«Дважды переписан почти заново»
Впервые в истории в России принят Национальный стандарт сохранения памятников деревянного зодчества
«Хранители Наследия»
21 сентября 2016 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвержден Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ) № 57097-2016 «Сохранение объектов культурного наследия. Памятники деревянного зодчества. Общие требования к производству работ».
Таким образом, впервые в истории национальной реставрации и охраны памятников принят официальный стандарт по сохранению объектов деревянного зодчества. Это более чем своевременно, поскольку состояние данного пласта национального наследия плачевно, а распространенные ныне меры по его сохранению, как считают эксперты, иногда только ускоряют его исчезновение.
Официально разработчиками «деревянного стандарта» выступили гендиректор ООО «Реставрационный центр – архитектура, производство, обучение» (Кириллов) А.В. Попов; его заместитель Г.О. Иванова; сотрудник этого же Центра Л.Л. Петрова; ведущий архитектор-консультант Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы» (Великий Новгород) В.А. Попов; главный архитектор ФГУП ЦНРПМ (Москва) С.Б. Куликов; главный архитектор проектов АПМ-7 ФГУП ЦНРПМ А.Б. Бодэ. В подготовке и доработке документа участвовали также другие видные эксперты и реставраторы.
Стандарт вступает в действие с 1 января 2017 года.
Как следует из документа, стандарт предназначен для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые проводят работы по сохранению объектов культурного наследия – памятников деревянного зодчества «независимо от их категории историко-культурного значения и формы собственности», а также работниками органов охраны памятников, экспертами, преподавателями, заказчиками работ по сохранению объектов культурного наследия, собственниками или иными их законными владельцами объекта культурного наследия и даже представителями общественных организаций.
Для начала стандарт дает определения базовых понятий: собственно «памятники деревянного зодчества», а также «консервация памятника деревянного зодчества», «ремонт памятника деревянного зодчества», «реставрация памятника деревянного зодчества», «противоаварийные работы на памятниках деревянного зодчества», «сруб», «врубка», «срубная конструкция», «режевая конструкция», «исторические технологии», «вывешивание», «лифтинг», «переборка» и др.
Заслуживают внимания два ключевых положения стандарта. Первое. Работы по сохранению деревянных памятников «должны быть направлены на физическое сохранение деревянных построек». Второе. Особенностью деревянных памятников «являются: уникальный архитектурный облик, своеобразие конструктивных решений, неповторимый авторский почерк, что исключает применение единообразных приемов, способов и методов работ по их сохранению».
Стандарт дает классификацию фундаментов и конструктивных элементов памятников деревянного зодчества, методику их сохранения и реставрации.
В документе характеризуются факторы, способствующие разрушению памятников деревянного зодчества, а также описываются виды работ по их сохранению памятников деревянного зодчества (консервация, противоаварийные работы, ремонт, реставрация.
Стандарт демонстрирует, при каких условиях, в каких целях и какими способами применяется вывешивание, лифтинг, переборка памятников. Описываются «специфические особенности (недостатки)» каждого из этих способов.
Стандарт описывает также основные приемы работ по сохранению срубных, стоечно-балочных и стропильных конструкций: протезирование (вставку); докомпоновку; расчистку поверхности поврежденной древесины; замену отдельных элементов – вплоть до указаний по применению отдельных инструментов. Даются указания и по работе с обшивкой стен, карнизами, дверными и оконными блоками, крыльцами, лестницами, полами, потолками, кровлями, по гидроизоляции, огнезащите, применению различных материалов и т.д.
Стандарт, помимо общих положений, дает и вполне практические рекомендации для реставраторов: «Если в протезировании нуждаются оба конца бревна, а вышележащее бревно не является цельным, такое бревно необходимо заменить полностью» и т.п.
Остается надеяться, что федеральный и региональный органы охраны памятников смогут сделать этот документ не рекомендательным, а обязательным при проведении реставрационных работ.
Для «Хранителей Наследия» - комментарий одного из разработчиков стандарта, главного архитектора ЦНРПМ Сергея Куликова:
- Всякий стандарт, призванный регламентировать ту или иную сферу деятельности реставратора, проходит несколько фаз развития. Первая - полное неприятие, так было почти со всеми ГОСТами. Как можно стандартизировать мысль, ощущение, запах дерева, мерцание позолоты и гладь левкаса? Вторая: а может быть, попробовать, ведь надо же закрепить навыки и опыт, да и термины и определения хотелось бы свести к общему знаменателю, чтобы от задуманного до сделанного мысль и идея не терялись. Третья: а что-то получается, ссоры и споры позади. И есть основа для дальнейшего развития и совершенствования. Да и сами стандарты - это как узнавание профессии, возвращение биографии. Так было и с национальным стандартом по реставрации памятников деревянного зодчества. Задуманный как стандарт для всех видов зданий и сооружений из дерева, он «сузился» до срубной архитектуры, прошёл через почти полуторагодичную дискуссию - и в Секции деревянного зодчества и на заседаниях Технического комитета, дважды был переписан почти заново. В его создании участвовали специалисты с совершенно разными методическими и практическими подходами, такие как А. Попов и А. Бодэ, В. Попов и В. Скопин, И. Семенова и Т. Вахрамеева. И то, что эта работа завершена - это маленькая, но победа. А дальше - будет работа, новый опыт и, возможно, изменения.
Фото: Знаменская церковь в Палтоге (Вологодская обл.) после обрушения во второй половине 2000-х гг.