Никогда еще Шпектор не был так близок к провалу
Страна должна знать своих героев.
Знакомьтесь, Игорь Шпектор, председатель комиссии Общественной палаты России по ЖКХ, строительству и дорогам.
На днях, будучи в Самаре, он заявил на совместном заседании Губернской думы и региональной Общественной палаты буквально следующее (имеется аудиозапись):
«Ваш город зашкаливает количеством домов культурного наследия. Это просто смешно, я видел эти дома – ну какое культурное наследие? Это трагедия всей России: в свое время понавтыкали домов «культурное наследие», «историческое наследие» – они никакого культурного наследия не несут. Ну построен он был в 1903 году, ну и что? Представьте, какие ложатся задачи отремонтировать дом по капитальному ремонту: дом один культурного наследия двухэтажный стоит трех домов девятиэтажных, если соблюсти те правила по культурному наследию, которые существуют… Я сейчас собираю данные, предложения мэров городов по городам, которые имеют такой же возраст как ваш, с тем чтобы провести на уровне палаты с приглашением министра Мединского и решить вопрос, как убрать дома из культурного наследия, чтобы была возможность или сносить дома, или делать ремонт, но исходя из других позиций. Это очень важно».
«Понавтыкали», «это просто смешно», «как убрать» - с такой откровенностью о памятниках истории и архитектуры в наши времена ответственные товарищи из Москвы все же стараются не разговаривать, тем более публично (заседание в Самаре не было закрытым).
Самое интересное в этой истории - конечно, не мнения г-на Шпектора о русском архитектурном наследии, а то, о чем он «проговорился». Глава комиссии федеральной Общественной палаты, оказывается, собирает «данные, предложения» мэров российских городов и намерен, используя ресурс Общественной палаты, добиться от федерального министра культуры, чтобы «убрать из культурного наследия» многоквартирные дома-памятники.
Для справки: по официальным данным Минстроя РФ, в реестрах наших памятников - 12, 2 тысячи многоквартирных жилых домов в 71 регионе России. Это без малого десятая часть объектов культурного наследия нашей страны.
Проблема повышенных, по сравнению с обычными, расходов на их содержание и капремонт, безусловно, существует. Специалисты и госчиновники пытаются ее решить. Ей был, например, посвящен специальный круглый стол на международном Санкт-Петербургском культурном форуме. В разных регионах страны разрабатывают и реализуют специальные программы софинансирования работ на многоквартирных домах-памятниках. Кстати, в Самарской области также выработаны были на этот счет весьма дельные предложения.
Но все это для высокопоставленного общественника Шпектора, по-видимому, «просто смешно». Он знает решение гораздо проще – «убрать».
«Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу».
После нескольких возмущенных публикаций в блогосфере г-н Шпектор опубликовал на сайте Общественной палаты пространное объяснение, в котором, конечно же, уверяет, что памятники нужно сохранять и охранять. А пассаж про "решить вопрос" и министра Мединского нужно понимать вот как: «Те средства, которые сегодня собираются непосредственно с населения, в регионах не могут решить проблему капитального ремонта этих зданий, которые разрушаются не только снаружи, но и внутри. Поэтому я несколько раз ставил вопрос в Минстрое России о том, что должна быть отдельная программа по капитальному ремонту подобных зданий культурного и исторического наследия, что должно быть федеральное финансирование такого ремонта этих зданий, которых в стране сотни тысяч (напомним – на самом деле 12, 2 тысячи - это характеризует знакомство г-на Шпектора с темой, по которой он высказывается – Ред.), в которых очень часто люди проживают в совершенно неприемлемых условиях… Борьба за культурное наследие должна быть всеобщей и решаться не на уровне сборов с населения (на капитальный ремонт). Поэтому я и считаю необходимым провести слушания на уровне Минкультуры и Министерства строительства России для глобального решения данной проблемы. Главное, что вопросы, поднятые мною, о статусе того или иного здания, о возможности внесения каких-либо изменений, в том числе в его конструктивы, бесспорно, решать должны не чиновники, и не Общественная палата Российской Федерации, и не общественники, и не депутаты, а люди, имеющие соответствующее образование, занимающиеся профессионально культурным наследием. Поэтому я и предлагал, что нужно собраться с тем, чтобы выработать определенную концепцию, а решение будут принимать те, кто компетентен.
Что же касается решения вопроса о демонтаже или сносе зданий, которые не относятся к культурному или историческому наследию, то так вопрос не стоит, речь идет о том, что если здание будет переведено в другую категорию, то ремонт его будет выполняться в более приемлемой форме. То есть ряд элементов можно будет не выполнять, а ряд элементов декора заменить другими материалами, сохранив прежние формы, что облегчит выполнение ремонта, появится возможность начать ремонтные работы внутри здания, по перекрытиям и другим элементам. В настоящий же момент подобные работы выполнять нельзя».
Итак, г-н Шпектор, которому «просто смешно» с культурного наследия Самары, почему-то думает, что все поверят, будто словами «убрать из культурного наследия» он обозначал намерение принять федеральную программу по финансированию капремонта домов-памятников или «выработать определенную концепцию». А термин «понавтыкали» переводится как «решение будут принимать те, кто компетентен».
Теперь уже нам смешно.
И грустно, конечно, что от имени Общественной палаты России на темы национального наследия выступают подобные персонажи. Вот это уж действительно - "трагедия всей России".
На фото (К. Михайлов): один из многоквартирных-домов-памятников Самары. Смешно?