Томск: довесок к историческому поселению
Власти Томской области будут добиваться государственной охраны еще для 41 старинного дома. Эти дома входят в «несносный» муниципальный «список 701» и расположены в недавно согласованных границах исторического поселения Томск. Заявка о дополнении предмета охраны исторического поселения будет подана в Минкультуры РФ. Об этом сообщил вице-губернатор и главный архитектор города Евгений Паршуто. Напомним, что заявка «вдогонку» отправленному в Минкультуры РФ проекту границ и предмета охраны исторического поселения понадобилась после того, как общественники указали на то, что из первоначального списка охраняемых исчезли сотни исторических домов, причем некоторые – участвуют в программе льготной аренды, а также включены в «список-701». Томское региональное отделение ВООПИК подготовило новый список из 386 домов, которые, по мнению общественников, должны быть включены в предмет охраны исторического поселения.
Власти пошли общественности навстречу… стало быть, на 10,6 процента.
Поиск концов
«Мы были уверены, что, как говорят разработчики, так оно и есть. Проверить все детали было невозможно за три дня. Сейчас дано поручение Елене Перетягиной (председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области – Ред.) и разработчикам дома из «списка-701» восстановить. Потому что это нонсенс: в предмет охраны не попали уже отреставрированные дома, в которые люди вложили деньги. Для владельцев этих домов это тревожно, как минимум. Эти дома точно вернутся, и до методического совета, который в Минкульте будет, я надеюсь, мы эти вопросы все решим», - сказал журналистам Евгений Паршуто.
Вообще-то то, что список охраняемых домов сокращен с 1591 до 1084, выяснилось еще 6 мая 2019 года на Общественном совете при Комитете по охране объектов культурного наследия Томской области. Как сообщают в томском ВООПИК: тогда всех заверили, что «список-701» от этого сокращения не пострадал, за исключением домов, которые остались за границами исторического поселения. Сейчас выясняется, что в предмет охраны не попали даже дома, восстановленные по программе «Аренда за рубль». Вот что сказала прессе Мария Бокова, председатель Томского областного отделения ВООПИК: «Вопреки заявлениям, которые мы слышали на градостроительном совете, из перечня сохраняемых объектов было исключено как минимум 40 объектов деревянного зодчества из списка-701, расположенных в границах территории исторического поселения, — рассказывает Мария Бокова. — Из предмета охраны были исключены практически все дома, восстановленные по программе «Аренда за рубль»: Фрунзе, 32а; Пушкина, 5 и Пушкина, 24. Был также исключен ряд просто крепких, красивых домов, ценность которых никогда не подвергалась сомнению: в их числе «профессорский» дом по Белинского, 27а, восстановленный по губернаторской программе «Сохранение деревянного зодчества»; дом на Герцена, 6, расположенный в Городском саду, на котором сейчас осуществляются фасадные работы; «дом на яру» на Войлочной заимке, 25; уникальный для Томска двухэтажный дом с мезонином на Мариинском, 28 и ряд других зданий. Исключение нескольких домов — таких как Беленца, 4а или Батенькова, 18 стр. 1 – может быть объяснено их ветхим состоянием, но, как нам известно, эти дома уже переданы в аренду по программе «Дом за рубль», причем на дом по Беленца, 4а подготовлена проектная документация. Разработчики проекта, с которыми мы немедленно связались, отрицают свою причастность к этим изменениям и утверждают, что они были внесены администрацией Томской области при последней правке проекта».
Администрация кивает на разработчика, разработчик – на администрацию. Для российских реалий это в общем-то не неожиданность. Томская история учит главному: общественности надо быть начеку, учет и контроль, контроль и учет! Добавим, что сокращение предмета охраны – не единственная корректировка проекта по пути в Минкультуры через администрацию города и области.
Фото: Дом на ул. Пушкина, 5 - первый восстановленный по программе «Дом за рубль». Также исключен из предмета охраны. Автор фото - Игорь Фаткулин
Фото: Дом на Фрунзе, 32а, восстановленный по программе «Дом за рубль» и исключенный из предмета охраны. Автор фото - Вероника Белецкая
За время пути дома смогли подрасти
Выяснилось, что в ряде зон с особыми условиями по неизвестным причинам «подросли» ограничения по высоте для нового строительства: например, на участке по Герцена, 14, на котором в 2015 году были отменены ограничения, установленные проектом зон охраны, для строительства девятиэтажного здания – предыдущей редакцией проекта границ была установлена зона Р-8 с максимальной высотой 21 метр до конька (что в целом соответствует отмененным в 2015 году ограничениям). Теперь максимальная высота изменилась до 24 метров. То же самое произошло с зонами Р-6, Р-7 и Р-9 – повсюду появилась возможность построить дополнительный этаж. Для города со средней высотой исторической застройки в 12-15 метров, по мнению председателя Томского отделения ВООПИК, это совсем не мелочь.
«Когда все делается кулуарно, а публичная презентация проекта попросту дезинформирует общественность, есть серьезные основания опасаться и дальнейших махинаций, теперь уже с проектом границ территорий и предметом охраны исторического поселения, — считает Мария Бокова.— Поэтому Томское отделение ВООПИК будет настаивать на возвращении высотных ограничений к тем, которые были установлены проектом, прошедшим судебную экспертизу, а также на восстановлении в прежнем статусе исключенных из предмета охраны домов из списка-701 и разрешенном использовании только традиционных строительных материалов в качестве основных».
Очень кстати именно в середине мая в Томске проходила межрегиональная конференция «Проблемы сохранения историко-культурного наследия и пути их решения в современных условиях», на которую приехала и московская делегация во главе с председателем Центрального Совета ВООПИК Артемом Демидовым. Напомним, что именно он озвучил ситуацию с проектной документацией по Томску на президентском Совете по культуре, что придало делу ускорение. Артем Демидов высказался и относительно обновленного проекта:
«К измененному проекту границ исторического поселения у меня есть серьезные вопросы. Прежде всего, к сокращению состава предмета охраны объектного, примерно на 30%. Плюс, отсутствие требований к объектам входящих в предмет охраны, в частности нет запрета на снос домов, нет обязанности при восстановлении зданий использовать аутентичные материалы, нарушены требования по высотности, и мы не обнаружили в проекте типовых аналогов, для нового компенсирующего строительства в местах, где фоновая застройка уже утрачена. Когда, например, разрабатывался проект границ исторического поселения в городе Тутаев, то к этому нему был приложен альбом типовых решений, по которым могли быть восстановлены или построены новые дома взамен утраченных. Примерно так ранее восстанавливали Москву после пожара, на месте сгоревших домов строили новые, но из типовых решений, имевшихся ранее».
Фото: комплекс зданий, известный как магазин «Искра» — Ленина, 97 и 97а. Исключены из предмета охраны исторического поселения
Фото: ул. Ленина, 127 — каменное здание с воротами. Дом также исключен из охраняемых в историческом поселении
Крайний срок все ближе
Перед тем как Министерство культуры наконец-то утвердит или не утвердит проект исторических границ Томска, его рассмотрит федеральный научно-методический совет. В него входит и сам председатель ВООПИК, и академики РААСН, которые в свое время выступили против сужения исторических границ Томска. Так что недостающие звенья цепи будут как минимум явлены миру, как максимум – возвращены в проект…
Напомним, что Президент России поручил министру культуры России Владимиру Мединскому и губернатору Томской области Сергею Жвачкину решить вопрос с обеспечением сохранения Томска как исторического поселения к 31 мая 2019 года. Подробнее об исключенных из предмета охраны исторического поселения домах, входящих в «Список 701» и участников программы «Рубль за метр» - можно почитать по ссылке.
Заявочное фото: Дом на Белинского 27а. Автор фото - Роман Петрушин. Этот дом составляет единый ансамбль с домом 27. Но если первый дом, являющийся объектом культурного наследия, остался в списке предмета охраны исторического поселения, то второй из него вылетел.