" />
Снос на Благовещенской, или зачем нужен Туле Музейный квартал

Снос на Благовещенской, или зачем нужен Туле Музейный квартал

29.01.2018
Снос на Благовещенской, или зачем нужен Туле Музейный квартал

«Хотим Музейный квартал, хотим туристов. При этом абсолютно уверены, что история и культурное наследие - не главное. Главное – это модные развлечения»

От редакции:

С 2017 года в центре Тулы идет работа по созданию Музейного квартала на улице Металлистов. Концепция разработана в рамках проекта «Тульская набережная». «Основная базовая реставрация по всем объектам квартала будет завершена уже в этом году", — сообщала министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина еще в ноябре 2017-го. Ну а по соседству, на улице Благовещенской, которая также насыщена историческими постройками и, по некоторым данным, вскоре также будет включена в границы квартала, сносят остатки усадьбы XIX века: идет формирование территории арт-пространства «Искра».

На фоне сочетания реставрации и сносов – можно ли говорить о том, что есть понимание роли Музейного квартала в сердце города, его будущего облика и наполнения?

26828319_436727103412212_365470076_o.jpg

Сергей Демидов, краевед (Тула)

Вот и понес наш Музейный квартал свои первые потери. Зайдя 4 января на ул. Благовещенскую, 20, я обнаружил, что хозяева, купившие здания на территории бывшей воинской части, все-таки снесли находившееся там полуразрушенное здание середины XIX века.  Это был главный усадебный дом – последнее, что оставалось от исторического комплекса усадьбы Маликовых, Варламовых, Аршиновых.

Юридически все правильно. Здание не было объектом культурного наследия, но оно все–таки представляло собой и историко-культурную, и архитектурную ценность.

Это была одна из немногих городских усадеб Тулы. В ней была отражена история этой части города, его торговли и быта туляков на протяжении почти всего XIX в. В разное время ею владели известные самоварщики Маликовы, купцы Варламовы, Аршиновы. Каждый из них оставил какой-то след в тульской истории и этого района города.

Маликовы активно участвовали в открытии женского Епархиального училища, Варламовы пожертвовали в училище часть своей усадьбы для создания училищного сада. Аршиновы содержали здесь свой бакалейный магазин, хорошо известный и популярный у местных жителей. Магазины в доме были почти всегда. А в 1906 году в доме Варламовых снимала помещение Тульская губернская фабричная инспекция - учреждение, которое немало делало для организации нормальных условий труда на тульских предприятиях. Затем здесь с середины 1920-х годов, как и в других близрасположеннных зданиях, находилась воинская часть, с 1947г – подразделение Тульской десантной дивизии – батальон связи. И эта страница истории здания могла бы быть весьма интересна.

В архитектурном смысле даже в своем почти разрушенном виде главный дом усадьбы был крайне интересен своей архитектурой. В Туле почти не осталось зданий, построенных в середине XIX в. Теперь их будет еще меньше. Дом в руинированном состоянии не имел шансов быть принятым на учет как объект культурного наследия. У нас никто не поставит на охрану разрушенное здание, чтобы тем самым создать себе дополнительные сложности.

После того, как воинская часть с территории усадьбы съехала, ныне снесенному дому фатально не везло: он стоял  в месте всеми забытом и заброшенном, не привлекал внимания и медленно разрушался. Характерно, что ни одна общественная организация так и не поддержала наши просьбы обратить на здание внимание и общим усилиями добиться его реконструкции и ремонта.  Большая часть тульских краеведов, историков, архитекторов, общественников в буквальном смысле слова «воротили от него нос» и чтобы оправдать свое нежелание ссориться с властями из-за каких-то руин, пытались доказать, что оно не представляет собой никакого архитектурного и исторического интереса. Этот прием хорошо знаком и мы встречали его уже не раз применительно и к другим тульским объектам. Тульские профессионалы и «раскрученные» блогеры, опасаясь за себя, часто пытаются оправдать себя подобными выводами. Точно также поступили они, например, в декабре прошлого года, когда на Крестовоздвиженской площади в ходе охранных археологических работ при прокладке инженерных сетей были обнаружены подвалы лавок тульского Гостиного двора XVIII в.

Сказать честно, судьба этого здания при таком к нему отношении была предрешена. Но оставалась надежда, что новый владелец, получивший здания в историческом центре города, фактически в Музейном квартале, найдет возможность его сохранить, реконструировать, воссоздать в исторических формах. Ведь представители собственника осенью прошлого года заявили о планах открытия здесь арт-пространства «Искра». Казалось бы, вот и карты в руки. Арт-пространство в исторических и восстановленных зданиях. Но этого не произошло!

Снос этого здания еще раз убеждает меня в недальновидности мышления тульского бизнеса – и старого, и молодого. Не буду врать: я не заметил при беглом осмотре других зданий будущей «Искры», являющихся объектами культурного наследия, каких–либо нарушений, разрушений, переделок. Если таковые есть, то обнаружить их и привлечь хозяев к ответственности – это обязанность органов госохраны. Но настораживает, что снесли здание быстро, тайно, без лишнего шума, не привлекая к нему внимания. Столько оно стояло и вдруг… Почему такая спешка?

26794187_436726843412238_1919863578_n.jpg

26781312_436727050078884_1870210516_o.jpg

Наш бизнес ставит себе в заслугу, что соблюдает требования по охране объектов культурного наследия. Но соблюдение законов совсем не есть заслуга, за которую надо хвалить и уважать. Это –обязанность. А там, где закон не действует, там наш бизнес не стесняется крушить и ломать так, как он хочет. Главное, чего нет у тульских бизнесменов – это понимания их моральной ответственности за сохранение прошлого. К сожалению, налицо шокирующий уровень их культуры и примитивность мышления. В этом мне приходилось убеждаться осенью прошлого года при обсуждении проекта «Тульская набережная» Мысль тульских предпринимателей по использованию зданий, которые им предлагались в аренду, никак не шла дальше ресторанов и отелей. С Музейным кварталом – та же ситуация. В Туле так и не появилось понимание того, что это такое и каким он должен быть… (Оговорюсь, что Благовещенская улица находится по соседству с Музейным кварталом, но сейчас идет процесс по включению этой улицы в границы квартала…)

Сразу же, как только некая строительная фирма (ее название так нигде и не появилось) приобрела помещения бывшей воинской части на Благовещенской, все строительные работы здесь оказались покрыты тайной. Никто не знал, не сообщал, что там собираются делать. Лишь по слухам стало известно, что это - будущая гостиница. Уже первые работы летом позапрошлого года ознаменовались сносом хозяйственных помещений, среди которых были исторические здания.

Осенью 2017 года группа молодых бизнесменов заявила об открытии на территории бывшей воинской части арт-пространства «Искра». Идея создать в Туле площадку для творческого общения, для отдыха, общественной деятельности, занятий искусством, выставок - была уже давно и она, безусловно, достойна поддержки.

И раз уж в распоряжении бизнесменов оказались здания со своей историей, своеобразной и редкой для Тулы архитектурой можно и нужно было бы их интерпретировать и соответствующим образом использовать в будущем арт-пространстве. Ну а для начала - сохранить, отреставрировать и реконструировать. А еще нужно было провести на территории археологические работы. Здесь, в историческом ядре города, они никогда не проводились. А ведь по оценкам наших археологов, здесь находится значительный археологический культурный слой, ожидаемы интересные археологические находки и даже крупные археологические артефакты. Консервация, музеефикация, показ таких артефактов мог бы здорово помочь созданию образа и имиджа будущего арт-пространства. Ведь подобные приемы очень и очень распространены в объектах данного типа за рубежом. Но в Туле, похоже, их никогда не будет. Они тут просто никому не нужны.

22228406_1239828512789143_6054839044995572530_n.jpg

тула4.jpg

Судя по представленному эскизу будущей «Искры», восстанавливать разрушенное старое здание никто не планирует. Эти траты новым хозяевам ни к чему: здание небольшое и тесное, для современной торговли совсем не удобное. А делать в нем историческую гостиницу, как это распространено за границей, у нас не принято. Тульские предприниматели почему-то считают, что такие гостиницы совсем не интересны туристам. Во всем мире интересны, а вот в Туле нет! Вместе такого исторического эксклюзива собираются посадить банальные елки. А прочие старые здания (уже объекты культурного наследия) приобретут безликие осовремененные фасады с пластиковыми окнами. Внутри же территории  запланирован сквер с  модными  дизайнерскими наворотами. Все это уже много–много раз было: и за границей, и в России.

Вот такая вот планируется тульская «изюминка». Видимо, авторы-дизайнеры и их хозяева уверены в том, что именно такой осовремененный квартал, а не тульская уникальность, непременно должны привлечь сюда массы туристов и жителей города. Но, на мой взгляд, все это - всего лишь наша тульская провинциальность, дешевое стремление сделать так, как в столице, не понимание, не желание понимать, зачем  туристы могут ехать к нам. Нам со своего маленького тульского чердачка почему то кажется, что если мы построим у себя нечто точно такое же, что  есть в столице и тем более за рубежом,  смотреть все это к нам сбегутся со всего мира. Таков у нас  диапазон творческого мышления дизайнеров и предел мечтаний хозяев… И эту ущербность и провинциальность не прикрыть никакими  красивыми фразами и демагогией о креативном квартале.

Тульские историки и краеведы предложили молодым бизнесменам вместе подумать над поиском местной специфики, обращением к тульскому прошлому и тульской идентичности, использованию потенциала и возможностей старой тульской архитектуры. Мы готовы были помочь и разработать совместно с ними концепцию этого арт-пространства в связи с будущим Музейным кварталом. Были даже представлены исходные исторические материалы. Но все это было отвергнуто. И хотя в беседе со мною молодые люди заверяли меня, что они - за сохранение старины и уважение к прошлому, на деле оказалось все наоборот. Да и к тому же стало очевидно, что не они принимают тут решения, а - другие серьезные и не светящиеся в соцсетях люди, которые, видимо, на самом деле всем владеют.

Нетрудно догадаться, во что выльется на деле проект «Искра» при отсутствии продуманной и обоснованной концептуальной идеи. Фактически создается еще один довольно заурядный торговый или торгово-развлекательный центр.

Возможно, здесь и будут какие-то развлечения, будут показывать кино и давать рок-концерты, но главным станут опять-таки бутики, рестораны, супермаркеты. Торговля этими изысканными и дорогими товарами  будет явно убыточна, а аренда  помещений, в строительство которых были вложены немалые средства, дорогой. Владельцы будут вынуждены сдавать здесь помещения под любую торговлю, под офисы, потом продадут этот Центр другим владельцам, которые уже вообще не будут считаться ни с чем. Им будет нужна только прибыль.  Современной торговли и офисам будут явно неудобны низкие и старые помещения, значит, их будут расширять, делать большие стеклянные окна, ломать перекрытия между этажами и т.д. И тогда уже под угрозой окажутся и объекты культурного наследия. Но этот процесс уже не будет возможности остановить. Мы знаем, что наш бизнес и с законом договорится, а если надо - просто перешагнет через него или изменит его под себя.

Меня не поймут многие. Подумаешь, снесли здание, которое давно уже разрушилось и представляло опасность. Но ведь разрушилось оно, если сказать честно, лишь тогда, когда начались строительные работы на соседних зданиях. И кто, когда диагностировал его состояние, кто делает выводы о невозможности его восстановления? Есть ли соответствующие акты о его разрушениях, аварийности, угрозе для жизни и т.д.? Уверен, что нет!

Но это не главное. Главное в том, что разрушение исторических зданий в непосредственной близости от Музейного квартала дискредитирует    саму его идею. Что такое Музейный квартал, если не сохранение старых зданий, историко–архитектурной и историко–культурной среды этой территории? Нынешние руководители проекта, очевидно, просто не желают этого замечать и понимать. Скоро они заявят о завершении инженерных работ, проведут   благоустройство на улице Металлистов, посадят там деревья, покрасят фасады зданий, раздадут проверенным предпринимателям здания, где откроют рестораны и отели, может быть, откроют пару выставок, не важно какой тематики и… заявят об успешном завершении проекта Музейного квартала.

Хотим Музейный квартал, хотим туристов. Но разрушаем то, что могло бы их сюда привлечь. И при этом абсолютно уверены в том, что история и культурное наследие в Музейном квартале не главное. Главное – это модные развлечения.

Так нужен ли нам тогда вообще Музейный квартал?

 

На главную