Нелегки вокзальные судьбы
Три истории из жизни самой уязвимой части наследия
Евгения Твардовская
Железнодорожные вокзалы – наиболее уязвимая часть наследия. И потому что чаще всего отстаивать и защищать их от сноса приходится перед корпорацией-гигантом, которая на мелочи внимания не обращает. И потому, что вопрос приспособления или нового использования решается здесь сложнее, чем с особняками и даже промышленными зданиями. Ну и наконец, потому что многие вообще не видят ценности в такого рода архитектуре.
Три актуальные истории истории – наиболее ярко отражающих возможные варианты развития событий.
Токсово в упор не видят и не признают
Экспертная комиссия не признала выявленным памятником здание вокзала в Токсово Ленинградской области. К сожалению, это означает то, что если не со 100%-ной, то с большой долей вероятности, вокзал будет снесен и заменен новоделом. А ведь у градозащитников появилась было надежда.
АО «РЖДстрой» (входит в РЖД) без указания причин расторгло контракт с подрядчиком, который должен был снести вокзал Токсово и построить на его месте новый.
Казалось, что мнение активистов о сохранении и ценности было услышано. Но комиссия все же не увидела в здании ценности.
Здание вокзала в Токсово было построено в 1917 году по проекту финского архитектора Урхо Пяллия в стиле северный модерн. Изначально оно было бревенчатым с наружной декоративной обшивкой вагонкой и скатной металлической фальцевой кровлей сложной формы. В 2008 году в здании был произведен капитальный ремонт, в ходе которого его художественная ценность была утрачена, говорится в документе. Реконструкция должна была выполняться с «максимальным сохранением внешнего вида, соответствующего проекту 1917 года в части габаритов здания, внутренних конструктивных элементов и декоративных элементов отделки фасадов».
Подробности заседания, которое вынесло приговор, публикует местная пресса.
Комиссия собралась в Санкт-Петербурге, глава комитета и по совместительству заместитель председателя комитета по культуре Ленинградской области Галина Лазарева и члены комиссии Светлана Волкова, Ирина Ефимова, Татьяна Кравчук, а также представитель РЖД (от Октябрьской железной дороги), дали понять присутствующим, что не считают Токсовский вокзал историческим объектом.
Три независимых эксперта: Александр Кононов, Елена Резникова и Владимир Лапшин — заявили обратное. Таким образом, большинством голосов было принято решение не считать вокзал в Токсово обладающим какими-либо историко-культурными ценностями и признаками культурного наследия.
По словам защитника Токсовского вокзала Дмитрия Сергеева, теперь остаётся только идти в суд, хотя надежд выиграть этот спор мало: «На основании принятого решения будет приказ председателя комитета по культуре Ленинградской области Владимира Цоя. В течение недели или двух он будет подписан. После этого мы обратимся в суд, скорее всего по месту нахождения комитета, то есть в Смольненский районный суд Санкт-Петербурга. У нас заявители из Петербурга, Токсово и Ленобласти.
Сейчас мы начинаем собирать документы и ждём в письменном виде утверждённый приказ, чтобы понять, как, что прописано, какие реквизиты. Хотя проект приказа может появиться на сайте уже чуть ли не сегодня-завтра».
Противники сноса вокзала в Токсово уже опубликовали свой пресс-релиз, в котором «поблагодарили» за участие в этом громком скандале крупных чиновников.
«Спасибо губернатору-варвару Дрозденко, который дал последнюю отмашку подчиненным 14.08.2020 г., назвав ценное историческое здание сарайчиком в сайдинге , и председателю Комитета по культуре Цою, который длительное время говорил и писал всякие гадости про вокзал, врал про пожар и «советские» бревна. Спасибо чиновникам-варварам и недалёким депутатам из муниципального образования «Токсовское городское поселение», эти временщики могут праздновать превращение славного когда-то 520-летнего поселка в помойку и ровную серость», — отмечается в письме .
Античный вокзал в Кировске
В Кировске Мурманской области вокзал закрыт с 1996 года. Но величественное здание до сих пор смотрится эффектно и недавно – благодаря инициативе художников – предстало в образе огромного античного дворца.
Началось все с того, что пошли слухи о возможном сносе. По словам главы администрации Кировска Юрия Кузина, здание находится в аварийном состоянии и не подлежит восстановлению. Но руководитель лелеет надежду договориться с "РЖД" о более перспективном проекте, чем снос бывшего вокзала. Вот только в ведомстве уверяют, что не имеют к вокзалу никакого отношения.
Пока в компетентных кругах никак не могут определиться, кто же собственник – люди высказались против сноса.
Пресса опросила горожан и собрала мнения:
- Пожалуйста, не сносите здание вокзала в Кировске, лучше восстановить!
- Сперва «убили» прекрасное здание. Теперь ожидаемый снос. Ничего нового. Легче строить временные бараки из «сэндвичей». Зачем в наших городах капитальное строительство? Все равно умирающий край…
Между тем, художник Мария Хардикова из Ростова-на-Дону увидела фотографию вокзала и загорелась идеей преобразить величественный советский дворец… В декабре 2019 она выиграла грант в 200 000 рублей фонда «Руартс» и творческого объединения “Артмоссфера”, что позволило ей с единомышленниками сделать эскиз, а затем расписать вокзал.
«Нарисованные на фасаде фигуры гигантов символизируют горняков и людей советской эпохи, приехавших осваивать эти суровые земли, исполинов духа, - гласит надпись у входа в бывший вокзал, в которой авторы поясняют свою концепцию. - Большие головы изображены так, чтобы возникало ощущение, что они состоят из валунов и являются продолжением горы. Фигуры атлантов у входа охраняют проход в это величественное здание, которое когда-то было вокзалом».
Мария живет и работает в Санкт-Петербурге, где окончила академию художеств, но также создает фрески и муралы в своем родном городе, разрабатывая собственную уникальную технику Rainessence («сущность дождя»). Работая с полуразрушенными фасадами и заброшенными объектами, она старается учитывать фактуру стен при создании композиций. Среди ее сюжетов - античные и возрожденческие мотивы, образы древнерусской и скандинавской мифологии.
Мария Хардикова так рассказала о работе в Кировске: «Нас очень порадовало, что мы не ошиблись с эскизом: когда мы воплотили изображение в реальном масштабе, оказалось, что оно удивительно гармонирует с контекстом — головы, которые мы симметрично нанесли на левый и правый фланг здания, отражают дух окружающих гор».
Место уже стало туристической достопримечательностью.
Неужели поднимется рука снести? А главное - кому и чем вокзал мешает?
Ивановская радость
Радостным событием последнего времени стала реставрация железнодорожного вокзала в Иванове. Конструктивистские суть и дух удалось сохранить. А угрозы и риски были: мы писали о намерении скрестить конструктивизм с палехом и проч.
Михаил Кирштейн, заместитель председателя Ивановского областного общественного движения "АрхДозор": «Железнодорожный вокзал в Иванове преобразился. Нет, он не стал повторять себя почти столетней давности. Он стал несколько иным: сохранил основные контуры 1930-х прошлого века, оставил внутри четкие воспоминания о 1970х-80х годах, добавил неизвестные детали из прошлого, получил новое пространство и элементы дизайна. Потерял куда-то металлические чеканки со стен красного зала. Добавился комфорт для пассажиров, есть на чем задержать взгляд. Из замызганных стал достойными воротами в город».
Анна Рожкова, председатель комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия: «Проект реставрации железнодорожного вокзала привлек внимание общественности, как все помнят, когда жителям города было предложено проголосовать за тот или иной внешний вид, который варьировался от покраски существовавших фасадов в алый цвет до отделки с имитацией кирпича и декоративными панно.
Сам объект оказался одним из самых сложных.
Итоговую документацию по приспособлению (третий откорректированный вариант), которая в итоге была реализована, мы утвердили только в декабре 2019 года. К этому моменту, если считать научно-исследовательский этап, работы шли уже два года. В итоге вокзал получился гораздо более близким к первоначальному проекту Каверинского, чем в 1933 году.
Из перестроек 1970-х годов не стали только менять расстекловку в боковых пристройках. За счет того, что вернули первоначальные размеры окон, вокзал стал казаться еще больше, как снаружи, так и внутри. Отреставрировали панно и мозаику, что изначальным проектом не предусматривалось. Напольную плитку изготавливали по индивидуальному заказу, чтобы она полностью соответствовала исторической. Сил и средств, действительно, было потрачено много. А по меркам Иванова вообще - несметное количество.
За период столь долгой реставрации все «прикипели» к этому объекту и прониклись его духом – даже в РЖД. Ворота в город, претендующий на звание четвертой столицы конструктивизма, полностью ему соответствуют».
Фото Дмитрия Рыжакова, Олега Мелехина, Андрея Сафонова, пресс-служба правительства Ивановской области, Артмоссфера, photogoroda.com