Водоворот тамбовского Студенца: в лицах и цитатах
Демонтаж незаконного коллектора возле Державинского моста снова отложен, инвестор приступил к шантажу горадминистрации
Евгения Твардовская
Специализация журналиста по теме градозащиты – явно отмирает. И не потому что нет событий, не потому что схемы конфликтов стали типичными. А потому что исчезает необходимость в главном: умении разговорить чиновника, инвестора, умении сделать так, чтобы они от штампов о благе и развитии города, наконец, перешли к сути – к тому, что есть игнорирование законов, незаинтересованность и прямая выгода от неисполнения прописанных норм и правил. Сейчас об этом и сами чиновники говорят от первого лица и вполне открыто на телекамеры, пишут в соцсетях, комментируют в печати.
Чиновник мимо закона
Те, кому по штату положено наследие защищать, везде и всегда, как знамя, нести впереди себя закон 73-ФЗ о наследии- единственный возможный критерий истины во всех конфликтных ситуациях, сейчас чаще всего начинают объяснять, почему соблюдать закон невозможно. Невозможно и нельзя жить по закону. Все всё понимают, знают, кодекс чтят, но – время такое. Это как если бы о воре или убийце начали говорить, что те не могли не украсть или не убить – и это повод их отпустить.
Но самое интересное, что никого такая расстановка акцентов уже и не удивляет. Все вроде как даже и сочувствуют: не чиновники ж такие – жизнь такая.
Вспоминается ставшая уже притчей во языцех цитата мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова: «Закон – это повод пофилософствовать». Тамбовские реалии последних лет значительно цитатник обогатили. Мы подобрали наиболее яркие по самому вопиющему случаю игнорирования законодательства и решений суда – продолжающемуся строительству коллектора ТРЦ на реке Студенец вблизи объекта культурного наследия – Державинского моста….
С городом на «Вы»
В качестве пролога – слова нового главы администрации города Тамбова Юрия Рогачева, члена регионального политсовета партии «Единая Россия», вступившего в должность осенью 2015 года.
По образованию Юрий Анатольевич - историк, выпускник Тамбовского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института и Высшей школы КГБ СССР имени Дзержинского: знание прошлого, помноженное на силу и способность просчитывать будущее… Свой, тамбовский, родной.
И вот – одно из первых его заявлений в новом качестве – бальзам на души краеведов, чего уж говорить:
«Город очень красивый. Очень много было сделано, но мы сделаем еще больше. Чтоб он был еще краше. Поэтому есть преемственность власти… Нельзя абсолютно нигде говорить, что до нас ничего не было, а теперь все будет. Это абсурд абсолютный, тем более город вырос. В разы… Он требует сейчас к себе особого подхода и обращения на «Вы».
Шантаж-Демонтаж
История со строительством ТРЦ на старинной речке Студенец – в месте, где возникла в свое время крепость, превратившаяся потом в город, с которым надо теперь на «Вы» - знакома уже всей России, так как про нее писали и снимали все, даже центральные телеканалы.
Суды всех инстанций признали незаконным строительство коллектора будущего здания, что, по сути, означает невозможность функционирования самого будущего ТРЦ. На недавнем Круглом столе Общероссийского народного фронта в Тамбове это еще раз обсуждалось.
20 марта истекал срок, установленный судом инвестору для демонтажа коллектора и приведения берегов Студенца в первоначальный вид. Но… все и ныне там. Более того 30 марта Октябрьский суд предоставил застройщику ООО «ТБС» новую отсрочку. Коллектор останется – до 30 сентября.
Вот что говорил генеральный директор ООО «ТБС» Антон Семибратов на упомянутом Круглом столе:
«Для того, чтобы снести коллектор необходимо примерно 4 млн рублей. Мы можем потратить эти деньги на более полезные цели и благоустроить парк, о котором мы всегда говорили. Если будет достигнуто мировое соглашение, то я лично гарантирую это. Если нам все-таки придется снести коллектор, то я ни копейки денег в благоустройство не вложу!»
Итак, резюмируем: есть более полезные цели, чем выполнение решения суда; эти цели определяет не законодательство РФ, а Антон Семибратов; также именно он, Антон Семибратов, решает, быть благоустройству города или нет. «Построю ТРЦ – посажу парк»… Попахивает шантажом и отсутствием почтения к кодексу.
Как известно, инициатором суда за историческую реку была не местная администрация, не Департамент охраны культурного наследия, которого должна была бы волновать судьба Державинского моста и его будущей охранной зоны, в ней-то и возникает ТРЦ – нет… Судились общественники группы «Спасем Студенец». Вот какую запись в своем ФБ, приурочив ее к 1 апреля – Дню дураков, сделала активист группы и краевед – Марина Климкова:
«На судебных заседаниях городские чиновники и инвестор/застройщик торгово-развлекательного центра через своих представителей стараются ввести всех в заблуждение, откровенно обманывая и суд, и судящуюся с ними группу горожан. Так, на заседаниях областного суда в 2015 году сторона застройщика доказывала, что установленный на Студенце коллектор не представляет собой капитальную постройку, т.е. является мобильным и легко разбирающимся. Однако потом та же сторона «уверовала» в «капитальность» сооружения, поэтому на ее демонтаж оказалось мало даже целого года! На последнем заседании районного суда, состоявшемся 28 марта 2016 года, застройщику предоставили уже вторую отсрочку – до 30 сентября 2016 года. в «капитальность» сооружения, поэтому на ее демонтаж оказалось мало даже целого года! Решение суда о демонтаже коллектора на Студенце у Державинского моста вступило в законную силу 13 июля 2015 года».
Подтекст таков: кто кого держит за дураков? Выходит, что горадминистрация и застройщик – общественников? Ключевой момент здесь – упоминание городских чиновников через запятую с инвестором. Ладно уж - Антон Семибратов не хочет быть с городом «на Вы», ладно уж он – представитель «мира чистогана», но … что же госохрана наследия?
И снова к нашим услугам – исчерпывающая цитата c Круглого стола ОНФ, мнение представителя госоргана охраны памятников Надежды Толмачевой. Когда общественники в сто первый раз заявили, что в аренду под строительство участок отдали, не утвердив зоны охраны объекта культурного наследия – Державинского моста, а значит, стройка незаконна, Надежда Толмачева стала доказывать, что – нет, как раз стройка-то и законна, а зоны охраны Моста будут там, где что-нибудь от земли да останется:
«Если даже будет разработана территория, вернее охранная зона для памятника «Мост», то вы понимаете, что торговый центр уже будет показан на этой охранной зоне и его нельзя будет снести просто потому, что такая норма установлена Правительством Российской Федерации. Я просто так объясняю данную ситуацию. Посмотрите внимательно постановление Правительства. Там указано, что если… был выделен земельный участок на строительство раньше и это строительство законное, то опротестовать ни один суд не может».
Кто был раньше: Державин или ТРЦ?
Возможно, Надежда Михайловна забыла, что было раньше – заявка на постановку на охрану Державинского моста - в феврале 2012 года, или сдача в аренду участка под коллектор для ТРЦ – уже в июне 2012 года; возможно, она не хочет вспоминать, что уже почти год ее ведомство не делает ничего из того, что обязано по защите памятника, но … сама формулировка потрясает своей смелостью: нельзя снести - только из-за того, что так велит закон!
И судя по ситуации, Надежда Толмачева не одинока в своей позиции. Да, есть закон, есть решение суда, есть анонсированное намерение ОНФ обращаться в Генпрокуратуру, но – это означает лишь повод пофилософствовать. И … с этим согласен новый глава города.
23 марта Юрий Рогачев посетил ведущее тамбовское предприятие по производству мягких сыров «Орбита» и пообщался с коллективом, ответил на вопросы. И вот, что называется, в теплой дружественной обстановке один из рабочих спросил о стройке на Студенце, которая продолжается, и объяснил, что он – местный житель, и не хочет там ТРЦ.
Вот ответ главы города Тамбова:
«Строительство ТРЦ никто не запрещал, оно ведется на законных основаниях. Шумят около того, что Студенец заковали в трубу, никто его не заковывал, он уже был закован. Тогда давайте сейчас все взломаем! И опять же речь сейчас идет не про стройку, а про трубы. Но и трубы ничего не нарушили, нарушили еще тогда, когда стадион «Спартак» строили. Общественное мнение надо учитывать, но вы же понимаете, что общественное мнение и мнение защитников Студенца – это разные вещи. Я сейчас говорю о мнении тех, кто пытается на Студенце сколотить себе политический капитал. А вы с жителями приходите ко мне, мы все обсудим».
Все же не очень понятно, как и по каким критериям Юрий Анатольевич разделяет общественность на правильную, которую ему надо слушать, и неправильную? К какой категории общественности он относит судей, выносящих решения?В чем измеряет политический капитал защитников Студенца и в чем видит свой собственный политический капитал? А в чем он измеряет политический капитал – скажем, товарища по партии «Единая Россия», председателя Тамбовской областной думы Евгения Матушкина.
Кстати, Евгений Матушкин, как и Рогачев – выпускник Истфака Тамбовского педагогического. Но, видимо, учили их по-разному. Так вот Матушкин в интервью телеканалу «Россия 24» сделал заявление, обратное позиции градоначальника:
«Есть постановление суда, что коллектор будет снесен, и он должен быть снесен. Я думаю, что судебные приставы, они просто обязаны по закону выполнить решение суда, в марте должны этот коллектор, соответственно, снести. Будет все-таки и Студенец сохранен, и будет хорошая рекреационная зона, ну, и с застройщиком будут найдены какие-то решения».
Но в результате попурри мнений – ни демонтажа, ни капитала, ни рекреации...
Кто против кого дружит
Вот как очень точно описала расстановку сил Вера Гришина - юрист, медиатор и представитель в суде группы «Спасем Студенец»:
«Всем всё интереснее, кто победит. Все уже проиграли, все мы проиграли. Мы, как в многоквартирном доме с напрочь прогнившими коммуникациями, рассыпающимися стояками и перекрытиями. Есть при этом шикарные квартирки с дорогим ремонтом, и квартиры с обшарпанными обоями, но это не будет важно, когда "дом" рухнет. И поэтому нужно научиться "проводить общие собрания" и договариваться. По-моему, ситуация один в один. И когда застройщик в лице своих представителей делает вид, что это не так, его понять можно, потому что он (кто бы он ни был), с большой степенью вероятности в этом "доме" не живет, или все подготовил, чтобы съехать. А мы все - живем. И поэтому понять заявления главы города, что строительство законно, уже невозможно, как и демонстрируемую представителями администрации "любовь и дружбу" к застройщику. У администрации города конфликт интересов с застройщиком, а не с "соседями". В любом случае, "соседи" должны быть важнее. И для меня важно, чтобы нас перестали игнорировать или пытаться изображать "врагами народа".
Развивая монолог юриста Веры Гришиной, остается только добавить: важно наконец-то представителям тамбовской госвласти начать работать и жить по закону. Не около него, не над ним, а в соответствии с ним. Правила есть, установленные одни для всех. И это – единственный возможный политический капитал. И если нарушения не наказываются, а то и поддерживаются, то значит, начался беспредел. А это состояние – всегда временное и чревато последствиями, прежде всего, для его создателей.
Фото: Портал ВТамбове, Марина Климкова