Мега-Тайнинское

06.07.2016
Мега-Тайнинское

Что охраняет проект зон охраны знаменитой Благовещенской церкви XVII века

Евгения Твардовская

По нашей информации, в ближайшее время в Министерстве культуры РФ должен состояться новый раунд обсуждений двух вариантов проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Захария и Елизаветы XVII в.» (Церковь Благовещенская, 1677 г.), что в селе Тайнинском под Мытищами.

Это на самом деле два взаимоисключающих проекта. Один – позволяет построить комплекс «МЕГА-Мытищи» рядом с хрестоматийным памятником русского узорочья (от храма до храма торговли и развлечений будет порядка 500 метров), другой – исключает это строительство.  

Вид на с. Челобитьево (на восток) от церкви. Забор обозначает зону будущего строительства

Проекты подготовлены двумя разными организациями: один – Институтом Генплана г. Москвы (НПО-38 «Исторические зоны», руководитель Е.Е. Соловьева) по заказу ООО «ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)»; другой проект выполнен ООО «Парковая реставрация - Гардарика» по заказу Общественного движения за сохранение культурного и природного наследия «Наш Дом – Мытищи» (главный архитектор проекта О.А. Дробнич).

С 2015 года вокруг Благовещенского храма и его зон охраны идет сражение проектов и экспертиз - с разной степенью интенсивности и даже секретности. Скажем, последнее обсуждение в Федеральном Научно-методическом совете (ФНМС) Минкультуры РФ почему-то прошло без участия авторов экспертизы со стороны «Парковой реставрации». Как бы то ни было, оба проекта в результате прений и дебатов были отправлены на доработку.

Правда, не очень понятно, что конкретно эта доработка может изменить. Ведь камень преткновения остается все тем же: это запрет или разрешение строительства комплекса «МЕГА-Мытищи», площадь которого составит 230 тысяч квадратных метров, ожидаемая «проходимость» - 35 миллионов человек в год, планируемые инвестиции – 260 млн евро.

Торговый гламур или культурный ландшафт?

Компания ИКЕА и «Наш дом- Мытищи» обменялись даже видеороликами о том, каким станет район в случае возможного строительства «МЕГА-Мытищи».

Два материала показывают два полярных мира с разными ориентирами. Конечно, ролики заряжены эмоционально и не претендуют на исчерпывающую точность. И все же…

В одном случае – в центре светлого будущего окрестной территории – храм торговли и культа потребления. А древний храм – бонус для тех, кто решил прогуляться после просмотра «Зверополиса». В другом случае ориентиры развития – древний храм как центр территории, реанимация и сохранение природного ландшафта, культурный туризм.

Вряд ли эти два мира совместимы в Мытищах. Судите сами.

  

 

Вид от церкви на северо-запад на ТЭЦ-27

Актуальная ситуация

На территории бывшего села Тайнинского находятся два памятника: федеральный объект культурного наследия «Церковь Захария и Елизаветы XVII в.» (Церковь Благовещенская, 1677г.) и Дворцовая усадьба Тайнинское (XIV-XVIII веков) – выявленный объект культурного наследия с 1999 года. Еще шесть объектов археологии предлагаются к включению в реестр (по проекту «Парковой реставрации»).

Конечно, все потенциальные сокровища «от недоброго завистливого глаза» тщательно замусорены и замаскированы: свалками и кострищами; трубами ТЭЦ; подступающей Мытищинской ярмаркой; МКАДом, что пересекает Яузу в 200 метрах от усадьбы. По днищу южного пруда проложена дорога, связывающая ярмарку с селом Тайнинским, часть её заасфальтирована, организованы стоянки. Из-за такой близости крайне загрязнены русла Яузы и Сукромки. Днища прудов заболочены и заросли сорняками.

Значительная часть зеленой территории отнесена к землям промышленности, планируется размещение многофункционального складского комплекса с офисно-деловым центром и торговой зоной. Также Генеральным планом городского поселения Мытищи через водоохранную зону реки Сукромки и Яузы, пересекая и разделяя природную территорию вдоль и поперек, планируется строительство автомобильных дорог и путей рельсового скоростного пассажирского транспорта. То есть намечена застройка территории не только потенциально рекреационной, но и экологически ценной.

Запруда р. Сукромки. Вид на капитальную застройку Мытищ

Прямая речь: ООО «Парковая реставрация - Гардарика»

«Да, действительно, по генплану Мытищ, по кадастровой публичной карте – территории отведены под застройку, но зачастую без учета действующих зон охраны объектов культурного наследия, - рассказала гендиректор ООО «Парковая реставрация - Гардарика» Ольга Дробнич. - Изучив документы внимательно, мы увидели, что есть масса противоречий, когда под строительство отдаются земли в зонах охраняемого ландшафта. То есть генплан и кадастр надо приводить в соответствие. Между тем, проект ИКЕА как раз закрепляет эти противоречия и исходит из существующего положения вещей. Приоритетом является градостроительная ситуация, но не охрана памятников.

Меня упрекали в том, что я не учитываю градостроительную ситуацию, будущее метро и будущее развитие города. Разговор этот был в феврале, не прошло и двух месяцев – все поменялось. Метро уже отменили… Градостроительные решения вообще меняются быстро, это отчетливо видно по документации даже последних десяти лет. А потому учитывать надо в первую очередь памятник и существующий ландшафт – вот это наши константы. Магазинов ИКЕА – много, церковь Благовещения - одна».

Вид от церкви на юго-запад. Вдали Мытищинская ярмарка и МКАД. Видна ограда землеотвода ИКЕА

Прямая речь: Институт Генплана г. Москвы (НПО 38 «Исторические зоны»)

«Говоря об этой территории надо понимать, что по факту она уже городская, она серьезно урбанизирована и промышленностью, и коммерческой составляющей, и жилой застройкой, - рассказал «Хранителям Наследия» один из разработчиков проекта Дмитрий Верховский. - В таком русле развитие идет очень давно. Вся необходимая градостроительная документация – разработана или находится на финальных стадиях разработки. Наш проект находится в русле запланированного развития территории и вводит его в рамки, необходимые для сохранения объекта культурного наследия в историко-градостроительной среде. Мы считаем, что сейчас имеется достаточно квалифицированный инвестор для части данной территории, готовый учесть ее особенности и особый исторический статус в целом. Наш проект создает предпосылки для окончательного формирования  корректного и адекватного по отношению к памятнику градостроительного окружения. Куда, кстати, будут входить значительные благоустроенные природные и парковые территории.

Проект наших коллег рассматривает территорию так, как будто на прилегающих к ней территориях никаких градостроительных процессов не происходит.  По их мнению, это особо ценная природная территория, которую нужно сохранять, а все планы градостроительного развития можно игнорировать.

Надо отметить, что эта территория требует значительных средств на реновацию и благоустройство. Учитывая, что Мытищи имеют серьезный дефицит бюджета - игнорируя факт урбанизации, мы фактически обрекаем эту местность на запустение. Проще говоря, 10 лет тут была брошенная территория с элементами свалки, такой она и останется в подобном же временном промежутке».

Что остается для памятника

«ИКЕА с большим уважением относится к истории и культуре всех стран, где компания осуществляет свою деятельность. При выборе площадок для строительства и разработке дизайна новых торговых центров сохранение культурно-исторического наследия играет первостепенную роль», — сообщала пресс-служба IKEA год назад. Также шведская компания сообщала об инвестировании более 1 млрд рублей в восстановление храма Благовещения Пресвятой Богородицы и воссоздание утраченной дворцовой усадьбы «Тайнинское», которые находятся вблизи торговых центров IKEA.

Однако по факту получается несколько другое.

По отзывам аттестованных экспертов в области культурного наследия, проектанты «Парковой реставрации» стремились включить максимум территории в охраняемый ландшафт. Дошли вплоть до Челобитьева. Вот что рассказала «Хранителям Наследия» государственный эксперт Надежда Завьялова: «Церковь смотрится в ландшафте, в своем историческом окружении. Когда я делала паспорт на усадьбу Тайнинское в 1995 году, мне удалось выявить в архиве РГВИА один чертеж XVIII века, на котором весь Дворцовый остров, все даже служебные сооружения были показаны и подписаны. Это огромная редкость. И этот чертеж стал основой проектирования охранных зон "Парковой реставрацией". Проект же ИКЕА мало того, что предусматривает сплошное озеленение без особого подхода и понимания того, что это историческая усадьба, исторический ландшафт - так еще и древний храм окружают дорогой. Он становится словно как сувенир на ладони. Просто перекидывают мостик на Дворцовый остров. От храма до новой застройки – максимум 500 метров».

План дворцового села Тайнинского. 1779 г. РГВИА

А сохранять действительно есть что. Все место имеет не только культурное, но и экологическое значение.

В проекте по заказу «Наш Дом – Мытищи» и экспертизе на него отмечается, что «Гидротехническая система прудов, созданная при слиянии Сукромки и Яузы и окружавшая Дворцовый остров, сохранилась частично». «Хорошо сохранился участок трассы Старой Переяславской дороги, соединявшей в XIV-XVII вв. Москву и Переяславль». Сохраняется рельеф прудов, дамба, искусственная насыпь для мельницы на р. Сукромке, фрагменты исторических насаждений. Есть и памятники археологии: некрополь у Благовещенской церкви, селище у Благовещенской церкви (Тайнинское-2), селище на территории Тайнинского острова (Тайнинское-1). Наконец, живы пойменные луга с разнообразием трав…

Церковь Благовещения – единственный федеральный памятник в Мытищах, основная ценность этой территории.

«В ходе обсуждений звучало, что якобы в Париже существует такой метод, что наиболее оптимальное расстояние до памятника – 300 метров. Дальше – он вроде не работает, - сообщила Ольга Дробнич. - Я ничего о таком «методе» не слышала, да и мои коллеги тоже. Среди аргументов звучало также то, что якобы храм всегда был плотно обсажен деревьями и был виден только вблизи. Но Храм прекрасно виден с разных точек, таковы данные нашего анализа. На этой территории не должно быть зоны регулирования застройки, здесь должен быть сохранен и ландшафт».

«Нельзя не сказать, что изначально усадьба «Тайнинское» располагалась на острове и имела замкнутый характер. Даже название села несет соответствующий смыл, - считает Дмитрий Верховский. - Расположенный на некотором отдалении от усадьбы сад, не входил в парковый ансамбль и имел, скорее, утилитарную функцию. Мы не считаем, что территория на месте исторического сада, обладает особо ценными историко-культурными характеристиками и сад надо непременно в каком-то виде регенерировать.

Согласно законодательству, в качестве зон охраняемого природного ландшафта мы назначаем территории, композиционно связанные с памятником, в нашем случае – это преимущественно долины прилегающих рек. Мы не пытаемся сохранять не имеющую отношения к усадьбе природную составляющую в настоящем проекте. Если эти территории действительно ценные, то для этого есть природоохранное законодательство.

Если сравнивать с городской средой, то в нашем проекте зоны охраны распространяются на территории, соразмерные 4-5 историческим кварталам. При том, что обычно, «шаг» зон охраны на городских территориях – не больше квартала. Кроме того, визуально-ландшафтный анализ рассматриваемой территории и оценка объемно-пространственных характеристик окружения памятника говорят, что предполагаемое развитие территории по своим масштабным характеристикам будет преемственным по отношению к памятнику и значительно ниже окружающей многоквартирной жилой застройки или сооружений ТЭЦ».

Вид на церковь от р. Сукромка

Историческая развилка: два взгляда

Важно заметить, что экспертизы по обоим проектам уже давно существуют, представлены в Минкультуры и, конечно же, прошло значительно больше положенных по закону 45 суток для их принятия или отклонения. Судя по количеству обсуждений, советов и проч. – колебания в окончательном решении серьезны. Что не удивительно.

Выбор одного из проектов есть выбор жизненного пути не только для храма. Он был, есть и останется памятником федерального значения… Но в случае мега-строительства рядом и соответствующего озеленения появится и другой «памятник», неформальный: памятник торговле и обществу потребления; ну, а четыре буквы на его фасаде – как визуализация реального современного отношения к культурным ценностям.

На главную