Провокационный объект

Провокационный объект

17.02.2021
Провокационный объект

Когда культурное наследие делают политическим, оно начинает требовать жертв

Евгения Твардовская

Тему культурного наследия могут вполне четко переводить из плоскости культурной – в политическую. После чего она начинает требовать жертв. После псковских заявлений о том, что региональный Комитет по госохране памятников будет рассматривать не только объект обращения или заявки, но и истинные мотивы заявителей и чистоту их намерений, пришла очередь Калининградской области. Жителей Советска (бывшего Тильзита), заявивших на охрану городской Зеленый театр, имеющий в своем ядре немецкий т.н. «тингплатц», обвинили чуть ли не в пропаганде фашизма, как минимум – в желании «хайпануть на теме сохранения исторического наследия». Дискуссия о собственно культурной ценности объекта или ее отсутствии – просто утопает в ругани и ярлыках. Вообще тема «германизации» для региона весьма чувствительна, учитывая, что вся территория явилась в свое время одним большим трофеем. И похоже, что теперь этим оружием начинают пользоваться, но далеко не в благих целях культуры.

Как все начиналось 

В прошлом году в Советске началась реконструкция Зеленого театра – открытой концертной площадки с амфитеатром и сценой у подножия холма, накрытой деревянной «ракушкой». Это – работы по подписанному 9 августа 2019 года грант-контракту на реализацию проекта между Региональным информационным туристическим центром г. Пагегяй (Литва) и Администрацией Советского городского округа (г. Советск, Российская Федерация) «Создание, продвижение и развитие целевой туристической зоны притяжения между Западной и Восточной Европой» в рамках Программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства (ЕИС) Россия-Литва 2014-2020 гг. Общая сумма – почти 700 млн евро: «сбрасываются» 50 на 50.

Финальный проект никому толком не показывали, в созданной под тему «Зеленого театра» группе в ФБ - информации о нем никакой, а на заглавной фотографии – довоенный прусский облик места.

фашизм4.jpg

Тем временем исторический амфитеатр сровняли с землей, вырвали скамейки, дорожки уничтожили – весь камень был выкорчеван.  Остается только сцена и порталы по бокам. Виталий Черняев, житель Советска, отправил в региональную Службу по госохране объектов культурного наследия заявку (есть в распоряжении редакции) на выявление Зеленого театра как объекта культурного наследия – с тем, чтобы избежать его демонтажа. Тем временем жители начали подписывать петицию за сохранение Зеленого театра, автор которой – уроженец Советска, создатель портала "Неравнодушные горожане" во ВКонтакте Герман Шкуратов

«От имени всех неравнодушных горожан обращаюсь к нынешнему врио городской администрации г.Советска Андрею Сергеевичу Сергееву, а также к губернатору Калининградской области Антону Андреевичу Алиханову, министру по культуре и туризму Калининградской области Андрею Викторовичу Ермаку и руководителю Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области Евгению Александровичу Маслову: пожалуйста, остановите эти сомнительные варварские ремонтные работы и уничтожение исторического объекта Тингплац! Назначьте профессиональную комиссию, которая смогла бы дать экспертную оценку данному проекту, если таковой вообще был разработан. В этом у многих советчан есть большие сомнения, особенно учитывая печальный опыт реконструкции исторической набережной, работы на которой также проводились без проектной документации. Наш город Советск, Калининградская область и вся Россия прямо сейчас утрачивают уникальный исторический объект парковой архитектуры, аналогов которого нет больше ни в одном российском городе! Причём, особенно циничным является тот факт, что Тингплац уничтожается в свой 85-летний юбилей! Два года назад муниципальными и региональными властями была также заявлена реализация в г. Советске (бывшем всемирно известном Тильзите) концепции «Города-музея». И что мы имеем по истечении заявленного срока? Уничтожение ещё одного исторического экспоната под открытым небом?! В ваших силах и интересах не дать завершиться этому варварскому уничтожению и ремонтному беспределу!»

Активисты опасаются, что Зеленый театр ждет судьба аналогичного театра во Пскове: советские постройки там были снесены, все заасфальтировано и установлена дешевая мобильная сцена.

фашизм2.jpg

фашизм3.jpg

фашизм9.jpg

фашизм1.jpg

Фото: Реконструкция Зеленого театра. На последнем фото внизу - бетонная плитка с вмонтированным историческим булыжником.  Зеленый театр находится на территории парка-памятника. Должен быть и проект, и археология и проч. и проч.

фашизм10.jpg

Фото: Одно из немногих изображений будущего облика Зеленого театра с сайта горадминистрации

Куда кривая завела

Ответ на обращения активистов Советска последовал через прессу (официальных ответов пока так и не получено).

Евгений Маслов, руководитель госоргана по охране наследия, сказал широко растиражированные слова: «Это сооружение до войны являлось так называемым тингплатцем. А знаете, что такое тингплатц? Тингами в нацистской Германии стали называться массовые мероприятия под открытым небом, возрождающие языческие культы. И для этого стали строить тингплатцы. Планировались, что на территории Третьего рейха возникнут 400 тингплатцей, но построили только 60. Один из них в Тильзите, нынешнем Советске. И получается так, что некоторые горожане предлагают нам ставить на учет культовые места национал-социализма. Больше не подавайте нам таких заявок, иначе будем их передавать в другие ведомства».

В устной беседе Евгений Александрович сообщил «Хранителям Наследия», что согласно процедуре Служба провела работу по установлению историко-культурной ценности и выяснилось, что Зеленый театр был очень сильно перестроен в советский период и его уникальность во многом утрачена, к тому же он и так находится в границах территории существующего объекта культурного наследия Парк Якобс Руэ и имеет обременения в плане охраны. «Наша область богата разнообразным наследием – и древним финно-угорским, и тевтонского периода, и восточно-прусского. Любой объект несет печать идеологии. Мы этот момент стараемся не ставить во главу угла, но есть объекты именно культовые для идеологии нацизма и ставить их на учет – просто провокационно. И мы считаем такую заявку открытой провокацией и шагом из политических соображений. И как нам удалось выяснить, ратуют за это дело представители определенных организаций. Их настойчивость и то, почему тема сохранения театра возникла именно сейчас – заставляет задуматься над их реальными целями. Еще немного – и по такой логике мы должны будем возвращать на место орлов со свастикой», – поделился опасениями Евгений Маслов.

Хорошо. Предположим, что место и вправду было перестроено-затоптано и проч. Но в таком случае, зачем вспоминать про его фашистское прошлое и вообще – при чем же здесь тингплатц? Если культурная ценность размыта и уничтожена и нечего охранять – так и весь фашизм уже подавно за 70 с лишним лет далеко унесло.

«Чуть больше десяти лет Зеленый театр был тингплатцем. Это правда. Но больше 70-ти лет там принимали в пионеры, там отмечали Дни Победы и на сцену выносили знамена, там чествовали ветеранов, – рассказал «Хранителям Наследия» Герман Шкуратов. – Так что уничтожая это место – почему же никто не говорит про чувства и память ветеранов и жителей города? Жители Советска никогда и не вспоминали ни про какой тингплатц. Теперь Зеленый театр открывают два-три раза в год. В остальное время он охраняется и ни о каком отправлении фашистских культов в том месте нам не известно. Сейчас всю зеленую территорию засыпали искусственным материалом, Зеленый театр перестает быть таковым. А вместо немецких дорожек кладут бетонные блоки, в которые вмонтированы булыжники, демонтированные с улиц Советска. Автор такой технологии, как считают у нас в городе, – бывший мэр Николай Воищев. И все это – более чем за 300 тысяч евро. Дело в освоении бюджета, а не в истории места. А тезисы про пиар и политику можно применить с таким же успехом к тем, кто их озвучивает».

Но допустим, и в самом деле в Калининградской области завелись поклонники фашистского культа, которые хотят сохранить его ритуальное место. Но в таком случае – почему те, кто якобы в курсе – конкретно не называют имена и фамилии, не пишут «куда cледует»? Ведь если есть противоправное деяние и подозрения в пропаганде фашизма, то замалчивание просто опасно. Пусть будет открытость в аргументах и свидетельствах. Пусть прозвучат контраргументы. В случае необходимости – пусть будут даже иски о клевете. А чего бояться, если все правда и скрывать нечего? Гораздо опаснее открытой правды – флер таинственности и борьбы с невидимой угрозой, который можно напустить на что угодно. Разговор на языке фактов выглядит убедительнее. Но – никаких конкретно доказательств «германизации» ни в одном региональном СМИ не артикулируется.  Все на уровне шельмования: «самопиар», «черный пиар», «безумцы» и проч. 

И что получается: если есть реальная угроза, на которую намекают, но не называют напрямую – значит, идет пособничество преступлению. Если же реального состава преступления нет – значит, идет клевета, запугивание и травля, от чего страдает взаимопонимание между гражданами и властью. По нашей информации, активистов пару раз вызывали в правоохранительные органы и просили писать объяснительные.

«Всю нашу инициативу просто перевернули с ног на голову, – рассказывает Виталий Черняев, житель Советска, автор заявки на выявление Зеленого театра как объекта культурного наследия. – Жителей возмутило то, что Зеленый театр закатывают в бетон, что мы теряем место, которое символизировало слияние с природой. Ни о каком фашизме никто не вспоминает и не думает. Но никаких расследований и вызовов в госорганы – мы не боимся. Ни о какой «германизации» до 2010-х и слышно не было. Возникала масса НКО российско-немецких, которые вкладывались в ремонт и реставрацию. Сейчас эта тема звучит постоянно. Но дело в том, что вся историческая архитектура относится к немецкому периоду».

В конце концов, в Калининграде областное управление ФСБ занимает бывшее здание полицейского президиума, в котором почти 12 лет квартировало гестапо. И это объект культурного наследия регионального значения, и, к слову, инициаторов его постановки на госохрану пока никто не додумался обвинить в пропаганде нацизма. 

фашизм8.jpg

Будущее полицейского управления в самом Советске также, выходит, бесперспективно: там был замучен наш разведчик Мокий Каращенко, по судьбе которого снят фильм «Тройная проверка». В здании был кинотехникум, потом его передали ВГИКу, сейчас оно никак не используется.

фашизм7.jpg

фашизм6.jpg

По такой логике можно пойти и дальше: тевтонские замки Калининградской области – надо ли их охранять и сохранять, ведь это логово врагов Древней Руси? Выходит, все скопом прошлое региона вычеркиваем, а досоветских жителей объявляем фашистами?

«Марсианизация» в регионе

Антон Алиханов в 2017 году, еще будучи врио губернатора, говорил о проблемах «сепаратизма» в регионе: «Калининград — это, безусловно, Россия, никакая „германизация“, „полонизация“ или „марсианизация“ тут невозможна. Здесь Россия и по духу, и по составу населения, и по исторической памяти. А по искреннему патриотизму и любви к „большой Родине“ дадим фору многим другим регионам. И нет общественного движения или даже размышлений в пользу чего-либо противоположного».

Теперь, что выходит – есть? Или кто-то очень хочет, чтоб было?

Очень показателен в этой связи эпизод с именем собственным одного из памятников региона. Недавно на заседании правительства области губернатор Антон Алиханов публично попросил не называть здание Музея изобразительных искусств бывшей торговой биржей. Хоть это и официальное название в документах о постановке здания на госохрану, по словам губернатора, это «здание ДКМ». (Что такое ДКМ – стороннему читателю неизвестно, в сети стали шутить, что это декоммунизация). Также Антон Алиханов попросил прекратить называть Биржевым сквером территорию перед зданием, хотя несколько лет назад и сам употреблял это название. Официальное наименование сквера теперь — имени 70-летия Калининградской области. Кстати говоря, название такое появилось лишь в 2016 году и жители его не выбирали, а большинство голосов было за «Биржевой», но результат был просто проигнорирован. (Добавим, что в предложенных вариантах названий "70-летия Калининградской области" - вообще не было). 

Вот так: дом есть, а слова нету.

Но смена вывесок, игнорирование или уничтожение имен или мест прошлого – никак не является антифашистской пропагандой. Это чисто административные показательные методы, вызывающие только недоумение. Если нет понимания, что нужен общественный диалог, нет сил и ресурсов переосмыслить «немецкое наследие» региона и использовать его в интересах нашей собственной идеологии – увы, то, что происходит сейчас – только старт марафона сносов, обличений, ложных обвинений… А призраки «германизации» встают во весь рост и видны даже на расстоянии: людям Калининградской области четко указывают, как им понимать историческое прошлое региона.

Нередко при подготовке материала по той или иной общественной инициативе в Калининградской области, приходится слышать от героев сюжета: «Не делайте параллелей с рыцарями, уберите слова про немцев… Вы в Москве напишете, а нам здесь жить…» Не страх, но настороженность чувствуется.

И это крайне нездоровая ситуация, которая должна быть прекращена властями региона. Путем диалога, а не шельмования. Но если огульные обвинения находят поддержку представителей власти, если руководитель госоргана по охране памятников сулит активистам внимание «других ведомств», а руководитель региона призывает игнорировать исторические названия исторических зданий – то охрана культурного наследия незаметно для участников превращается в войну с ним. Как, собственно, было в СССР в 1930-е годы.

Зачем сегодня властям региона возврат к такому прошлому?

Кстати говоря, позицию городских активистов Советска подкрепляет и комментарий в СМИ бывшего начальника управления по культуре, молодёжной политике и туризму администрации городского округа Олега Вашурина, стоявшего у истоков реконструкции театра:

«У нас однозначно была цель не разрушать [Зелёный театр], а усовершенствовать. Территория амфитеатральной части абсолютно не освещена. Планировалась установка дополнительного освещения, по углам должны были стоять рампы, освещающие амфитеатр, чтобы люди могли спокойно перемещаться в темноте. <...> Центральная дорожка была трансформирована не один раз за последние десятилетия. От исторической там остались только бордюрный камень. <...> И он не должен был уничтожаться. Он должен был остаться, а покрытие дорожек планировалось выполнить плиткой, похожей на натуральный камень. Всё должно было быть современно, функционально, но под исторический облик. Камни, где они были, оставить, подправить, сделать опоры, обновить бетонные „подскамейки“, сверху на скамейки положить деревянный брусок, хотя мне предлагали пластиковые кресла. Никаких других изменений не должно было быть».

Стало быть, никто первоначально и не собирался искоренять никакое «культовое место», напротив, в планах фигурировал даже «исторический облик». Другими словами, тема борьбы с нацистским наследием возникла по ходу процесса – а может быть, и не случайно? Может, это-то на самом деле кому-то и выгодно, поскольку позволяет не допустить возникновения никаких охранных ограничений, могущих притормозить реконструкцию? Вот – уже и я встала на путь подозрений…

Австрийский опыт

Я не сомневаюсь, что в Калининградской области возобладает здравый смысл и общая дорога к сохранению разнообразного наследия региона будет найдена. А пока – предлагаю взглянуть на австрийский опыт работы с «идеологическим» наследием. В качестве примера – не для подражания, но для размышления.

По просьбе «Хранителей Наследия» Катерина Козерчук – авторитетный венский экскурсовод, которая много лет живет в австрийской столице и изучает ее архитектуру и историю, – поделилась с нами мыслями и фактами о том, как воспринимается в современной Австрии тема «германизации», что и как отвечают туристам на вопросы о местах, связанных с биографией Адольфа Гитлера и историей страны периода «аншлюса». Возникает ли у властей желание эти места уничтожить, дабы не привлекать последователей? И наоборот – можно ли такие постройки сделать источником антивоенной и антифашистской пропаганды? Как работать с такими объектами историкам и экскурсоводам?

– Когда я веду экскурсию на площади Героев – самом непростом месте в Вене, я рассказываю гостям города о двух главных австрийских вопросах. Они звучат так: «Кто такой австриец?» (или вариант – «что такое Австрия?») и «Что случилось в 1938 году?» (или – «была ли Австрия в 1938-м жертвой фашистской Германии или ее добровольным союзником?»).

На эти вопросы существует множество ответов, и, как мне кажется на нынешнем уровне моего знакомства с темой, точка не будет поставлена никогда. А до тех пор, пока не будет точки, не будет однозначного, не вызывающего дискуссий, отношения к тем местам, которые тесно связаны в сознании австрийцев с тем временем, когда их родина была частью «рейха».

Подчеркну, однако, что чаще всего эти дискуссии ведутся в плоскости «как использовать?», «как оформить?», «как сберечь и одновременно не политизировать?», а не в плоскости – «сносить – или не сносить?».

В качестве примера таких мест приведу два венских балкона – в Neue Burg на площади Героев и на Ратуше.

Первый изначально, с 1910-х годов, был частью ансамбля площади и стойко ассоциируется с выступлением Гитлера, в котором он приветствовал объединение Австрии с Германией. В настоящее время доступ на балкон запрещен, но новый музей «Дом Истории», посвященный XX веку, не так давно проводил опрос: каким видится будущее балкона гражданам и нужно ли разрешить выходить на него?. Окончательного решения здесь пока нет.

вена1.jpg

Фото: Балкон Хофбурга

Балкон на Ратуше менее известен, но история его сложнее. Балкон сделали в дереве за несколько недель, в преддверии выступления Гитлера. Чтобы скрыть, что конструкция временная, его даже завесили флагами в 1938 году. Однако венский бургомистр Нойбахер затем распорядился воплотить балкон в камне и разместить по его сторонам бронзовые таблички с выдержками из речей Гитлера и Геббельса. В 1945 году таблички сняли, а балкон существует до сих пор, хотя в изначальном проекте Шмидта в XIX веке его не было – и под предлогом возвращения к историческому облику балкон наверняка мог бы быть демонтирован.

фашизм17.jpg

вена4.jpg

Фото: Балкон Венской ратуши

Но, пожалуй, самый непростой пример в этом ряду – не венский. Речь о доме, где родился Гитлер. Находится он в Верхней Австрии, в городке Braunau. Было время, когда здесь продавали сувениры с видом этого бывшего кабака, находящегося под охраной как исторический памятник (здание относится к XVII в.). Семья будущего диктатора снимала в нем квартиру, но доподлинно неизвестно, родился он непосредственно в этом доме или в давно снесенной пристройке. В 1938 году совладельцем дома стал Мартин Борман; в период до 1945 года здесь был организован культурный центр, библиотека и художественная галерея. После войны собственность вернули прежним владельцам, но государство заключило с ними договор долгосрочной аренды, и до 2011 года помещения снимали разные организации.

фашизм15.jpg

фашизм13.jpg

фашизм14.jpg

Фото: Дом в Braunau - было-стало

После того, как в 2011 году новых арендаторов не нашлось, и дом пустовал несколько лет, в обществе разгорелась дискуссия, каким должна быть его дальнейшая судьба. И когда было принято решение с помощью специально принятого закона конфисковать дом в пользу государства (с выплатой собственнику компенсации в 300 тыс. евро), представители Народной партии (ÖVP) поспешили заявить, что его готовят к сносу. Дом находился в частных руках вплоть до 2016 года, а последние формальности по его переходу в собственность государства (владелица подала иск по поводу размера компенсации и увеличила его более чем вдвое) были улажены только в 2019 году. В том же 2019 году Австрия объявила конкурс на реконструкцию дома в Браунау, одновременно сообщив, что в нем будет размещено полицейское управление. Конкурс выиграло архитектурное бюро Mart.Marte, однако по поводу этого проекта пока ведутся споры. По мнению многих, он получился слишком безликим.

Дискуссия вокруг проекта продолжается. Но с 1989 года перед этим домом стоит мемориал – камень из концлагеря Маутхаузен, на котором написано «За мир, свободу и демократию. Нет повторению фашизма! Чтите память миллионов погибших».

На главную