Владимир: епархия и музей спорят о свободе фресок Рублева

Владимир: епархия и музей спорят о свободе фресок Рублева

04.05.2015
Владимир: епархия и музей спорят о свободе фресок Рублева

Во Владимире продолжается оживленная дискуссия о судьбе фресок Андрея Рублева, «открытых» в ходе начавшейся недавно реставрации Успенского собора. За иконостасом, на столпах храма, сотрудниками ОАО «Владимирреставрация», ведущими работы, обнаружены фрагменты росписей 1189 года и 1408 года, когда Успенский собор расписывала артель мастеров под руководством самого знаменитого живописца Древней Руси.

Несмотря на торжествующие заголовки в СМИ об открытии фресок Рублева, они стали известны специалистам еще 40 лет назад, во время реставрации собора в 1975-1982 гг. В те годы фрески решили не открывать в пространство храма, чтобы не демонтировать даже частично барочный иконостас XVIII столетия. Как оказалось, сохранность рублевских фресок, закрытых иконостасом, значительно лучше, нежели тех, что открыты взорам туристов и молящихся, а заодно и копоти от свечей и лампад. Художник-реставратор Александр Запатрин, участвовавший и в реставрации конца 1970-х гг., показывает слои сажи и копоти, осевшие на незащищенных фресках.

Rubl2.jpg

Работы по реставрации фресок Успенского собора, согласно госконтракту, должны завершиться до 31 октября 2016 года. С росписей XII и XV века должны удалить копоть, плесень и посторонние наслоения, а также провести тонировку утрат. Как сообщают местные СМИ, реставраторы не исключают возможности открыть вновь обнаруженные фрески Рублева для осмотра. Для этого необходимо некоторое изменение конфигурации иконостаса, что технически реально, но с экспертной точки зрения спорно. Не говоря уж о том, что шансов сохраниться под прикрытием у фресок явно больше: знаменитая композиция Рублева “Страшный Суд” в Успенском соборе в последние десятилетия неуклонно “тает”, теряя цветовую гамму и яркость. Окончательное решение на этот счет должен вынести Федеральный Научно-методический совет Минкультуры России.

Rubl3.jpg

Не дожидаясь его вердикта, в публичную дискуссию на страницах СМИ вступили Владимирская епархия и Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий считает, что “новые” фрески Рублева людям будет достаточно увидеть на фотографиях: «Прозвучавшее предложение после реставрации убрать часть иконостаса и открыть фрески для посетителей собора – я не думаю, что это правильно. Ведь фрески можно сфотографировать и опубликовать, показать их людям таким вот образом, этого будет вполне достаточно. Но оставлять иконостас в полуразобранном виде – это будет вызывать непонятные чувства, чувство незаполненности и даже разрушенности».

Гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, в свою очередь, заявила: “Конечно, я понимаю епархию. Им хочется, чтобы все было красиво, величественно и гармонично. Но ведь мы имеем дело с Успенским собором, единственным храмом, где сохранилась живопись Рублева. И если бы спросили меня, то я бы сказала - открыть. Ведь у нас есть прекрасные реставраторы, которые могли бы красиво завершить иконостас. И это бы не вызвало никаких эстетических нареканий”.



Досье. В 2014 году владимирский искусствовед и реставратор Александр Скворцов в комментарии для “Российской газеты” заявил, что состояние фресок Рублева в Успенском соборе “катастрофическое”, и спасти их может только полная музеефикация памятника: “Необходимо выполнить мероприятия по консервации в целом всего интерьера Успенского собора. Главная проблема - сохранить фрески Рублева. Нужно, чтобы они находились в среде, где температура 18-20 градусов, влажность 55-60 процентов с небольшими отклонениями… Необходима более широкая музеефикация Успенского собора в целом. Рублев для России - как Джотто для Италии. Здание капеллы Дель Арена в Падуе, где находятся его фрески, полностью музеефицировано. Войдя туда, вы снимаете верхнюю одежду в раздевалке, надеваете одноразовые бахилы. А после просмотра выходите другим путем. И после каждой группы экскурсантов весь объем воздуха с помощью специальных установок очищается заново. Для нас такая организация пока - фантастика. У нас люди входят и выходят через дверь на западном фасаде. Дверь постоянно открывается и закрывается. Эти выхлопы тянут за собой воздух, очень вредный для фресок. Я уж не говорю о свечах, о канунах, которые стоят под фресками и коптят, и их надо давно заменять на электричество… Церковная и светская власти должны сесть за стол переговоров и начать обсуждать подобные вопросы”.

P.S. В Новгороде Великом завершена оцифровка фресок Феофана Грека в храме Спаса на Ильине.

Фото: expertmus.livejournal.com

На главную