Теория хаоса на примере Калуги
или Гражданская инициатива наказуема
Снос дома Яковлева в Калуге, восстановленного горожанами за свой счёт, вызвал большой резонанс по всей стране. Ведь волонтерский фестиваль по восстановлению исторических зданий «Том Сойер Фест» проходит в 2018 году в 28 городах. О причинах и следствиях калужского позорища – куратор «Том Сойер Феста» в Казани (пять зданий в сезоне 2018 года) Олеся Балтусова.
Все города, где общественные силы три года назад сплотились для восстановления исторической среды, проводят эти самые работы по-своему. То есть, общей программы и финансирования нет, и эта независимость некоторых даже раздражает.
Зато у всех сносов в стране есть общий почерк: дома горят и сносятся в выходные дни ночью или рано утром, собственник обязательно в отъезде, на месте только его представитель, с которого спроса нет. Звучат обычно простейшие аргументы: дом — не памятник, в документах на собственность обременений нет, земля дорогая, строить надо то, что принесёт прибыль.
Большой и сложный казанский опыт позволяет сделать заключение: именно здесь сосредоточен корень зла в отношении исторической среды, и хотелось бы вынести его в федеральную повестку.
Давно очевидно следующее: если обременения по сохранению объекта нигде не зафиксированы, ни в ГПЗУ, ни в Росреестре, условный собственник видит его как пустой земельный участок. Согласование на снос в городской управе он брать не обязан, это нигде не прописано, в том числе и в Градкодексе (если только нет какого-то местного муниципального норматива). Единственное, что накладывает обязанности на собственника — ситуация, в которой поселение имеет статус исторического, с утверждённым предметом охраны, да и то лишь в том случае, если домик попал в перечень предмета охраны. То есть законодательство в отношении средовых объектов ещё не проработано должным уровнем. Только политическая воля или общественный резонанс могут сработать в части давления на собственника.
Борьба экспертов за придание Казани статуса исторического поселения регионального значения была крайне острой. Но местный ВООПИК закусил удила и довёл дело до утверждения документа именно ради средовых домов — это единственный режим в сегодняшнем законодательстве, позволяющий прописывать регламенты для сохранения предмета охраны (планировок, панорам, ландшафта, стилей и объектов среды). В Казани желающие проводить реконструкции для домов из предмета охраны исторического поселения проходят согласование проекта на различных комиссиях. Однако до сих пор нет регламента по нарушениям, штрафы за снос и искажение облика копеечные, а наказание невелико и отношение к нему несерьёзное.
Именно поэтому организаторы «Том Сойер Феста» в Казани выбирают из всех заявок только жилые дома, не аварийные, с надёжными жителями. После обсуждений в обществе охраны памятников графика работ на всё лето мы оговариваем с жителями домов их посильное участие.
Есть и в Казани красивые аварийные и уже расселенные дома, которые хотелось бы сохранить, но мы понимаем, что дома в аварийных программах и их сохранение возможно иным способом — отнюдь не силами волонтёров, а юридическими механизмами, например, методом перевода в нежилое и реализации с аукциона с пониженным коэффициентом.
На «школах Тома Сойера», где ежегодно собираются все города движения для обмена ошибками и успехами, мы неоднократно дискутировали о том, какими могут быть общие рекомендации для всех городов. Казанские эксперты настаивали, что дома надо выбирать по нашей методике, и предупреждали об опасности работы с брошенными бесхозными объектами. Но идеолог движения самарец Андрей Кочетков, в свою очередь, привёл доводы, что случаи бывают разные и ремонтировать брошенные дома тоже можно. Ведь иногда это становится их единственным шансом.
"Том Сойер Фест" в Казани. Лето 2017 года. Поработать волонтером на историческом доме пришел министр культуры РФ Владимир Мединский
Тем временем в Нижнем Новгороде, где политическая воля развернулась лицом к наследию, тоже есть любопытный для нас прецедент. Нижегородские градозащитники в текущем году запустили «Том Сойер Фест» и ремонтировали исторический дом всем движением, однако было неясно, кто оплачивает коммунальные счета дома и кто его охраняет, и какова его дальнейшая судьба. Только после того, как они решились отвечать за дом сами, мэрия города согласовала передачу объекта общественной организации, и судьба дома определилась. Этот поступок обеих сторон достоин похвалы. Однако все брошенные дома ведь не могут занять общественные организации.
Так что путь с реализацией в хозяйские руки нам представляется самым действенным.
В целом, мне бы хотелось рекомендовать всем активным участкам процесса смотреть на проблему шире. Дело не в алчных девелоперах, и не в попустительстве власти, как многие сейчас пишут. Главный инструмент здесь — закон. И нормативы, регулирующие градостроительную деятельность. Пока не будут прописаны жесткие нормы работы со средой, мы не увидим её должного сохранения. Это касается местных положений, организации работы в городском управлении архитектуры, реагирования со стороны органа охраны памятников и более открытой позиции общественности.
Ведь сохранение среды по установкам идеологов «Том Сойер Феста» - это именно гражданская инициатива. Оттого и больно слышать о таком предательстве, как снос отремонтированного гражданами дома.
Что же, пришло время взаимного сотрудничества, власть должна признать эти общественные силы, а общественности пора набирать компетенции в градостроительстве.
Стоит, например, озаботиться и проверить, все ли объекты культурного наследия отображены в земельных документах, а также местных правилах землепользования и застройки, особенно выявленные. Даже с памятниками порядка нет до сих пор, что уж говорить о среде.
Снесенный дом в Калуге располагает к такому рассуждению. Если его вывели из памятников, и он стал просто средовым, то кто эксперты, подписавшие экспертизу на вывод? Хотелось бы узнать их имена. Если дом имел статус ценного градоформирующего, то какие регламенты есть у калужского управления архитектуры для работы с такими домами? А если он был в программе аварийности, то почему никто не предупредил организаторов движения и не выстроил с ними диалог? Раскладывая ситуацию по полочкам, можно обнаружить привычный российский хаос, который, как известно, выгоден тому, кто его допускает.
Сейчас именно тот момент, когда можно потребовать наведения порядка со списками и регламентами в отдельно взятой Калуге. А для всех городов это тревожный звонок: пора проверить свои аварийные списки и при выборе домов для общественной работы руководствоваться в первую очередь здравым смыслом.
Фото: соцсети «Том Сойер Фест в Казани»