С рук на руки и обратно

С рук на руки и обратно

02.02.2015
С рук на руки и обратно

Александра Меркулова

На территории Калининградской области расположено более 1000 объектов культурного наследия. Наследство Восточной Пруссии богато: замки, кирхи, ратуши, да и рядовая городская застройка представляет огромный интерес. Однако распорядиться всем этим богатством у современной администрации региона получается не очень. Настолько не очень, что жители Калининграда даже вышли на улицы с протестами.

Альтернативное развитие

В последней декаде января в Калининграде прошла акция против так называемой «точечной застройки» улиц Леонова и Молочинского. Участники акции собирали подписи под письмом губернатору Николаю Цуканову: «В этом историческом, одном из самых красивых районов города возводятся многоэтажные, зачастую в два раза выше исторических зданий, жилые дома. Многие дома на улице Комсомольской – памятники архитектуры, но городские власти не спешат проводить историко-культурную экспертизу и делать охранные зоны памятников архитектуры. По нашему мнению, подобное многоэтажное строительство уничтожит неповторимый архитектурный облик улицы Комсомольской, которая сейчас привлекает многих туристов и является, пожалуй, наиболее сохранившейся исторической улицей города»

Очевидно, жители и администрация продолжат диалог на тему уплотнительной застройки исторической части города. Но не похоже, что областные власти умеют использовать деликатные методы сохранения и коммерциализации объектов культурного наследия.

Пока что им не удавалось никак иначе «коммерциализировать» наследие, как только попытаться «убить» исторические районы Калининграда. Способ очень распространенный в наших широтах. Никакие тонкие экономические настройки, никакие международные программы сохранения восточно-прусского наследия не прижились пока на родине Канта.

Нет, туристический потенциал региона, интерес к которому и российских путешественников, и - особенно - немецких сложно переоценить, администрация стремится развить. Но, скажем так, альтернативно. В 2014 году была создана целая «Корпорация развития туризма Калининградской области» – с амбициозными заявками: 5 городов, 7 рекреационных зон, стоимость проектов – 850 млн долларов США. Конкретный же план работ воплотился в строительстве гостиничного комплекса в историческом центре города Калининграда (и разработке похожего проекта в Светлогорске).

Отдам в хорошие руки

Не лучше дела обстоят и в Калининградской области: исторические объекты скопом – и замки, и кирхи, как разрушенные, так и вполне приспособленные – передаются Русской православной церкви – вероятно, в надежде сбыть «в хорошие руки» и сами исторические памятники, и бремя забот о них. В 2010 г. региональные депутаты «подарили» Калининградской епархии РПЦ около 200 объектов культурного наследия, сделав ее, таким образом, крупнейшим в регионе распорядителем памятников архитектуры.

С одной стороны, логика понятна: все видят, как разрушенные храмы, возвращенные Церкви, стремительно возрождаются. Но с другой, чисто арифметически, получается нонсенс. Сейчас Калининградская епархия – это 183 храма. То есть даже не один к одному: одну церковь восстановлю, на другую смотрю. И в 2010 году было понятно, а сейчас просто очевидно, что не только восстанавливать, но иногда и содержать эти объекты не на что. Три четверти переданного епархии имущества находилось в аварийном состоянии или представляло собой руины. А оставшаяся часть была успешно приспособлена к новым задачам, например кирха Королевы Луизы, где располагался калининградский городской Театр кукол, или кирха Святого Семейства, где работала областная филармония, замок Инстербург в Черняховске и многие другие здания и сооружения.

Четыре года назад губернатор Николай Цуканов убеждал всех - и убедил - что в такой имущественной операции и есть спасение, что, дескать, в противном случае, на эти здания претендовали бы те, кто их когда-то построил – католики и лютеране, а культурные учреждения из зданий были бы выселены. По словам губернатора, он буквально спас эти объекты для региона. Неужели губернатор искренне считал, что католики и лютеране забрали бы себе эти объекты физически, переместив их в международном пространстве?

Ситуация тяжелая, денег нет

Калининградский историк и писатель Анатолий Бахтин, который все это время последовательно выступает против «пакетной» передачи объектов культурного наследия, прокомментировал ИА «Росбалт» сложившуюся ситуацию.

«Все началось еще в 2007 году, когда было огромное количество денег и было решено передать все РПЦ, - рассказывает Бахтин. - То есть если в церкви находился дом культуры, то государство готово было строить рядом дом культуры, если клуб – то клуб. В 2008 году случился экономический кризис, и все накрылось. Но машина была запущена, и им передали все это. Сегодня у государства денег нет, чтобы помочь церкви».

Сложившаяся ситуация, считает Бахтин, выглядит как «провокация против РПЦ». Сейчас на церковь можно «вешать всех собак», но средств на восстановление исторических культурных объектов все равно нет, говорит историк. Но взятые на себя обязательства нужно выполнять – несмотря на то, что у епархии порой нет средств даже для того, чтобы выставить охрану у зданий, утверждает Бахтин. «Все продолжает разрушаться, разбираться. Даже то, что передали в хорошем состоянии. Как, например, кирху в поселке Залесье. Они не организовали там общину, не поставили охрану. И кирха так стояла, пока не обрушилась, - ужасается историк. - Сегодня 10-15 кирх, переданных церкви в приличном состоянии, рушатся на глазах». Местные жители используют руинированные здания в качестве общественных туалетов, территории завалены мусором, зарастают деревьями. Кто-то пасет меж старинных стен скот. Древняя кладка XIII-XIV веков рушится безвозвратно от непогоды и времени.

Руководитель отдела по имуществу Калининградской епархии РПЦ Виктор Васильев тоже констатирует сложную ситуацию: «Сегодня епархия может лишь проводить молебны и субботники на руинах, привлекать к мероприятиям неравнодушных жителей. Решить проблему радикально – реконструировать или хотя бы законсервировать объекты – не позволяет отсутствие средств. Один из путей, по которому идет церковь, - восстановление кирх и капелл своими силами, чтобы в будущем проводить здесь службы. Старинный католический храм в поселке Родники воссоздан, и сегодня там проходят православные богослужения. Идут работы и на других объектах».

Средств на восстановление памятников у епархии, очевидно, не хватает, поэтому ряд объектов передаются фактически обратно - в безвозмездное пользование местным органам власти. Федеральный закон № 327-ФЗ не предусматривает право государства потребовать у церковников переданное ранее им в собственность имущество назад, но сама епархия распорядиться памятниками может. Правительство области, к примеру, взяло в долгосрочную аренду две кирхи - в Славске и Озерске. Обе будут восстановлены на бюджетные средства, а использоваться будут в качестве культурных центров. Правда, кирху в Озерске планировали реконструировать еще два года назад, но до сих пор не могут решить проблемы с подрядчиком.

Сейчас активно обсуждается возможность финансирования объектов культурного наследия, которые переданы РПЦ, за счет бюджетных средств. Это вызывает в регионе горячую дискуссию: церковь отделена от государства, почему все налогоплательщики должны ее финансировать?

Более того, нахождение такого количества уникальных объектов в собственности у организации, у которой нет ни средств, ни других ресурсов, обесценивает и сами объекты. Представитель епархии Васильев полагает, что речь идет о совместном решении властей и церкви по сохранению таких объектов: «Это цивилизованное и насущное правление. В тех странах, где памятники культуры находятся в частных руках, государство берет на себя обязательства помогать в сохранении, если оно считает, что нужно сберечь памятник для потомков. Невозможно все объекты сразу законсервировать или восстановить».

Губернатор Николай Цуканов сообщает, что для реставрации объектов, собственником которых стала РПЦ, уже используются финансовые возможности Федеральной целевой программы «Культура России». В частности, свыше 92 млн рублей получено на разработку проектной документации и реставрацию замка Бранденбург в Гурьевском районе, кирх в Нестеровском и Славском районах.

Иными словами, из госбюджета финансируется ремонт церковного имущества – но это никого не смущает. По словам губернатора, ФЦП предполагает выделение средств на реконструкцию вне зависимости от форм собственности. Финансирование работ предполагается за счет собственника, а также федерального и регионального бюджетов.

Сегодня региональная Служба охраны памятников помогла епархии составить заявки на включение в ФЦП семи кирх и замка Бранденбург в поселке Ушаково. Проект противоаварийных работ для одного только замка оценивается примерно в 100 млн рублей. И пока это полностью федеральные деньги.

Немецкое вмешательство

У Калининградской епархии есть опыт работы с немецкими землячествами. «Кирху в поселке Дружба Правдинского района местный священник совместно с немцами старается восстановить, и это не несет противоречий между конфессиями. Мы предлагали лютеранским общинам сохранить свое присутствие в кирхе в Славске. К нам сейчас обратилась одна католическая община, которая просит разрешения использовать один из католических храмов. Мы открыты к этому», - сообщил представитель епархии.

Правда, сотрудничество с немцами, пытавшимися восстановить кирху Арнау, пришлось разорвать. Случился небольшой конфуз. Кирха – объект исторического и культурного наследия, ранее в ней размещалась экспозиция Историко-художественного музея. Здание восстанавливалось совместно с обществом «Кураториум Арнау» на немецкие средства. После передачи кирхи РПЦ (в октябре 2010 г.) к ней перешла и ответственность за сохранение объекта. Не так давно председатель общества Вальтер Рикс заявил, что из-за небрежности новых владельцев утрачено 98% фресок. А им, между прочим, по семьсот лет.

После этого в Калининградской епархии приняли решение о прекращении сотрудничества с немецкой стороной. «Мы долго пытались это терпеть и не реагировать на их слова, но после последних заявлений нам не нужна помощь немецкой стороны, тем более что ее и не было. После передачи кирхи РПЦ они только оспаривали ее передачу. С того времени они только приезжали в область и давали комментарии, которые оборачивались против нас», — заявил руководитель отдела эксплуатации памятников Калининградской епархии Михаил Черенков.

Комментировать заявление немецкой стороны об утрате фресок он не стал, отметив лишь, что объект существует и через некоторое время будет открыт после завершения работ, и все смогут увидеть, как РПЦ восстановила памятник.

Историк Анатолий Бахтин комментирует несостоявшееся сотрудничество следующим образом: «Восстанавливать есть чего, но кто будет? Зачем немцам это дело? Мы у них по сути это отобрали, даже те кирхи, которые они восстанавливали. Кирху в поселке Ушаково они привели в порядок, у них ее отобрали. Еще Боос (Г.В., экс-губернатор Калининградской области – Ред.) сказал: "Зачем нам раскопки Королевского замка на немецкие деньги, у нас своих денег хватает". Боос сказал, немцы свернулись, раскопки прекратились. А сейчас нет ни раскопок, ни немцев».

На фото: интерьер кирхи Арнау в былые времена.

На главную