Мельница Рейнеке попала в жернова

Активисты Саратова призывают спасти от сноса историческую мельницу братьев Рейнеке, которая находится на территории бывшего комбикормового завода.
Да, безусловно, здание конца XIX века сильно перестроено и обстроено, да, сильно перепланировано внутри, да, смотрится не нано-технологично – а бывает ли по-другому с переходившим из рук в руки культурным наследием? Но ведь главное то, что оно сохранило индивидуальные черты, узнаваемо на старинных открытках и видах, кроме того, рядом с ним располагается и старинный административный корпус. Славная история братьев и их предприятия – это история Саратова, мукомольного центра России.
Кроме того, оба объекта стоят в непосредственной близости от набережной, входят в так называемый восьмикилометровый пешеходный пояс города, который предложил создать спикер Госдумы Вячеслав Володин, много внимания уделяющий сохранению исторического облика своего родного города. Так что если постройки неработающего завода и его стену снесут, то историческая мельница предстанет во всей полноте и объеме визуальному обзору. А в случае реставрации ее геолокация позволит создать там и музей, и выставочное пространство, и место для отдыха, и туристический центр. (Похожие усилия предпринимаются на Складах Рейнеке). Но – это при благоприятном прогнозе…
Мельница и административный корпус с 2001 года стоят в списках выявленных и ждут своей очереди. Дошла она до них в 2019 году, когда завод обанкротился и территорию перевели в зону общественно-деловой застройки. Видимо, здесь грядет строительство и, как обычно, культурное наследие мешает созданию нового.
«Дальнейшие его (здания – прим. Ред.) перспективы с учетом банкротства комбикормового завода и перевода территории из зоны промышленного назначения в зону общественно-деловой застройки представляются вполне прозрачными, - пишут в паблике «Фотографии старого Саратова». - Планировка новой набережной также не предусматривает сохранения мельницы. Между тем, это один из немногих образцов промышленного модерна в Саратове. Наш город издавна славился мукомольной промышленностью, а семья Рейнеке сыграла важную роль в его жизни. Мы уже лишились большой мельницы Шмидтов (возле академии права), снесенной в конце 2000-х, — давайте же отстоим другую от подобной участи. Мы считаем, что мельница Рейнеке вполне может быть приспособлена для современного использования — например, в качестве торгового или делового центра — и удачно впишется в облик новой набережной».
Однако нашелся эксперт, который обосновал отказ в переводе мельницы и административного корпуса в региональные памятники. Это не местный специалист (что стало уже делом обычным при создании отрицательных экспертиз), но уже отметившийся на саратовском поприще – это Олег Демин из Тамбова, ранее обосновавший снятие всех статусов с костела, перелицованного в советские времена в кинотеатр «Пионер». Эксперт-рецидивист, очевидно, нашедший «хлебное место» в некогда мукомольном Саратове, не склонен думать о реанимировании, профилактике и современном использовании исторических зданий. Он – сторонник радикальных методов: да и не его ж город, не ему там жить и собирать «благодарности» горожан, а потому и аргументы уровня – «такие мельницы еще есть», данные из интернета и фотографии с градозащитных сайтов – все в дело идет..
Между тем, саратовцы как раз в курсе, кто такой Рейнеке и в курсе того, что для сохранения памятника главное – желание. Сейчас они массово пишут замечания на сайт госоргана, а также опубликовали открытое письмо в защиту Мельницы. Можете подписать и вы - перейдя по ссылке.
Фото: Вид на мельницу, на период 1908-1914 гг. (источник: https://oldsaratov.ru/)
«Хранители Наследия» получили развернутый комментарий Владимира Лешукова, публициста, градозащитника, блогера:
"История с экспертизой о выводе Мельницы Рейнеке 1880 года постройки из списка выявленных ОКН представляется мне абсолютно чудовищной и отвратительной. Что характерно - автором экспертизы вновь является Олег Демин из Тамбова, который ранее уже покрыл себя несмываемой "славой", подготовив экспертизу, позволившую лишить охранного статуса кинотеатр "Пионер" (бывший католический собор святого Климента).
Что касается ГИКЭ Мельницы - в ней есть и фактологические ошибки, и "притянутые за уши" необоснованные выводы, и явная подгонка формулировок под задачу вывести объект из-под госохраны.
Эксперт Демин пишет, что Мельница Рейнеке за период эксплуатации утратила историческое покрытие кровли, балкон, подверглась перепланировкам. У нас тысячи исторических зданий утрачивают балконы, первоначальное кровельное покрытие, подвергаются перепланировкам, но их все равно признают памятниками и вносят в реестр. Объемно-планировочные, декоративные решения здания - по большей части сохранились. И мельница сейчас не сильно отличается от исторических фотографий царских времен. Торец здания, выполняющий роль его парадного фасада, дошел до наших дней. Дошла в полном объеме и высокая аутентичная пристройка в сторону улицы Провиантской.
Также Демин указывает на отсутствие у объекта "уникальной архитектурной ценности", упоминая тот факт, что в Саратове на берегу Волги уцелели другие старинные мельницы в более высокой степени сохранности. Однако, в статье третьей 73–ФЗ для объектов культурного наследия отсутствуют требования какой-то именно "уникальной архитектурной ценности". И наличие других объектов с аналогичными функциями не может быть основанием не-включения объекта в реестр. Мельница Рейнеке отличается от всех сохранившихся саратовских паровых мельниц своей неповторимой архитектурой модерна. Промышленный модерн исчезает повсеместно и обладает большим историческим значением в масштабах страны.
Далее в экспертизе Демина читаем: "Мельница Рейнеке не участвует в формировании застройки улиц Чернышевского, Провиантской, не оказывает существенное влияние на окружающее ее пространство". Это - ложь, опровергающаяся приложенными к экспертизе фотографиями самого эксперта. К тому же рядом с ней находится региональный памятник, дом Федора Никитина первой половины XIX века. Они связаны общей историей (Дом Никитина позже принадлежал Ивану Рейнеке, далее - его детям и брату Кондратию; в Доме Никитина же Рейнеке открыли контору своего торгового дома). И разумеется, мельница создает архитектурную среду для никитинского особняка с образцовым фасадом авторства архитектора Росси. То есть, вывод об отсутствии у объекта градостроительной ценности - тоже не обоснован.
В экспертизе еще написано, будто у мельницы нет "стилевой выразительности". Тут, я думаю, любой грамотный архитектор только посмеется. И подробно распишет данную выразительность. Кстати, сам эксперт Демин - человек без архитектурного образования, он - инженер-строитель. А на странице 15 читаем: "На момент проведения экспертизы ценность объекта как мельничного комплекса полностью утрачена". Это каким же образом? Если сохранилась сама мельница (пусть кусок ее средней части и видоизменился от советской перестройки), если сохранилась высокая пристройка к ней в сторону улицы Провиантской, если сохранилось относящееся к мельничному комплексу двухэтажное эклектичное административное здание, обладающее одновременно чертами и классицизма, и модерна. Кстати, второго подобного по архитектуре нигде в Саратове нет - о чем, видимо, не известно тамбовскому эксперту.
Демин называет саратовские взвозы, представляющие собой крутые спуски к Волге, "пологими улицами". С ошибкой пишется даже фамилия владевших мельницей мукомолов - "Рейнике" вместо "Рейнеке". А на секундочку, Торговый Дом "Кондратий Рейнеке и сыновья" был вторым по успешности, богатству после династии братьев Шмидтов. Эксперт не удосужился разобраться в природе взвозов и в том, как реально звали владельцев исследуемого им объекта?
Итого, резюмируем. Грубые несоответствия аргументов Демина О.Б. в ГИКЭ реальному состоянию и ценности объекта ставят под сомнение его профессиональную подготовку. Говорю от своего имени как член Комиссии по историческим памятникам при главе Саратова и от всего саратовского градозащитного движения - мы не доверяем эксперту Демину Олегу Борисовичу, мы считаем, что необходимо рассмотреть вопрос о лишении его лицензии Министерства культуры РФ, а по Мельнице Рейнеке - назначить повторную независимую экспертизу. В настоящее время все постройки Мельницы Рейнеке относятся к Комбикормовому заводу - он обанкротился и, очевидно, пойдет под снос. Можно предположить наличие у каких-нибудь застройщиков желания "расчистить" лакомую землю берега Волги от материализованной саратовской истории с целью строительства очередного элитного жилищного комплекса. Хотя вдоль данной территории по Новой Набережной проходит создаваемое по инициативе спикера Госдумы РФ В.В. Володина 8-километровое "пешеходное кольцо" и особенно важно сохранять всю ценную историческую застройку данного массового туристического и пешеходного транзита.
Саратов был центром мукомольной промышленности всей Российской Империи. Множество шикарных мельниц - особая часть саратовского историко-архитектурного наследия, важный элемент городской идентичности. Ни в одном другом старом русском городе невозможно увидеть такое их количество. Снос любой исторической мельницы города - преступление".
Подробную историю мельницы Рейнеке – читайте в блоге краеведа и градозащитника Дениса Жабкина https://djhooligantk.livejournal.com/1075940.html