Аплодисменты, аплодисменты

Знаем правильное, но выбираем приятное. «Росохрангейт» закрыт. Все виновны, все свободны
Константин Михайлов
1. Необходимое историческое предисловие
«Любимец Николая, главноуправляющий путями сообщения (…) граф Петр Андреевич Клейнмихель как раз в 1852 г. попал в неприятную и хлопотливейшую историю, тоже очень взволновавшую царя. Клейнмихель имел неосторожность в свое время украсть почти полностью суммы, ассигнованные на обмеблирование большого Зимнего дворца, который был выстроен после пожара 17 декабря 1837 г., истребившего старый дворец. Правда, Клейнмихель и его помощники уворовали тогда же, еще в 1838 г., очень много казенных денег именно при самой постройке нового дворца, так что уже в августе 1841 г. внезапно обрушилась в только что отстроенном дворце целиком вся крыша и потолок над огромным Георгиевским залом, да и потом дворцовые потолки и печи не обнаруживали долговечности, — но чисто бухгалтерским путем доказать эти хищения было очень трудно. (…) Но неосторожность увлечения графа Петра Андреевича на сей раз заключалась (…) в том, что он счел целесообразным присвоить себе, сверх строительных ассигновок, также и суммы, отпущенные на покупку и изготовление дворцовой мебели. Четырнадцать лет подряд поставщики не могли добиться уплаты следуемых им денег. В 1852 г. долготерпение их лопнуло, и каким-то способом дело дошло до царя. Николай, несомненно, знал, что подвиг Клейнмихеля не только коллективен, но и индивидуален и что фаворит его нагло лжет, сваливая все на своих подчиненных. В первый момент царь был прямо потрясен этой историей с дворцовой мебелью и кричал, что он теперь уже не знает, принадлежит ли ему тот стул, на котором он сидит. Несколько недель подряд Николай не допускал к себе Клейнмихеля и не разговаривал с ним. А затем все уладилось и пошло по-прежнему. Царь закрыл на все глаза и прикинулся убежденным, будто Клейнмихеля обманули его чиновники, а сам Петр Андреевич виновен лишь в излишней доверчивости, что составляет трогательный недостаток, свойственный вообще чистым душам и неисправимым идеалистам».
Евгений Тарле. Крымская война. 1941-1944.
2. «Дело реставраторов»: хэппи-энд
«Дело реставраторов», повествовавшее о крупных хищениях бюджетных средств при реставрации объектов культурного наследия, которое мы в дни его многообещавшего начала обозвали «Росохрангейтом», закрыто и закончено.
Все обвиняемые во главе с бывшим статс-секретарем Минкультуры России, заместителем министра Григорием Пирумовым признаны виновными.
Все находятся на свободе – кто получил условный срок, кто – реальный, но освобожден из-под стражи в зале суда.
Как рассказывает, например, РАПСИ:
9 октября «Дорогомиловский районный суд Москвы приговорил бывшего заместителя министра культуры Григория Пирумова за хищение денежных средств при реставрации культурных объектов к 1 году и 6 месяцам колонии и освободил его из-под стражи в зале суда. Суд постановил зачесть Пирумову в счёт наказания время, проведенное им в СИЗО. «Освободить Пирумова в зале суда в связи с отбытием наказания», – сказала судья.
Также в понедельник суд приговорил главу ФГУП «Центрреставрация» Олега Иванова к одному году лишения свободы в колонии общего режима и штрафу в размере 200 тысяч рублей, директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики министерства Бориса Мазо к наказанию в виде одного года шести месяцев лишения свободы в колонии общего режима и штрафу в 200 тысяч рублей, главу ФГКУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Бориса Цагараева к одному году и четырем месяцам лишения свободы в колонии общего режима и руководителя проекта ООО «Стройкомплект» и АО «БалтСтрой» Владимира Сванбека к наказанию в виде одного года и четырех месяцев лишения свободы в колонии общего режима. Суд решил освободить Иванова, Мазо, Цагараева и Сванбека в зале суда в связи с зачетом времени, проведенного под стражей до суда и отбытием срока наказания.
Шестого фигуранта дела — управляющего компанией "БалтСтрой" Александра Коченова, ранее освобожденного под залог в 10 миллионов рублей, суд приговорил к условному наказанию в виде одного года и пяти месяцев колонии общего режима и штрафу в 200 тысяч рублей. Еще двоим участникам организованной группы — бывшему директору Государственного центра современного искусства Михаилу Миндлину и предпринимателю Андрею Кокушкину — суд назначил условное наказание в виде одного года и одного года пяти месяцев лишения свободы соответственно.
Суд установил, что фигуранты дела похитили денежные средства при реставрации Новодевичьего монастыря, музея космонавтики в Калуге, Иоанно-Предтеченского монастыря, Изборской крепости и драмтеатра во Пскове. Был причинен ущерб на сумму более 100 миллионов рублей. Ранее Министерство культуры РФ отозвало иск на 160 миллионов рублей в связи с полным возмещением ущерба обвиняемыми.
Уголовное дело в отношении предпринимателя Никиты Колесникова, также проходящего в качестве обвиняемого по данному делу, было выделено в отдельное производство и рассмотрено в особом порядке Дорогомиловским судом. В соответствии с приговором суда Колесников осужден на пять лет лишения свободы условно. Кроме того, суд обязал его выплатить штраф в размере 800 тысяч рублей».
3. «Дело реставраторов»: продолжение хэппи-энда
«Бывший замминистра культуры Григорий Пирумов намерен продолжить трудовую деятельность после освобождения по «делу реставраторов».
«Работать», — ответил он на вопрос журналистов о дальнейших планах».
4. На свободу под аплодисменты
Несколько трогательных подробностей, в изложении всезнающего «Московского Комсомольца»:
«Пирумов, обвиняемый в хищении 164 млн рублей, получил 1,5 года колонии, но тут же был освобожден, так как уже успел отбыть этот срок в СИЗО. Публика, услышав это решение, захлопала (…)
На двух последних заседаниях были допрошены свидетели по характеристике личности. Любопытно, что священник рассказал, что Пирумов попросил его прислать в СИЗО духовные книги. «Как духовное лицо могу утверждать, что Григорий Пирумов раскаялся и действительно искренне сожалеет о случившемся. Это я понял из письма. Он пересмотрел свою жизнь, систему ценностей, полностью изменился, он спрашивал о Боге», — говорил ректор Славяно-греко-латинской академии Сергей Храмешин.
Сам Пирумов всячески выражал раскаяние. «Я все осознал, верните меня, пожалуйста, к семье», — умолял он. Его супруга свое выступление посвятила финансовым проблемам и тяготам жизни. Яркая блондинка жаловалась, что влезла в долги и в одиночку тянет всю семью — троих детей и пожилых родителей.
В ходе прений гособвинение требовало для Пирумова пять лет колонии и штраф в размере 1 млн рублей, а для его сообщников — условные сроки (от 2 до 4,5 года) и штрафы в размере от 200 тысяч до 900 тысяч рублей. (…)
Кроме того, суд снял арест с имущества осужденных».
5. Необходимые послесловия
Во-первых, один принцип, который известен был уже в гомеровские времена, когда люди рассуждали о пороках и добродетелях:
«Знаю правильное, но выбираю приятное».
Во-вторых, Платон, из диалога «Протагор»:
«Если ты пожелаешь, Сократ, вдуматься, в чем смысл наказания преступников, то увидишь, что люди считают добродетель делом наживным. Никто ведь не наказывает преступников, имея в виду лишь уже совершенное беззаконие: такое бессмысленное мучительство было бы зверством. Кто старается наказывать со смыслом, тот казнит не за прошлое беззаконие – ведь не превратит же он совершенное в несовершившееся, – но во имя будущего, чтобы снова не совершил преступления ни этот человек, ни другой, глядя на это наказание. Кто держится подобного образа мыслей, тот признает, что добродетель можно воспитать: ведь он карает ради предотвращения зла. Такого мнения держатся все, кто наказывает, и в частном быту, и в общественном».
(Перевод Вл.С. Соловьева; Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 1. М., 1990.)
В-третьих, из одного современного поэта, практически ода на благополучное завершение дела:
«Поздравляю, свершилось, и об этом я всюду и сплошь,
проявляя решимость, извещаю господ и госпож.
Пусть они по цепочке остальным сообщат господам.
Прилагаю цветочки, курю фимиам, припадаю к стопам».
P.S. Ну а нам остается следить за «гарантийной реставрацией» Изборской крепости.
P.P.S. Да, кстати: пишут, что госнаград осужденных лишать не стали.
Фото: октябрь 2015 года. Пять месяцев до ареста и начала «дела реставраторов». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл награждает статс-секретаря Минкультуры РФ Григория Пирумова орденом преподобного Андрея Иконописца III степени «за помощь в реставрации» Вознесенского собора в Новочеркасске. Источник: Минкультуры РФ