Тамбов: точка невозврата не пройдена

Тамбов: точка невозврата не пройдена

04.05.2015
Тамбов: точка невозврата не пройдена

Евгения Твардовская

В день рождения Тамбова, 27-28 апреля, как и предупреждали «Хранители наследия», в городе состоялась научно-практическая конференция на тему: «Архитектура и градостроительство города Тамбова. Сохранение историко-культурного наследия». 

confer.jpgbanner.jpg

Как отметили делегаты, впервые краеведы, историки и градозащитники смогли сесть за один стол переговоров с архитекторами и – что важно – с представителями власти, чтобы обсудить ситуацию с историческим центром. Для объективной оценки всех обстоятельств были приглашены специалисты из Москвы и Воронежа, а сайт «Хранители Наследия» стал информационным партнером конференции. Что же решили, и как это было?

Точка отсчета

Надо сказать, что широкой публике, вовлеченной в тему сохранения исторических городов, Тамбов известен в основном двумя громкими историями, которые развивались в последнее время и вызвали широкий резонанс и консолидацию местной общественности: это реставрация замечательного комплекса стиля модерн «Усадьба Асеева» и последующая борьба за открытие в нем не частного ресторана, а филиала ГМЗ «Петергоф», а также строительство ТРЦ на реке Студенец, грозящее уничтожить речную пойму и вид на Державинский мост – единственную постройку, которая осталась в городе от знаменитого поэта, бывшего здесь правителем наместничества (1786-1788 гг.).

studenets.jpg

Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что Тамбов наследием гораздо богаче, но, как и во многих других городах, вписать это богатство в современную жизнь не получается.

Екатерина Шорбан, ведущий научный сотрудник отдела Свода памятников архитектуры Государственного института искусствознания, отметила в своем докладе, что, безусловно, городской ландшафт Тамбова серьезно нарушен современным строительством, но точка невозврата для исторического центра еще не пройдена, в отличие от других городов, таких, например, как Нижний Новгород, буквально съеденных строительной лихорадкой. Замечательно, что Тамбов сохранил свои высотные доминанты: Вознесенский монастырь, Покровский собор, комплекс Соборной площади. И даже стометровая новая колокольня Казанского Богородичного мужского монастыря, выстроенная взамен утраченной в ХХ веке и, конечно же, существенно превосходящая ее по высоте, в общем-то, не является «катастрофой» для Тамбова. Город также сохраняет пока еще незастроенным восточный берег реки Цны – замечательную панораму и живописный ландшафт. Это огромное достижение.

Tsna.jpghramy.jpgulitsa3.jpgulitsa.jpg

По мнению эксперта, есть две крайне болевых точки, которые, собственно, и составляют ядро исторического центра: это улица Карла Маркса и поперечные магистрали, а также зона рынка и Коммунальная улица. В первом случае идет «вырубка» частной застройки рубежа XIX-XX веков и строительство многоэтажек. Во втором, где стильные исторические торговые ряды-аркады прикрыты убогими деревянными времянками, город не использует важный узел, который на генплане XIX века представляет собой целый квартал с центрическим планом. 

bazar.jpgarcady.jpg

Очевидно, что сносы идут бессистемно, без исследования уничтожаемых построек и единого плана последующей застройки и использования территории.

pustyr.jpg

Такими темпами Тамбов быстро потеряет свое лицо. Следовательно, надо незамедлительно провести инвентаризацию наследия (Екатерина Антоновна предложила это сделать студентам Технического университета - будущим архитекторам), определить, что сохранить и реставрировать, а что возможно сохранить частично или воссоздать. В любом случае должна быть разработана система регламентов, предписывающих новым постройкам этажность и сохранение исторических красных линий.

Вопрос разработки «правил игры» в границах исторического центра, собственно, и стал главным, которого коснулись все выступающие и назвали принципиальным для сохранения индивидуальности и развития туристической привлекательности Тамбова.

Тамбов без карты генеральной

Сейчас город живет по Генплану 2009 года, на котором обозначены «территория границы крепости» и «территория бывшего тамбовского кремля». Однако территория крепости почему-то уменьшена в четыре раза по сравнению с существующими планами, в том числе с планами советского периода.

genplan.jpg

Кроме того, у объектов культурного наследия нет собственных зон охраны, существуют, как в Москве, только объединенные охранные зоны. Этим успешно пользуются в своих интересах инвесторы, которым город, экономя бюджет, доверяет разработку регламентов зон охраны, что называется, в нагрузку.

nov.jpgSt-nov.jpgdomder.jpg

Конкретное предложение по исправлению правового положения, убийственного для наследия, внесла Лариса Кригер, доцент кафедры композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Она отметила, что Тамбов – уникальный город, который, в отличие от других городов Черноземья – Белгорода и Воронежа, соответствует всем шести признакам, позволяющим придать центру статус исторического поселения регионального значения. Ядро города имеет исторические ценные градоформирующие объекты, здания и сооружения, формирующие историческую застройку; Тамбов сохранил историческую планировочную структуру; также поддерживается объемно-пространственная структура; пока еще сохраняется композиция и силуэт застройки и композиционно-видовые связи и панорамы.

ulitsa2.jpgvid2.jpg

Разработка пакета документов для получения статуса исторического поселения будет стоить примерно столько же, сколько одна квартира в центре Тамбова. Для городского бюджета – вполне подъемные деньги. Новый статус станет гарантией грамотного и разумного подхода к сохранению наследия и регулированию нового строительства. На этой основе уже можно думать о развитии туризма и превращении наследия в ресурс городского развития. Работу важно начинать сейчас, так как идет подготовка к составлению нового Генлана города.

Также Лариса Кригер предложила всерьез задуматься над созданием Музея архитектуры в Тамбове. Основой коллекции могут стать ценные элементы домов, которые сейчас идут под снос.

fas3.jpgfasModern2.jpgfasModern.jpgdom1951.jpgdomkam.jpg

Голос общественности

Градозащитное движение в Тамбове молодо, но быстро набирает силу. То, что на субботник по очистке берегов реки Студенец, организованный Общественным советом блогеров, пришло более ста человек, говорит о том, что жители интересуются историей своего города, следят за реакцией властей, неравнодушны и готовы проявить активность.

Рустам Рахматуллин, координатор общественного движения «Архнадзор», призвал городские власти не игнорировать неравнодушных тамбовчан, а сотрудничать с ними при обсуждении будущего города и его исторических кварталов. Только так, с помощью диалога, можно избежать конфликтов и найти эффективное решение проблемных вопросов. Нельзя скрывать от общественности и экспертов списки выявленных памятников, «прятать» проекты зон охраны. Также нет законных оснований для не разработки зон охраны ОКН, для отсутствия четкого правового поля для градостроительства и правовых границ дозволенного застройщикам. Любая попытка отменить или переступить через такие границы ведет к конфликтам, а, следовательно, градозащитное движение – это форма контроля, защиты закона. И идет она еще со времен графа А.С.Уварова и Московского археологического общества.

Утраты исторического наследия и попытки тамбовской общественности противостоять незаконным решениям и сносам обсуждались в ходе секционных тематических заседаний конференций. Сергей Андреев, доцент кафедры российской истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, сделавший доклад по теме «Проблемы сохранения археологического наследия города Тамбова», подчеркнул, что интересы археологии никак не учитываются при современном строительстве, а законодательные нормы систематически и абсолютно безнаказанно нарушаются. Так было при прокладке подземного перехода под улицей Советской, который копали прямо на территории бывшего кладбища снесенной когда-то Знаменской церкви, так происходит и сейчас со строительством на Студенце: появляются находки XII-XIV вв., свидетельствующие о том, что некое поселение было здесь и до закладки Тамбовской крепости воеводой Романом Боборыкиным в 1636 году. Однако провести полноценные археологические изыскания, предписанные законом, просто не представляется возможным.

Boborykin.jpg

Многие исторические здания, являвшиеся частью туристического маршрута по местам С.В. Рахманинова на Тамбовщине, снесены, отметила в своем докладе Елена Казьмина, кандидат искусствоведения Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова. А ведь имя композитора вполне могло бы стать уникальным брендом Тамбова. Кстати, наравне с фамилией рода Чичериных. Но и тут есть некрасивая история: несмотря на общественные протесты и письма, городская усадьба Чичериных утратила целостность: и часть построек отошла сторонним организациям, мало интересующимися историей и музеем. Об этом напомнил Денис Силин, тьютор Чичеринского центра ТГУ им. Г.Р. Державина.

Очевидно, что пока случаи нарушения законодательства о наследии не будут пресекаться властью и осуждаться городским общественным мнением, ситуация не изменится. И решающую роль здесь играет позиция властей, которая, по большому счету, формирует идеологическую установку и определяет общее отношение к наследию в Тамбове.

vid1.jpg

Решения власти

Все вышесказанное стоически выслушивал, а это - несколько часов, Глава города Алексей Кондратьев. Надо сказать, что городская Дума поддержала инициативу проведения конференции. И в кулуарах, и в официальных выступлениях, государственные мужи признавали, что совершен ряд градостроительных ошибок и теперь, несмотря на сильное давление строительного лобби и чрезвычайно острую ситуацию с расселением ветхого жилья, власти настроены на учет интересов исторического Тамбова. Но нужна четкая программа действий (тогда город может выйти на со-финансирование и с областью, и с Минкультуры), инвентаризация наследия и определение первой очереди объектов, предназначенных к сохранению. Безусловно, сама формулировка про «первую очередь» настораживает. Второй, как говорится, может и не быть. Но публичный диалог в самом начале, и общий путь, можно надеяться, будет найден.

«Многие нынешние градостроительные конфликты, которые мы сейчас вынуждены улаживать, как тот же Студенец, имеют в своей основе чистой воды головотяпство чиновников, - отметил в беседе с «Хранителями Наследия» А.В. Кондратьев. - Выделяя те или иные участки под застройку, они не смотрели и не думали о том, какие на них расположены памятники, и уж тем более - о значении таких объектов для облика Тамбова. Теперь назрела необходимость сделать так, чтобы каждый инвестор работал в русле интересов города. Только такой бизнес мы будем поддерживать. Будет сформирована комиссия, которая разработает программу развития и сохранения исторического центра».

vid3.jpg

Символично, если это произойдет как раз накануне 380-летия Тамбова, которое будет отмечаться в следующем году.

Официальная резолюция конференции появится после майских праздников. «Хранители Наследия» продолжат следить за ситуацией с архитектурными памятниками Тамбова.

Фото: Марина Климкова, Евгения Твардовская, Олег Рыбин

На главную