Золотая гора: благоустройство или кощунство?

Золотая гора: благоустройство или кощунство?

25.07.2017
Золотая гора: благоустройство или кощунство?

Мемориальному комплексу в Челябинске угрожает дорожное строительство

Наталья Самовер

Чем известен Челябинск? Челябинским тракторным заводом, Челябинским метеоритом... Читателям «Хранителей Наследия» Челябинск известен как город, где активно действует градозащитное движение «АрхиСтраж», координатор которого Юрий Латышев недавно получил национальную премию «Культурное наследие». А еще Челябинск известен Золотой горой – одним из самых крупных мест массовых захоронений жертв политических репрессий в стране. Сегодня это известнейшее место памяти и скорби оказалось под угрозой. Причина банальна – отсутствие надлежащего охранного статуса.

Предыстория. 1937 – 1988 - 2003

Золотая гора или Золотая горка – неофициальное название урочища Лысая гора близ Челябинска, где с 1843 года шахтным способом добывали золото. Прииск был небогатый, шахты небольшие, но их было много – то ли пятнадцать, то ли шестнадцать основных стволов. В 1935 году добыча золота окончательно прекратилась, а вскоре Золотая гора превратилась в засекреченный полигон НКВД. Именно туда в годы Большого террора тайно свозили и сбрасывали в шахты тела людей, расстрелянных в следственной тюрьме Челябинска. В послевоенные годы на этой территории возникла городская свалка. Шахты были засыпаны, и казалось, что страшная память надежно похоронена в недрах земли. Тем временем город разросся и вплотную приблизился к Золотой горе. Самой территории бывшего полигона НКВД также предстояло быть застроенной, но в самый разгар перестройки, осенью 1988 года в газету «Челябинский рабочий» пришел человек, рассказавший, что мальчишкой в 40-х годах залез в одну из старых шахт и наткнулся там множество человеческих останков.

Летом следующего 1989 года на Золотой горе развернулись масштабные раскопки. То, что открылось глазам археологов, было чудовищно. Сняв два метра грунта в устье одной из засыпанных шахт, они наткнулись на сплошную массу человеческих костей.

Челябинск Золотая гора 1989. Фото с сайта fotosoyuz.cом.jpg

Идентифицировать останки было невозможно, но пулевые ранения на черепах, одежда, личные вещи, монеты и обрывки тюремных справок, найденные среди костей, позволили судмедэкспертам и историкам сделать вывод о том, что обнаружено место захоронения жертв массовых репрессий периода 1936 – 1939 годов.

За полтора месяца из раскопа были извлечены останки 350 человек – мужчин, женщин и подростков. 9 сентября 1989 года они были торжественно перезахоронены в братской могиле там же – на Золотой горе. Рядом был установлен закладной камень будущего мемориала памяти жертв политических репрессий.

Исследования захоронений на Золотой горе продолжились и на следующий год. Из того же раскопа были подняты и перезахоронены останки еще около тысячи человек. А разведочное бурение на территории еще одиннадцати соседних шахт повсюду показало наличие «биологического материала».

Всего на Золотой горе, предположительно, захоронены около 11,5 тысяч человек – столько жителей региона, по официальным данным, было приговорено к высшей мере наказания по политической 58-й статье в период с 1930 по 1953 г. Добавим к этому расстрелянных по другим статьям. На сегодня Золотая гора – одно из самых крупных массовых захоронений такого рода. И одно из самых неисследованных.

Раскопки и разведочное бурение, продолжавшиеся два года, в 1991-м не возобновились. Более менее обследованы были 15 га территории, но точные границы захоронений и мощность слоя останков не были определены, а несколько шахт и вовсе не были затронуты даже элементарной разведкой. Несмотря на это, в 1992 году обширная территория на Золотой горе площадью 72 га получила статус памятника истории областного значения.

Шли годы. Мемориал на Золотой горе так и не появился. Только в 2003 году один из местных предпринимателей – внук расстрелянного – на свои средства установил небольшую стилизованную часовенку, а вокруг в березовой роще там и сям потихоньку вырастали кресты и скромные надгробные памятники в память тех челябинцев, чей прах лежит где-то в этой земле.

Золотая гора Челябинск. Паломники. Фото журнала Фома.jpg

Потенциальная угроза. 2017

Принятие в 2002 году Федерального закона «Об объектах культурного наследия» заставило челябинские органы охраны памятников еще раз вернуться к определению статуса этой мемориальной территории. В 2006 г. челябинский историк Гаяз Самигулов без дополнительных натурных исследований дал экспертное заключение, на основании которого были ориентировочно определены границы захоронений, и земельный участок на Золотой горе площадью целых 73 гектара поставлен на кадастровый учет как предназначенный для эксплуатации будущего мемориала. Не было сделано только главное – сама Золотая гора так и не получила статуса объекта культурного наследия.

Достопримечательное место «Братская могила жертв сталинских репрессий» зависло в статусе выявленного объекта культурного наследия.

И вот летом 2017 года выяснилось, что по территории Золотой горы должна пройти дорога к строящемуся выставочно-конгрессному комплексу «Челябинск-Экспо». Мало того, через эту территорию запланировано проложить подземные коммуникации. Строительство намечено на земле, формально не входящей в состав достопримечательного места, но, учитывая недообследованность Золотой горы, нет никакой гарантии, что на трассе будущей дороги или трубопровода не встретится одна из тех шахт, где могут находиться пока не найденные захоронения.

Гарантия сохранности объекта культурного наследия – вот ради чего производятся длительные и сложные исследования, вкладываются государственные средства, принимаются официальные документы, ведутся государственные реестры. А если что-то из этих процедур не выполнено, гарантии нет, а есть потенциальная угроза.

Пока тяжелая техника еще не поехала по костям, челябинские специалисты и общественники принялись бить во все колокола. Надо отдать должное местной прессе – она подхватила тему и дала слово людям, выступавшим в защиту Золотой горы. Среди них археологи Сергей Потапов и Илья Любчанский, лично принимавшие участие в раскопках 1989 - 1990 гг., директор НИИ судебных экспертиз «Стэлс» Александр Власов, когда-то на общественных началах руководивший работами по эксгумации и исследованию останков расстрелянных, автор исследования 2006 года историк Гаяз Самигулов и координатор «АрхиСтража» Юрий Латышев.

Именно Латышев предложил единственно возможный, законный и цивилизованный выход из сложившейся ситуации – для предотвращения возможного повреждения захоронений жертв репрессий и для того, чтобы навсегда защитить останки земляков от возможного осквернения, довести до конца работу по постановке Золотой горы на охрану в качестве полноценного объекта культурного наследия. В рамках государственной историко-культурной экспертизы провести натурные исследования, выявить все захоронения, оконтурить их границы, определить общую территорию достопримечательного места, установить зоны охраны, определить виды разрешенного использования и наконец включить объект в Государственный реестр объектов культурного наследия. Это позволит внести соответствующие ограничения в градостроительную документацию, чтобы в дальнейшем любой застройщик четко понимал правила игры.

Юрий Латышев выступает на публичных слушаниях 29 июня 2017 г Фото О. Каргаполов...jpg 

«Не допуская кощунства»

Со своим предложением координатор движения «АрхиСтраж» выступил 29 июня во время публичных слушаний по проекту межевания территории в районе Золотой горы. Однако городской администрации не хотелось связываться с такой сложной процедурой, существенно тормозящей запланированное строительство. По итогам слушаний было заявлено, что проект будет направлен на некую «юридическую экспертизу» с тем, чтобы уже 21 июля вынести вопрос на рассмотрении комиссии по правилам землепользования и застройки. Комиссия эта работает в закрытом режиме без привлечения представителей общественности, и результат этого рассмотрения был предрешен. Городские чиновники ссылались на «экспертизу» 2006 года, которая, якобы уже ответила на все вопросы и окончательно определила территорию захоронений, так что и беспокоиться не о чем.

Напомним, однако, что в 2006 году, когда выполнял свое исследование Гаяз Самигулов, Положения о государственной историко-культурной экспертизе еще не существовало, а значит считать, что тогдашнее заключение эксперта в полной мере соответствует требованиям закона, нельзя. И сам историк Самигулов, не имеющий экспертной аттестации, добросовестно подчеркивает, что его работа – не полноценная историко-культурная экспертиза, а лишь некое предварительное исследование.

Чаши весов, на которых лежала судьба Золотой горы, опасно колебались, когда в борьбу неожиданно вступил глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, именно в эти дни оказавшийся с плановым визитом в Челябинске. После общения с ним губернатор Челябинской области Борис Дубровский на совещании 4 июля дал мэру города Евгению Тефтелеву следующие указания: «Я прошу детально, серьезно разобраться в этом вопросе, провести грамотную разъяснительную работу с населением. Президент России Владимир Владимирович Путин дал четкий сигнал о необходимости благоустройства инфраструктуры городов и поселков, особо отметив необходимость проведения работ в областных центрах. И это нужно делать, не допуская кощунства».

Не совсем понятно, что именно хотел разъяснить населению губернатор, но вот идея, что строительство инфраструктурных объектов в Челябинске не должно сопровождаться «кощунством», прозвучала достаточно внятно, и уже на следующий день в областной Общественной палате было срочно проведено совещание с участием чиновников, депутатов и общественников, включая Юрия Латышева.

О «юридической экспертизе» и об окончательном решении вопроса 21 июля речи больше не шло. Было озвучено новое решение – Управление культуры администрации Челябинска закажет проведение государственной историко-культурной экспертизы выявленного объект культурного наследия «Братская могила жертв сталинских репрессий». Заметьте – экспертизу объекта, а не документации. В рамках этой экспертизы проведут разведочное бурение по трассе будущей дороги. Мэр города пообещал выделить на эти работы 1 млн. рублей.

Золотая гора Челябинск. Фото К. Кобур.jpg 

До следующей тревоги

Вот, казалось бы, и все – happy end.

Но есть одна деталь, которая мешает радоваться - экспертиза должна быть проведена в срок до 5 сентября текущего года.

Читателям «Хранителей Наследия» не нужно объяснять, как сложна эта процедура. Очевидно, что до 5 сентября городская администрация вряд ли успеет даже как следует оформить госзакупку соответствующей работы, не говоря уже о том, что эксперт или группа экспертов даже с приданной бурильной техникой физически не успеет обследовать всю территорию Золотой горы так, чтобы собранной информации было достаточно для того, чтобы присвоить этому месту статус объекта культурного наследия и внести его в Государственный реестр.

К сожалению, в таких условиях полноценное проведении государственной историко-культурной экспертизы невозможно. Опять по Золотой горе принято половинчатое решение. Трасса будущей дороги, скорее всего, действительно будет обследована, но оставшаяся территория с найденными и ненайденными массовыми захоронениями, скорее всего, так и останется в межеумочном статусе выявленного объекта – до следующей опасной ситуации.

Фото: Ю.Латышев, К.Кобур, fotosoyuz.com

 

 

На главную