«Мы хотели бы взять у застройщиков деньги в долг с последующим возвратом»

«Мы хотели бы взять у застройщиков деньги в долг с последующим возвратом»

05.05.2017
«Мы хотели бы взять у застройщиков деньги в долг с последующим возвратом»

Как охраняют памятники архитектуры в Орловской области

«Хранители Наследия»

В Орловской области подводят первые итоги деятельности регионального Управления по госохране культурного наследия, приступившего к работе чуть более года назад (решение о создании самостоятельного госоргана было принято  в октябре 2015-го). Регион в последние времена «прославился» сносом памятника архитектуры на Гостиной улице, а работа охранного госоргана подвергалась общественниками резкой критике.

Тем интереснее послушать, что говорит начальник Управления по госохране культурного наследия Сергей Семиделихин в свежем интервью «МК Черноземье»

semedelihin[1].jpg

«С чистого листа при колоссальном дефиците средств»

Для начала – общая картина. В регионе насчитывается 1925 объектов культурного наследия. «В том числе 332 — в Орле. Это много. К примеру, в Калужской области их всего около 400». В Управлении госохраны – 9 сотрудников.

Программы по сохранению объектов культурного наследия в регионе «нет, но мы составляем». «Почти половина ОКН пока не имеет паспортов. Частично их не было и при постановке на учет, частично утеряны. Это большая работа, которая требует больших денег. Мы ею занимаемся. К примеру, в Орле в этом году планируем оформить паспорта на все памятники истории и культуры».

Программа льготной аренды памятников по принципу «метр за рубль» в области не работает: «Нет пока такого регионального закона, хотя проект мы подготовили еще полгода назад. Ходит по кабинетам-ведомствам. Несколько раз уже переделывали… Надеюсь, в мае он будет подписан окончательно и уйдет на рассмотрение в облсовет».

«Практически всю работу по охране культурного наследия приходится начинать с чистого листа при колоссальном дефиците средств», - признается Сергей Семиделихин.

Сравнение положения дел с соседними регионами: «Мы оказались единственными, у кого нет НПЦ — Научно-производственного центра, подведомственной организации органов по охране культурного наследия. Его ликвидировали в 2004 году губернаторским распоряжением. Археологов, экспертов, архитекторов, краеведов раскидали кого куда. А без этих людей паспорт на памятник не составишь. Мы вынуждены обращаться к иногородним специалистам и платить им немалые деньги, которых, к сожалению, не хватает в региональной казне.

Когда я возглавил управление, в первую очередь занялся решением именно этой проблемы. Губернатор согласился, что НПЦ надо вновь создать, тем более что он будет не только тратить, но и зарабатывать деньги. Но пока экономисты заявили, что средств на это нет».

«Никто не собирается заниматься поборами»

Пытаясь решить проблему, Управление решило попытаться «привлечь к возрождению НПЦ застройщиков».

Вот каким образом: «Законы ужесточаются. К примеру, прежде чем строить, участок должен обследовать археолог. У нас нет ни одного. Поэтому платят на стороне, что дороже. Опять же: если будут местные специалисты, гораздо проще заранее избежать ошибок и сэкономить средства. Вот недавний пример. Строительная компания «Зенит» приобрела земельный участок на 2-й Посадской за 100 млн рублей. По договору с горадминистрацией планировалось построить большой 18-этажный дом. Фирма осуществила снос, разработала проектно-сметную документацию. А вышло по-другому. 3 октября вступили в силу поправки к Закону «Об объектах культурного наследия РФ» о защитных зонах ОКН. Поскольку у нас нет средств на проведение экспертиз с последующим оформлением необходимых документов, застройщик согласился сделать все за свой счет, и не только на своем участке, но на территории четырех кварталов, на которых расположено 23 памятника истории и культуры. Воронежский НПЦ эту работу выполнил. И оказалось, что строить «Зенит» может здесь не 18 этажей, а максимум семь. Причем дом должен быть не в форме коробки, а со снижением этажности по обе стороны. Понятное дело: намеченной прибыли с этой стройки не будет.

Хочу подчеркнуть: никто не собирается заниматься поборами. Мы хотели бы взять у застройщиков деньги в долг с последующим возвратом».

Интересно, есть ли у руководителя госоргана понимание простой истины, проверенной практикой многих регионов: если НПЦ по охране памятников будет работать за счет средств застройщиков, то и результаты этой работы будут такими, какие нужны застройщикам?

И что возвращать "долг" придется не деньгами, а памятниками, охранными зонами и пейзажами любимого города?

Будни госохраны

Сергей Семиделихин поделился текущими новостями орловского градостроительства: торговую галерею в центре, грозящую искажением охранных зон сразу нескольких памятников, «эксперты не одобрят». 

Возвращения к «вопросу строительства элитки напротив мэрии» - «не будет, там максимум можно построить одно-, двухэтажное здание. Хотя я против и этого». 

«Надо спасать объекты, находящиеся в муниципальной собственности, фактически брошенные городскими властями»: «Я главе горадминистрации уже десятки писем отправил. На этой неделе буду составлять протоколы — а дальше суд. Но суд чем плох: штраф, который наложат на горадминистрацию, — это деньги городского бюджета, которые просто переложат из муниципального кармана в региональный, и смысла в этом с точки зрения охраны ОКН никакого». 

Орловские «воссоздания»

О «скандальном» объекте культурного наследия федерального значения на Гостиной улице, 1, на месте которого ныне строительный котлован, начальник охранного госоргана говорит так: «Если говорить о Гостиной, 1, то есть фото от 1943 года, на котором четко видно, что фасад полностью разрушен. Во время сноса здания (на заглавном фото - Ред.) были oбнаружены железобетонные плиты перекрытия, что никак не вяжется с XIX веком». Здание строят заново – «по чертежам орловского архитектора прошлого Тибо-Бриньоля». После этого «воссоздания» «оно уйдет чуть внутрь и не будет выше стоящих рядом зданий. По окнам — это четыре этажа. И оно будет считаться памятником».

То есть памятником будет считаться новодел на месте снесенного подлинника, да еще и 4-этажный вместо двухэтажного. Такое понимание культурного наследия, конечно, не устраивало орловских градозащитников, но, видимо, пришлось по душе орловским властям.

Видимо, будет считаться памятником и другое здание, которое хотят построить на месте объекта культурного наследия, погибшего еще в 2004 году: «Приходили инвесторы, которые готовы вложиться в развитие горсада. Они хотят там построить «Макдоналдс». И мы разрешили это сделать, но — по чертежам Дома смотрителя тюремного замка. Уже согласились. Так что здание будет воссоздано, чему я очень рад. Да, я тоже люблю этот город и вообще Орловщину».

Взаимоотношения с градозащитниками

Здесь – традиционное: а где вы были раньше? 

«За это время утрачена Гостиная, 1, горели дома на Карачевской. У градозащитников уже есть счет к вам», - напоминает интервьюер.

«А как они оценивают ущерб, причиненный до нас? Утрачен Дом учителя, Депо готового платья, усадьба Бахтина, Дом смотрителя тюремного замка. Я не помню, чтобы, когда это происходило, стояли пикеты…» - отвечает Сергей Семиделихин.

На главную