна, конечно, и стилистика, в какой в «деловом» СМИ преподносятся действия казанских градозащитников: «ВООПИК возопил», «нажаловавшись Владимиру Путину», «законы Хаммурапи 1988 года». Не обошлось и без намеков: «у конфликта есть… материальное «топливо».

Впрочем, есть и вполне здравая гипотеза: «Видимо, поэтому ПЗО 1988 года и пришлось срочно отменять — его буквальное применение грозило полностью парализовать строительство в историческом центре». Этого уж девелоперы никак не могли допустить.

kkrem.jpg

Зоны охраны Казанского кремля, принятые в 2015 году, уступают отмененным зонам охраны по территории и не могут служить надежной защитой всему историческому городу.

Для «Хранителей Наследия» - комментарий зампредседателя ТРО ВООПИК Фариды Забировой, участвовавшей в разработке зон охраны Казани 1988 года:

«Хочу напомнить, что имеющий место в Казани конфликт интересов четко обрисован в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ от 24.12.2014. В нём прямо устанавливаются практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц. К сожалению, публикации в городской прессе пишут не эксперты, а лоббисты - с акцентом именно что позиции «имущественных интересов физических и юридических лиц».

Сразу же после выхода постановления об отмене действия ПЗО 1988 года, мы обратились к президенту Татарстана с протестом, потом дважды встречались с Премьер-министром РТ, но не последовало ни отмены скоропалительного постановления, ни постановления о выделении средств на разработку нового проекта зон охраны памятников Казани. Поэтому наш юрист А. Железнов подал заявление в Верховный суд РТ. Также от ТРО ВООПИК мы обратились в Правовое управление Президента РФ и Министерство культуры РФ на предмет законности такой отмены. Мы не хотели поначалу предавать огласке эти свои шаги, так как это было бы равнозначно сигналу о том, что защита снята и невозможное возможно. Градсовет при главном архитекторе Казани как раз недавно рассматривал проекты «жадных» домов в Старо-Татарской слободе (10 этажей) и на улице Большой Красной, которые теперь «проходят» по параметрам ПЗО Кремля и проекту планировки Центра, но не прошли бы по старым зонам охраны.

Мне же нанесено личное оскорбление намеками на личную материальную заинтересованность, хотя торги на разработку достопримечательных мест были открытыми, а других желающих участвовать в конкурсе просто не обнаружилось. Один только Институт археологии Академии наук РТ взялся за эту работу и привлек как разработчика меня. Я постоянно выдаю бесплатные заключения государственной историко-культурной экспертизы для спасения выявленных объектов культурного наследия - столько работы веду в помощь нашему министерству культуры и делу охраны памятников в целом, что видеть такое отношение неприятно. За 40 лет своей работы на нашем «богоугодном, но неблагодарном поприще», как сказал однажды первый директор Института Наследия Юрий Веденин, я уже не в первый раз получаю подобную реакцию на свою активную позицию. На этот раз меня без всякой мотивации не вызвали на переаттестацию госэкспертов в декабре, хотя я документы подала в сентябре. Кроме того, мне передали даже угрозы, что я «в Казани никакой работы не получу». Ничего, нас и не так пугали, пытались жизнью сына шантажировать в лихие 90-ые, потом пытались сфабриковать дело по подложному документу. Ничего, «не боюсь я никого, кроме Бога одного», прорвемся».

Добавим, что новые зоны охраны Казанского Кремля не охватывают всей площади упраздненных зон охраны Казани, т.е. даже с этой точки зрения не могут служить панацеей от градостроительных бедствий.

Разница в старых и новых правилах игры - огромная. Зачастую именно подобное пренебрежение законодательством даёт возможность разрушать историческую среду ради достижения коммерческих целей, а ведь именно в ней только и существуют охраняемые объекты культурного наследия. Известно, что в Казани охраняется 100 памятников культуры федерального значения, более 300 - регионального, но из-за того, что не сохранена среда, в которой они существуют, их просто не видно, или они уже не воспринимаются как памятники.

«Хранители Наследия» будут следить за развитием казанского градостроительного детектива.

P.S. Минкультуры России поддержало позицию казанских градозащитников.

Фото: Антон Лымов.

На главную