Владимир Мединский: «Все, кто занимается памятниками – святые люди»

Владимир Мединский: «Все, кто занимается памятниками – святые люди»

07.06.2019
Владимир Мединский: «Все, кто занимается памятниками – святые люди»

Министр культуры РФ высказался 7 июня по актуальным проблемам сохранения культурного наследия в России в интервью «Известиям» на проходящем в Санкт-Петербурге Международном экономическом форуме.

Примечательно, что в этом выступлении министр отнюдь не призывает к «либерализации» законодательства об охране культурного наследия и «снижению охранных требований», как это было в его речи на совещании в штаб-квартире Общероссийского народного фронта 29 мая 2019 года  (этой теме мы в ближайшее время посвятим отдельную публикацию).

Напротив, Владимир Мединский настаивает на создании «максимально привлекательных» экономических условий для инвесторов в наследие, налоговых преференциях и льготных арендных ставках. Что можно только приветствовать, поскольку с памятниками некоторые особо одаренные инвесторы и так делают что хотят и без всякого ослабления охранного законодательства. Ослабление и вовсе развяжет им руки. А вот создание разумной экономики наследия, безусловно – единственный рецепт его спасения в масштабах страны. 

«По нашим оценкам, – говорит министр, – примерно половина памятников (под разной степенью охраны) находится в отвратительном состоянии — аварийном или близком к аварийному. И это не только у нас, это во всем мире так. В Европе, а в Азии еще хуже. Я в первую очередь говорю о зданиях и сооружениях — усадьбах, дворцах, памятниках деревянного зодчества, храмах, монастырях. Это соль земли русской. Их десятки тысяч. И, конечно, ни у одной страны мира не хватит государственных налоговых средств, чтобы привести всё в порядок. А зачастую это и не имеет смысла. Потому что дальше их надо содержать. Мы что, в каждой восстановленной церкви тут же организуем приход? Там, может быть, до ближайшего населенного пункта 300 км? Или в каждом здании сделаем музей? Это невозможно. Никаких нефти, газа, золота и бриллиантов нам на это не хватит».

По мнению Владимира Мединского, «единственный способ — определить приоритеты, понять, чем занимаемся мы – министерство культуры. Далее, чем занимаются регионы. Активнее привлекать волонтеров. И, конечно, необходимо, чтобы у памятника был собственник — хозяин, который его приведет в порядок и будет за ним следить, наполнять жизнью и сделает его частью культурного оборота. Давайте в памятниках делать гостиницы, как во всем мире делают, рестораны — давайте».

«Только это неправильно называть хозяйственным оборотом, – добавляет министр культуры РФ. – Если вы просто хотите заниматься бизнесом — вам с памятниками связываться не надо».

В ответ на замечание интервьюера – «бизнес боится брать на себя такие объекты — очень много надо вложить в восстановление» – Владимир Мединский сказал:

«А сколько ограничений. Поэтому все, кто занимается памятниками, — это святые люди. Но, конечно, государство должно создавать наиболее благоприятный режим для этого: отсутствие налогов на имущество, низкие ставки на землю. Вообще включение земельных участков в единый комплекс с памятником. Кому нужна усадьба — даже если вы ее за рубль кому-то отдадите под восстановление — без земли?»

«Поэтому мы исходим из того, – продолжал министр, – что надо создать максимально привлекательные условия для инвесторов, для меценатов, для будущих владельцев этих памятников. Только так можно возродить усадебное хозяйство, только так можно вообще возродить Россию. Мы вносим большое количество законопроектов на эту тему, часть из них уже принята, часть идет очень тяжело, но эту работу мы не останавливаем. Всё, что зависит от нашего ведомства, тот узкий перечень разрушенных объектов, за который отвечаем мы, мы в культурный оборот вовлекли максимально. Но есть огромное количество имущества федеральных, региональных, муниципальных властей, унитарных предприятий. Все это если не разрушено еще, то сдается в аренду. В общем, это большая серьезная тема. Мы ею занимаемся».

Досье. Интервью Владимира Мединского о культурном наследии, данное нам для журнала «Охраняется государством» в конце 2018 года.   

Фото: Минкультуры РФ

На главную