«Превращается в откровенную профанацию»
Как и почему реставраторы и эксперты просили Минкультуры РФ не проводить конкурс на проектирование реставрации усадьбы Пьянковых в Сольвычегодске
«Хранители Наследия»
1 июля в России отмечается День реставратора. Всех причастных к этому благородному делу «Хранители Наследия» с удовольствием поздравляют с праздником!
Поскольку гражданская позиция реставраторов в наши дни особо важна, отметить этот праздник на наших страницах мы решили публикацией коллективного обращения группы реставраторов и экспертов на имя министра культуры РФ Владимира Мединского. На тему, как пишут его авторы, «порочной практики при определении условий проведения конкурсов на разработку проектной документации по реставрации объектов культурного наследия».
В марте 2016 года «Хранители Наследия» анализировали эту тему на примере конкурса (впоследствии отмененного Минкультуры) на проектирование реставрации крепости Копорье в Ленинградской области. В июньском письме министру культуры реставраторы и эксперты сигнализировали о весьма странном конкурсе на разработку проектной документации для проведения реставрационных работ и приспособления к современному использованию объекта культурного наследия «Усадьба Пьянковых» (Архангельская область, г. Сольвычегодск, ул. Ленина, 19). Материалы конкурса, объявленного ФГУП «Центрреставрация», опубликованы на официальном сайте госзакупок. Начальная цена контракта составляла 33 618 920,31 рублей.
Обращение к министру культуры РФ подписали: член президиума Федерального научно-методического совета по культурному наследию Минкультуры РФ Ю.А. Веденин; архитектор-реставратор I категории А.М. Денисов; архитектор-реставратор I категории В.А. Жиляков; архитектор-реставратор высшей категории Т.Е. Каменева; архитектор-реставратор I категории А.И. Колесников; член Федерального научно-методического совета по культурному наследию Минкультуры РФ М.И. Мильчик; архитектор-реставратор высшей категории А.В. Попов; руководитель научно-исследовательского сектора ОАО «НРЦ Тверьпроектреставрация» А.М. Салимов; архитектор-реставратор, член президиума Тверского регионального отделения ВООПИК Т.Н. Туманова; инженер-реставратор I категории Н.Ю. Тютчева.
«Конкурсной документацией, - указывается в обращении, - предусмотрена доработка проекта реставрации, разработанного в 2002 г. Институтом по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация», а также выполнение проекта приспособления и составление рабочей документации. В целях доработки проекта условиями конкурса также предусмотрено проведение комплексных научных исследований, т.е. историко-архивных, библиографических и натурных исследований.
Условия государственного контракта составлены без учета специфики и оптимальных сроков работ на памятнике. Достаточно сказать, что все проектные работы должны быть завершены и представлены заказчику вместе с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизой к 29.09.2016 г. Подведение итогов конкурса запланировано на 24.06.2016 г. следовательно, контракт будет заключен в период с 04 по 14.07.2016 г. Таким образом, на его исполнение отводится около 80 дней (чуть более 2,5 месяцев).
С учётом времени, которое необходимо для проведения историко-культурной экспертизы, срок отводимый собственно на выполнение проектных работ сокращается до 1,5 месяцев. Между тем проектная документация не может быть разработана до проведения вышеназванных исследовательских работ, а они должны занять не менее 3 - 4-х месяцев».
«Как известно, - продолжают авторы обращения, - проведение натурных исследований с выполнением шурфов и зондажей на объекте культурного наследия осуществляется на основании письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия. Согласно действующему регламенту Министерства культуры Архангельской области срок предоставление государственной услуги «Выдача разрешения на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия» составляет 30 календарных дней. Если учесть и это обстоятельство, то государственный контракт отводит менее месяца на проведение всех исследований, не говоря уже о том, что по итогам их проведения должны приниматься проектные решения.
О каком качестве исследований и проектной документации можно говорить при таких сроках!? В этом случае исследования превращаются в откровенную профанацию, а выполненная на их основе проектная документация не может быть полноценной и обоснованной. К сожалению, такие явно заниженные и неподобающие работам по сохранению объектов культурного наследия сроки установлены в большинстве государственных контрактов, которые заключаются на проектные работы в рамках ФЦП «Культура России»».
Эксперты и реставраторы просили министра культуры:
«не допустить проведение указанного конкурса без существенного увеличения срока выполнения проектных работ»; «взять под личный контроль действия руководства ФГУП «Центрреставрация» - заказчика по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия в рамках ФЦП «Культура России» в отношении установления сроков, определения оптимальной стоимости выполнения работ и осуществления этой организацией иных функций, свойственных заказчику»;
«указать руководству ФГУП «Центрреставрация», что срок, предусмотренный контрактами на проведение исследовательских и проектных работ по памятникам должен варьироваться в зависимости от их историко-культурной ценности, объема и других факторов, но ни при каких условиях не может составлять менее 3-х месяцев».
Наконец, «в рамках реформирования реставрационной отрасли Владимира Мелинского просили «выступить с законодательной инициативой по изменению порядка и условий проведения конкурсов на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия и, в частности, отказаться от минимальной стоимости работ в качестве определяющего критерия, определять сметную стоимость с учетом проведенных (или не проведенных) ранее работ на памятнике, а также предусмотреть оптимально обоснованные сроки для выполнения тех или иных видов работ по сохранению объектов культурного наследия» (последнее уже заложено в проекты документов реставрационной реформы – Ред.).
От редакции. Можно, конечно, сказать, что обращение в Минкультуры было запоздалым: документ поступил в министерство 22 июня, а в тот же день уже был опубликован официальный протокол вскрытия конвертов с заявками. Однако важности поднятого авторами обращения вопроса это обстоятельство ничуть не умаляет, и любимый ответ "А где ж вы раньше были?" - не годится. Дело здесь в общем подходе к проектированию реставраций по госзаказу, а не только в судьбе сольвычегодской усадьбы.
Конкурсная машина работала исправно, и 24 июня (протокол опубликован 27-го) уже был определен победитель конкурса, которого, видимо, не смутили установленные сроки работы – ООО «Архитектподряд», снизившее цену до 21, 68 млн рублей, т.е. почти на треть (!) от первоначальной. «Спецпроектреставрация» заняла почетное второе место в состязании на право доработать ею же выполненный ранее проект.
Авторы обращения надеются теперь, что Минкультуры обратит все же особое внимание на качество будущей научно-проектной документации по усадьбе Пьянковых, а также на сроки, устанавливаемые на ее разработку и предварительные исследования при проведении аналогичных конкурсов.
Досье. Городская усадьба Пьянковых в Сольвычегодске – один из редких памятников позднего классицизма на Русском Севере и столь же редкий представитель «усадебного типа» каменных построек в тех краях. Главный дом первой половины ХIХ века имеет П-образную форму с основным двухэтажным корпусом и примыкающими к нему под прямыми углами боковыми крыльями. Центральная часть главного фасада украшена шестиколонным портиком с аркадой в первом этаже и фронтоном в завершении. На торцах крыльев с рустованными углами и с завершающими фронтонами центральные проемы окон второго этажа выделены парными колоннами. По сторонам портика располагаются тройные "итальянские" окна с разделяющими их колоннами и лепниной в широком архивольте.
Дом построен купцом Степаном Ивановичем Пьянковым. В 1826 году, находясь в ссылке, здесь проживал внук «арапа Петра Великого» Павел Исаакович Ганнибал, двоюродный дядя Пушкина. В 1844 году здание было приобретено казной под городские присутственные места. В 1922 году было переоборудовано под Дворец искусств, затем было передано учреждениям Сольвычегодского курорта. После выезда последних в 1990-е гг. не используется, законсервировано.