«До сих пор бы жили в пещерах и выбивали камень о камень»

Что на самом деле говорят и думают российские чиновники о культурном наследии
«Хранители Наследия»
Как поживает наше культурное наследие вдали от двух столиц? Если мы хотим быть оптимистами – нужно читать «Основы государственной культурной политики». А если реалистами – стоит прислушаться к тому, что говорят и думают «на земле». Особенно те, от кого судьбы этого культурного наследия напрямую зависят. Ведь как они говорят и думают – так и делают, в конце концов…
Курск. «Святая борьба за сохранение культурного наследия»
После заседания Совета по градостроительной политике и охране объектов культурного наследия местные СМИ цитируют Татьяну Березникову, врио начальника региональной Государственной инспекции строительного надзора. Каждый раз, когда в Курске обсуждают проблему многоэтажного строительства в историческом центре, Татьяна Дмитриевна в самом деле выдает шедевры.
Например, однажды она заявила журналистам, что «ограничения по этажности – это от лукавого». И добавила: «Если бы мы ничего не строили, то до сих пор бы жили бы в пещерах и выбивали камень о камень. В городе есть памятники, где цел остался только наличник. Его можно отдать в музей».
При таких подходах к делу совершенно понятно, почему по соседству с памятниками архитектуры, даже церковной, в Курске красуются призматические объемы со стеклянными фасадами (красоту и изящество можно оценить на заглавном фото - Воскресенско-Ильинская церковь в Курске). А в исторических кварталах власти позволяют строить 18-20 этажные дома.
Недавняя дискуссия о строительстве одного такого дома на углу улиц Володарского и Кати Зеленко, поблизости от кафедрального курского Сергиево-Казанского собора, принесла новые откровения.
Как рассказывают региональные СМИ, ООО «Капитал Инвест» получило ранее разрешение городских властей на строительство 18-этажного (в проектной декларации на сайте застройщика – 16-17 этажного) жилого дома, а потом власти «расщедрились и подарили еще два этажа». Но затем вмешались областные власти и Управление по охране культурного наследия при Администрации Курской области: при выдаче разрешений «забыли» о зонах охраны памятников.
Глава фирмы-застройщика возмущается: «Мы уже 8 месяцев стоим! Это грандиозные, колоссальные убытки!»
Это не единственный такой случай в Курске. Например, разрешение на строительство другого 18-этажного дома – вблизи Троицкой церкви и Палат Ромодановских – было признано в 2017 году недействительным по решению суда. Но бетонная башня стоит, и сносить ее никто не собирается. Судебные разбирательства продолжаются.
И вот просвещенное мнение врио начальника областной госинспекции строительного надзора: «Застройщик, а вместе с ним и другие участники строительного процесса, вынуждены стройки остановить и, как правило, отправиться в суд на долгое время. При этом в святой борьбе за сохранение объектов культурного наследия мало кого, кроме самого застройщика, заботит судьба самого объекта – подрядчиков, дольщиков и в конце концов репутация привлекательности субъекта для строительных инвестиций и выполнение Курской областью показателей по вводу жилья».
Все слышали? Борьба за сохранение культурного наследия подрывает инвестиционную привлекательность области и выполнение показателей.
Не удивительно, что мэр Курска Николай Овчаров совершенно спокойно заявляет: «некоторые здания можно вывести из списка памятников культуры».
А недостроенные многоэтажки в Курске предлагается «узаконить». Конечно, не сносить же их из-за каких-то охранных и защитных зон…
Череповец. «Инвесторам неинтересна четырехэтажная застройка»
В Череповце тем временем проходит международный промышленный форум, на котором мэр города Елена Авдеева решила высказаться о границах и режимах исторического поселения, которым является Череповец.
«Инвесторам неинтересна четырехэтажная застройка на этих территориях. Хорошие проекты тормозятся из-за, возможно, чрезмерных ограничений. Вероятно, следовало бы разрешить хотя бы строительство переменной этажности. У нас сегодня половина города находится в границах исторического поселения».
Мэра поддержал заместитель вологодского губернатора Виталий Тушинов: «Говорить о том, что историческая зона идет по всему берегу реки Шексны — это точно не соответствует действительности. Я за то, чтобы бизнес развивался на территории Вологды и Череповца».
А дальше – нечто фантастическое, во что, впрочем, легко верится: «По сути дела, исторической зоной является урез воды. Коллеги из Новгорода рассказывали мне об аналогичной ситуации: им запретили строить объект в исторической зоне, так они построили его в реке на сваях».
И только главный архитектор Вологодской области Александр Шевцов высказался в защиту закона о культурном наследии. Впрочем, высказался так, что не вполне ясно, закон ли это вообще для российских чиновников: «ФЗ-73 об охране памятников истории и культуры я в большей степени поддерживаю».
Вот так: не закон суров, но это закон, а – «в большей степени поддерживаю». Видимо, скоро в столицах и регионах будут в каждом отдельном случает проводить голосование – соблюдать ФЗ-73 или не стоит…
«Это наше наследие. То, что мы сегодня строим, я бы не совсем к этому отнес, - продолжил главный архитектор области. - Вологодчина заслуживает те 13 исторических поселений, что у нас есть. Нужно осторожно относиться к застройке в пределах этих поселений. Идти за бизнесом — я не соглашусь».
Фото: WikimediaCommons