Под угрозой – дом русской Жанны д’Арк

Под угрозой – дом русской Жанны д’Арк

17.08.2016
Под угрозой – дом русской Жанны д’Арк

Ценность признается, в реестр не включается

Евгения Твардовская

В Ставрополе настоящим форпостом градозащитников стала в последние недели уютная «Усадьба городская», 2-й пол. XIX века по ул. Дзержинского, 134. Она представляет не только ценность архитектурно-историческую, являясь частью уголка все еще чудом сохраняющегося старого Ставрополя. Предположительно, именно в этом доме вместе со своей семьей жила ставшая легендарной сестра милосердия Первой мировой ­­­войны Римма Михайловна Иванова (1894-1915). Здесь она родилась, из этого дома ушла на фронт. Русская Жанна д’Арк, как ее назвали впоследствии, во время одного из кровопролитных боев подняла батальон в атаку и погибла. Посмертно Римма Михайловна Иванова была награждена офицерским орденом Св. Георгия и стала единственной в русской истории женщиной и единственным не военным человеком, удостоенным такой награды.

Эта молодая женщина, конечно же, настоящая гордость России и родного Ставрополя… Но вот история, которая разворачивается сегодня вокруг ее родового гнезда – высокому образцу героини уж никак не соответствует.

423px-Rimma_Mikhailovna_Ivanova[1].jpg

Следите за руками

Об усадьбе вспомнили и озаботились приданием ей охранного статуса еще в 2013 году, накануне 120-летия со дня рождения и 100-летия подвига Риммы Михайловны Ивановой.

Представители научной и культурной общественности обратились в Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (руководитель Гладикова Т.В.) с ходатайством о включении построек в краевой реестр памятников культуры. Все было воспринято очень благожелательно.

Управлением была создана авторитетная рабочая группа (члены Горбунов П.А. – ведущий специалист Управления, Найденко А.В. – доцент, археолог, почетный член ВООПИК, Аксенов В.В. – член Союза архитекторов России, аттестованный госэксперт), которая провела детальное обследование усадьбы. Согласно составленному Акту, она представляет собой значительную ценность для Ставрополя, как с точки зрения архитектурной, так и историко-культурной и подлежит включению в краевой Реестр памятников. Важно отметить, что в тексте Акта уточняется: дискуссия о месте проживания героини Первой мировой – не завершена, так как существуют разные документальные источники и ни один из них не может быть признан единственно верным. Но по совокупности имеющихся на сегодня данных именно дом 134 по улице Дзержинского считается местом проживания семьи Ивановых.

Итак, после подготовки Акта был издан Приказ о включении дома №134 по ул. Дзержинского в реестр выявленных памятников. На этом хорошие новости закончились.

Первый тревожный звонок прозвенел, когда за экспертным заключением Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия обратилось почему-то в Краснодар, хотя и на Ставрополье аттестованных Министерством культуры РФ специалистов достаточно.

Ну, а когда на сайте госоргана появилась сама экспертиза, стало ясно, что Управление не собирается ставить усадьбу на охрану. Текст документа, преимущественно составленный из фрагментов вышеупомянутого Акта ставропольских энтузиастов, содержит странный вывод: постройка «без выраженных качеств памятников архитектуры» и не имеет ценности для города. И это при том, что в Акте ставропольских экспертов неоднократно подчеркивается именно градостроительная роль усадьбы и ее значение во фронте застройки улицы. И далее: «Мотив постановки объекта на государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия «Усадьба городская, 2-я пол. XIX века» как объекта, имеющего отношение к биографии известной героини Первой мировой войны – Риммы Михайловны Ивановой, не имеет документальных обоснований».

skachannye_fayly_1[1].jpg

Ничего хорошего, только бизнес

Зато имеет вполне документальные обоснования мотив исключить памятник из реестра выявленных объектов. Все просто и прозрачно: вокруг усадьбы сжимается кольцо новостроек. Дом находится в центре, пока еще в окружении таких же старожилов с богатой биографией.

Но несколько лет назад в заповедном районе началось строительство, которое ведет ООО "Аспект" (владелец Н.С. Дяденко). Репутация у компании уже сложилась: на протяжении последних лет ее стройки методично уничтожает городские архитектурные комплексы XIX века, заменяя их новыми огромными коробками. Теперь "Аспект" добрался и до дома Риммы Михайловны Ивановой.

Жители поддерживают застройщика в намерении снести дом, но их можно понять: много лет они ждали и желали расселения, сейчас как можно скорее хотят получить новые квартиры, статус памятника процесс затормозит. Можно понять логику застройщика: норма прибыли увесистее нормы культуры.

Но трудно понять Управление по охране памятников, которое на одних и тех же основаниях сначала усадьбу милует, потом хочет казнить.

В ролике местного телевидения руководитель Управления Т.В. Гладикова признает, что Усадьба обладает ценностью, но … это не является основанием для включения ее в реестр. Что же тогда является – так и осталось за кадром.

На экспертное заключение краснодарского эксперта градозащитники подготовили замечания, на которые Управление никак не отреагировало. Приказом руководителя ведомства Т.В. Гладиковой 1 августа 2016 года здание было исключено из списка выявленных объектов культурного наследия.

Переписка сторонников сохранения усадьбы и сотрудников Управления на эту тему прервалась.

После приказа

Градозащитники написали обращения во все возможные инстанции, включая губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова.

Письмо содержит указание и на внекультурную составляющую: «Складывается очень странная ситуация, суть которой необходимо тщательно проанализировать. До определенного времени (пока улица Дзержинского не привлекала к себе внимания коммерчески ориентированных лиц, лишенных элементов государственного мышления), существование дома Риммы Ивановой ни у кого не вызывало сомнений. Проводились научные конференции, Круглые столы, организовывались выставки, писались научные статьи, снимались фильмы, издавались книги, где описывался родной дом героини. Неоднократно показывался домик Риммы Ивановой и по Центральному ТВ. В частности, очень яркий репортаж прозвучал по Первому каналу в начале февраля нынешнего 2016 года, когда определялся инициированный федеральным Министерством культуры «культурный рейтинг» губернаторов в области сохранения памятников культуры. В этот период Домик Риммы Ивановой был, как говорится, был в наличии. Однако, когда новость немного заслонилась другими новостями и стала уходить в прошлое, после этого в медийное пространство была буквально вброшена информация о том, что якобы подтверждений для признания этого домика подлинным якобы недостаточно».

В следующем году Ставрополю исполняется 240 лет. В каком виде встретит юбилей улица Дзержинского – старейшая в городе, бывшая за свою историю и Воробьевской, и Лермонтовской? В домах по этой улице, которые пока еще подлинные и живы, бывали М.Ю. Лермонтов, А.А. Алябьев, А.А. Столыпин. По сути - это готовый музей под открытым небом, выставка накопленных десятилетиями достижений города. Каждый экспонат – неброский, домашний, в то же время бесценен в своей скромности и глубине.

Но как видим, в понятиях современного Ставрополя историческая ценность или бесценность - не являются критерием для охраны и заботы компетентных органов. Многоэтажное строительство актуальнее исторического наследия. Хоть и не сопоставимо по высоте.

Фото: АиФ/ Елена Панкова, http://www.opengaz.ru/

На главную