«Реставрация» Монрепо: остановить и обезвредить
Пройдя все возможные круги обсуждений, встреч, публикаций в прессе – дискуссия по ситуации в усадьбе Монрепо близ Выборга, подвергающейся весьма сомнительной «реставрации», вышла на уровень федерального Минкультуры. 5 апреля для обсуждения перспектив Монрепо собрались секции «Ландшафтно-архитектурных комплексов и историко-культурных заповедников» и «Градостроительного регулирования» Федерального научно-методического совета.
Предполагалось, что с докладом выступит Елена Штиглиц, главный архитектор ландшафтной части проекта. Но она не смогла приехать, и ответ держала эксперт Юлия Куваева, которая делала ГИКЭ на эту самую ландшафтную часть.
Собственно, прозвучали все «за» и «против» - давно известные, многократно озвученные: неполнота научной документации в части предмета охраны, ошибочность ориентировки на план 1804-1806 гг. и проч. От Совета ожидались решения, которые могли бы ситуацию либо переломить, либо «благословить» ее дальнейшее продвижение.
В распоряжении «Хранителей Наследия» имеется протокол таких решений по Монрепо. Их тональность совпадает с оценками градозащитников и экспертов – противников происходящего.
Итак, решили следующее.
1. Департаменту государственного контроля и надзора в сфере культурного наследия МК РФ дать предписание о введении моратория на проведение работ на территории объекта культурного наследия «Комплекс усадебных домов и парковых сооружений (бывший парк «Монрепо») XVIII – ХХ вв., в том числе и прекращение вырубок до выполнения работ по корректировке научно-проектной документации в соответствии с замечаниями.
2. Департаменту государственного контроля и надзора в сфере культурного наследия МК РФ дать предписание в адрес Комитета по культуре Ленинградской области о необходимости:
– внесения изменений в концепцию реставрации парка с учетом всех периодов развития и стабильного существования композиции парка;
- разработки научно-проектной и исследовательской документации «Предмет охраны территории парка Монрепо» в Научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Комплекс усадебных домов и парковых сооружений (бывший парк «Монрепо») XVIII – ХХ вв. Реставрация с приспособлением под музейно-выставочные функции».
3. Рекомендовать Департаменту государственного контроля и надзора в сфере культурного наследия МК РФ сформировать и направить рабочую группу в составе секции «Ландшафтно-архитектурных комплексов и историко-культурных заповедников», представителей ИКОМОС СПб. и членов авторского коллектива в целях проведения мониторинга по корректировке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Комплекс усадебных домов и парковых сооружений (бывший парк «Монрепо») XVIII – ХХ вв. Реставрация с приспособлением под музейно-выставочные функции» и внесению корректив в порядок ведения соответствующих производственных работ.
4. Департаменту государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Ленинградской области, в соответствии с требованиями действующего законодательства по охране культурного наследия, обеспечить возможность проведения авторского и специализированного мониторинга на технологическое и методическое соответствие производимых работ по научно-проектной документации, с последующим оформлением Актов соответствия (несоответствия) проектным решениям.
Теперь можно было бы написать, что главное – воплотить решенное в жизнь. Причем как можно быстрее.
Однако «реставрация» Монрепо идет полным ходом, у нее есть госконтракт, сроки и деньги, которые, разумеется, необходимо «освоить». Рекомендации ФНМС, по сути вопроса абсолютно верные, – очередная попытка затормозить на ходу разогнавшийся локомотив.
Но почему же ФНМС Минкультуры обсуждает столь важные проект не на стадии концепции, а уже в ходе реализации?
Ответ здесь может быть только один – потому, что Минкультуры не соблюдает им же выработанные решения.
Одним из немногих реальных плодов «реформы реставрационной отрасли» 2016-2017 гг. было распоряжение Минкультуры РФ № Р-1481 от 9 декабря 2016 года, подписанное врио министра С.Г. Обрывалиным, «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке технического задания на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации».
В этом документе, помимо всего прочего, было черным по белому записано: эскизные концепции проектов реставрации объектов культурного наследия федерального значения, созданных до 1800 года, должны проходить через ФНМС. До окончательного утверждения проекта и уж тем более до начала работ по нему. Напомним, что главный дом усадьбы Монрепо (который по проекту подлежит разборке) начат строительством в 1798 году, а парк является объектом наследия XVIII-XIX вв.
Тем не менее ФНМС обсуждает Монрепо только сейчас, причем не по инициативе Министерства, а после многочисленных критических выступлений экспертов и общественников.
Зачем Минкультуры принимает документы, которые само же не соблюдает? И помнит ли оно об их существовании?