Стену «задвинули», но след остался

Стену «задвинули», но след остался

26.05.2019
Стену «задвинули», но след остался

Незаконное обсуждение незаконного проекта несостоявшегося конкурса

Евгения Твардовская

Открытый конкурс на разработку эскизного проекта памятника по увековечиванию памяти тамбовчан-героев в сквере им. Зои Космодемьянской признан несостоявшимся. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба администрации города Тамбова. 

«В указанные сроки на конкурс была подана одна заявка. До 24 мая горожане могли познакомиться с эскизным проектом памятника в комитете архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова и высказать свои замечания и пожелания, оставив их в книге отзывов.

Однако одним из членов жюри открытого конкурса было отмечено, что в связи с тем, что был представлен единственный проект, конкурс получился бессостязательным и безальтернативным. В соответствии со ст. 1057 Гражданского кодекса РФ «Организация публичного конкурса» к публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются правила ст. 447-449 Гражданского кодекса. Согласно части 5 ст.447 конкурс, в котором участвовал только один участник, признается несостоявшимся».

Конкурс и процесс голосования по нему без преувеличения можно назвать скандальным. Предложенный вариант художественного решения вызвал не только взрыв негодования своим безвкусным и одиозным обликом, но и вскрыл накопленные противоречия между разными группами горожан, показал, что в «продавливании» своих решений в Тамбове не брезгуют и нечистоплотными технологиями.

Ну а первое и самое главное – обсуждался и «копья ломались» за проект, чья законность вызывала серьезные сомнения. И сейчас – в момент затишья – важно всем сторонам извлечь уроки. Не в плане – как в следующий раз бить наверняка. А в том, как в законных рамках найти общий знаменатель для разных интересов.

Стройка в охранной зоне в нарушение генплана

Очень странно, что – как сообщает официальный пресс-релиз – на расхождения с законом обратил внимания только «один из членов жюри». А что ж другие – не заметили?

Очень странно, как вообще при таких «показателях» могли открыть экспозицию и начать общественное обсуждение.

Очень странно, что стену в шесть метров высотой решили воздвигнуть за памятником Зое Космодемьянской, а участок этот – согласно сообщениям все того же пресс-релиза – «отнесен к зоне РО-2, режим использования которой предполагает, что здесь разрешено возведение садово-парковых построек вне зоны прямой видимости объектов культурного наследия и устройство ограждений со стороны улиц высотой не более 1 метра, с использованием традиционных материалов, архитектурно-исторических элементов и декоративной отделки».

То есть: проект, не соответствующий градрегламентам ни по высоте, ни по материалам, – допускается не то что к участию, а к «выходу в финал». Горожанам предлагается голосовать за заведомо незаконный мемориал.

Против выступил и ВООПИК – предельно четко изложив «отклонения» стены от законных норм.

Но – конкурс было не остановить, тем более что Инспекция по госохране объектов культурного наследия Тамбовской области хранила гордое молчание... Конкурс был объявлен, устроена была экспозиция, да еще и проведено голосование-обсуждение… За казенный счет.

Как это называется, когда подталкивают к нарушению закона? И кто этот «один из членов жюри», который весьма кстати все «завернул»? И за что же призывали голосовать семинаристы, дежурившие на общественном обсуждении? – да-да, было и такое.

60968708_1219742208195568_2058119629271728128_n.jpg

Снимок экрана 2019-05-18 в 20.53.57.png

Снимок экрана 2019-05-18 в 20.54.08.png

Фото: Историческая ограда Казанского монастыря, предлагаемая шестиметровая стена и вид мемориала сверху

Общественное «насаждение» мнений

2 656 человек подписали петицию против стены в пользу сохранения свободного доступа в парк. Многие в Тамбове говорили о том, что подобный мемориал лишь начало – дальше стену замкнут с оставшихся сторон: вроде бы таков запрос Казанского монастыря, давно курсируемый в коридорах тамбовской власти. И вид проекта «сверху» недвусмысленно подтверждал, что – да, такое реально.

Ну, а уж когда на общественном обсуждении стали дежурить семинаристы – стало ясно, что у подозрений есть вполне реальные основания. И память павших здесь – ни при чем.

Вот какую картину описал корреспондент «Комсомольской правды», придя на ул. К. Маркса, 146, где находилась книга отзывов на проект: «Если первые отзывы относительно строительства стены были отрицательными, то сейчас инициативу в свои руки, очевидно, взяли представители церкви, которые «как бы» к городскому конкурсу отношения не имеют…Тем не менее 23 мая в холле, где проходит выставка проекта «дежурили» сразу два представителя культа, которые на месте благословляли горожан на благое с их точки зрения дело. Сейчас жители города заполняют уже вторую тетрадь с отзывами, последние из них – за возведение стены. - Мы за благоустройство этой территории, - объясняют свою позицию пришедшие высказаться в поддержку проекта тамбовчане. Чем их сейчас не устраивает состояние территории сквера, люди пояснить затруднились».

тамбов1.jpg

тамбов2.jpg

тамбов3.jpg

Сергей Данченко в группе «Сохраним Тамбов» рассказал о своем опыте: «Сегодня написал своё мнение в комитете архитектуры города. Поразило наплевательское отношение к такому важному вопросу со стороны администрации. Лежат два блокнота на столах. Подходи, рви, уноси - никому нет дела. Никто из сотрудников не назначен присматривать. Значит, нужно было на первом этаже организовывать, на глазах у охранника. Кстати, когда подписывал, девушка сказала, что одну тетрадь уже унесли в неизвестном направлении. Понятно, унесли сторонники храмовых новоделов. Потому что их катастрофически мало - сотня штатных ходатаев. Против - тысяч думающих горожан. В блокнотах ничего не разлинеено - графа "за", графа "против". Каждый пишет своё мнение. Кто и как это будет потом учитывать? Тетради не зарегистрированы, не прошиты. Это называется опрос общественного мнения? Фикция. Понравилось, что много молодежи. Люди поняли, что им и их детям ничего не остается для жизни. Городская среда уничтожена хищниками за 30 лет олигархического режима. Деревья порублены, реки какие отравлены, какие пущены в трубы, скверов, парков нет. Кругом понатыканы многоэтажки. Повсюду строятся новые ТРЦ. При этом, ежедневно появляется информация о банкротстве действующих ТРЦ. Дворов нет. Все газоны заставлены автомобилями. Детям негде играть в мяч, в подвижные игры. Город превращён в парковку».

Я вполне допускаю, что и правда многие люди искренне хотят мемориал, находят его красивым. Не все вчерашние комсомольцы, а сегодня православные активисты – имеют ввиду специально сделать всем плохо, оттяпать монастырю землицы и нарушить закон. Просто у людей такой вкус, такие ценности – они внушаемы и легко подпадают под манипуляции.

Но – на то и есть закон, и определенные процедуры проведения обсуждений, и поиска компромисса… Здесь уже городское руководство должно прорулить процессом. А если все выплескивается в соцсети и доходит до дежурств семинаристов, а дальше, глядишь, и до рукопашной – это признак нездорового управления или его отсутствия, или же – признак неких предварительных договоренностей.

Но однозначно - признак дискредитации госорганов: они благословили конкурс, незаконный проект и обсуждение (а наверняка потом и одобрение) незаконного проекта. И все это – не есть хорошо. И уж тем более нехорошо, что замешано все – на памяти павших тамбовцев и Зои Космодемьянской…

Роль общественности в истории

Тамбовцы, как и жители многих наших городов, народ очень терпеливый. Не привыкли устраивать акции, обсуждения, выступать против решений руководства… Это не столько национальный или местный характер, сколько еще и обстоятельства: в небольшом городе легко человека подавить, на него легко влиять. Заклеймил в местной подцензурной прессе городским сумасшедшим-оппозиционером, американским выкормышем, уволил с работы – в следующий раз подумает, что писать в ФБ, а чего нет. В маленьком городе – особо далеко не убежишь: все наперечет, территории влияния поделены и за них держатся. Так что принципиальная позиция ВООПИК Тамбовской области, публикации в ФБ-группе «Сохраним Тамбов», пикеты у снесенного дома XVIII века на Советской, акция «#НашНотрДам»- это, как говорил известный герой, конечно, «не подвиг, но что-то героическое в этом есть».

Ситуация со стеной показала, что всякому терпению приходит конец. В Тамбове умные сильные мыслящие люди. И если они не всегда активны, это не значит, что они ничего не видят и не слышат. Случится последняя капля. Неправда и манипуляция – взорвет сама себя. И цена каждого, и истинные намерения проступят. Как в истории со стеной – все стало в конце концов максимально прозрачно.

А все потому, что мемориалы – не должны вызывать общественный раскол. Они создаются «в память». Тамбовцы показали, что в городе есть сообщество горожан с общей памятью. И они не допустят «стен» между друг другом.

Пусть все это будет учтено в другой раз: отметим, что конкурс признан несостоявшимся, а это не значит, что не будет другого…

Фото: Материалы проекта, Татьяна Чернышева

На главную