«Реставрация национального достояния идет по бросовой статье»

Член Патриаршего совета по культуре, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, древлехранитель Московской городской епархии, настоятель храма св. Климента Леонид Калинин высказался о качестве современной отечественной реставрации.
Комментируя недавний пожар в жилых кельях московского Рождественского монастыря, о. Леонид заметил: «Даже до вынесения окончательного вердикта можно сказать, что очевидна проблема в самом здании, в качестве его реставрации, проведении электропроводки и так далее. И здесь не могу не вспомнить недавнюю реставрацию храма Климента, Папы Римского, в Замоскворечье, настоятелем которого я являюсь. Нам приходилось по несколько раз требовать замены кабелей, потому что они были просто непригодными. Поставщики предлагали абсолютно не годное для эксплуатации электрооборудование, которое, если бы мы согласились на поставку, вполне могло привести к подобной трагедии у нас».
«Тут вопрос более широкий, – подчеркивает о. Леонид, – он затрагивает всю систему управления процессами реставрации. Как известно, существуют конкурсные процедуры, и выбор подрядчиков осуществляется весьма кулуарно – через «Мосреставрацию», Мосгорнаследие. Без участия тех, кто уже хорошо себя показал в реставрационном процессе, поскольку это противоречит конкурсным процедурам.
В итоге конкурсы зачастую выигрывают подрядные организации достаточно низкого уровня, с совершенно иными намерениями, чем те, которые нужны Церкви. Не с желанием сделать это для Бога, лучше, чем для себя, но с намерением схалтурить, сэкономить любой ценой, заменить хорошие материалы на плохие, выдать плохую работу за хорошую. Возможно, в случае с Богородице-Рождественским монастырем произошло именно это, потому что основные реставрационные работы проводились за счёт бюджета города Москвы».
«Знаете, в чем вообще проблема в нашей стране с реставрацией? Существует 94-й федеральный закон («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд»), предполагающий объявление конкурсов, тендеров, в которых минимальная стоимость, предлагаемая подрядчиком, является определяющим фактором. То есть чем дешевле подрядчик готов выполнить работы, тем реальнее, что он получит контракт.
Попадая в эту ситуацию и стремясь получить контракт, подрядчики по всей стране действуют по принципу «чем хуже, тем лучше». Поэтому всё, что строится и реставрируется, строится и реставрируется за минимальные деньги, с использованием самых дешевых, самых некачественных, самых малопригодных (по тому же сроку годности) материалов. И это, к сожалению, приводит к таким трагическим последствиям, о которых мы сейчас говорим. Словом, как сказано в русской пословице, «дорого да мило, дёшево да гнило».
Правительство, Администрация Президента, различные федеральные службы, спецслужбы при строительстве не связаны обязанностью конкурсных процедур. А реставрация национального достояния идет по бросовой статье: лишь бы было дешевле, а как это будет сделано, насколько качественно, никто не скажет. Поэтому я считаю, что реставрация храмов, а тем более таких значимых святынь, как памятники архитектуры XIX, XVIII века, не говоря уже о более древних, а это вообще уникальные памятники, не может проходить по этим параметрам.
Тендерные, конкурсные процедуры должны быть пересмотрены. Не в пользу того, чтобы только экономить деньги, но в пользу того, чтобы было сделано качественно и долговечно. И в конечном счёте это окажется дешевле, поскольку в ближайшее время не потребуется разбирать завалы от пожаров или заново проводить те работы, за которые уже были заплачены деньги. Как сейчас, к сожалению, очень часто бывает», – заявил древлехранитель Леонид Калинин в интервью телеканалу «Царьград».