«Завтра едем за разрешением, будем этим письмом размахивать»

«Завтра едем за разрешением, будем этим письмом размахивать»

26.04.2017
«Завтра едем за разрешением, будем этим письмом размахивать»

Минкультуры РФ разъяснило госорганам и волонтерам, как спасать бесхозные памятники архитектуры

«Хранители Наследия»

Минкультуры РФ выполнило обещание, данное 6 апреля 2017 года в ходе рабочей встречи с представителями благотворительных и волонтерских организаций, занятых восстановлением объектов культурного наследия – в кратчайшие сроки выпустить циркулярное письмо, обеспечивающее им возможность проводить на памятниках работы в 2017 году.

26 апреля 2017 года документ опубликован министерством на официальном сайте.  

Краткое содержание предыдущих серий

Проблемы у волонтеров-реставраторов начались после выпуска министерского приказа № 1278 от 8 июня 2016 года, согласно которому за заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия может обращаться только его собственник. Поскольку  большинство объектов, которыми занимаются волонтеры и благотворители, не оформлены официально ни в чью собственность, региональные органы охраны памятников весной 2017 года начали отказывать добровольцам в праве проводить на них спасательные работы.

Этой противоестественной ситуации мы посвятили маленькую трилогию «Весна тревоги волонтерской». Вслед за заочным обменом критическими мнениями и диалогом Анор Тукаевой с министром Владимиром Мединским состоялась рабочая встреча представителей Минкультуры Владимира Цветнова и Павла Мосолова с реставраторами-добровольцами, на которой было подтверждено совместное намерение не допустить, чтобы бесхозные памятники лишались шанса на спасение. 

Результатом дискуссии и стал апрельский документ Минкультуры. Можно сказать, что рабочая встреча оказалась плодотворней публичной кампании в СМИ. Но нельзя быть уверенным, что она состоялась бы, не будь кампании.

Новое слово: инициатор

Письмо Минкультуры РФ за подписью замминистра Олега Рыжкова (№131-01.1-39-ОР от 25.04.2017) адресовано региональным органам охраны культурного наследия, а также «волонтерам и общественным , организациям (физическим и юридическим лицам), осуществляющим деятельность в сфере сохранения объектов культурного наследия».

Разъяснения Минкультуры заключаются в следующем.

«При отсутствии у объекта культурного наследия собственника или иного законного владельца на объекте культурного наследия проводятся только консервация, противоаварийные работы и ремонт объекта культурного наследия в целях его сохранения, инициаторами которых могут выступать любые юридические и физические лица, имеющие намерение на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия (далее - инициатор).

В указанном случае инициаторам проведения таких работ не требуется получения задания в соответствующем органе охраны объекта культурного наследия».

Дальнейшее – дело техники. Задание получать не нужно, но нужно получить разрешение на проведение работ, представив в госорган охраны памятников рабочую документацию или даже рабочие чертежи. При этом документация сама по себе не подлежит согласованию, но учитывается госорганом при выдаче разрешения.

«Проектная организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, подготавливает проектную (рабочую) документацию по проведению консервации и (или) противоаварийных работ на объекте культурного наследия либо проектную (рабочую) документацию или рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ, согласованную с заказчиком».

«Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, для получения разрешения на проведение консервации, противоаварийных работ либо ремонта объекта культурного наследия подает в соответствующий орган охраны объекта культурного наследия следующие документы (…):

- заявление на выдачу разрешения;

- копия договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора;

- копия договора на проведение технического надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора (не предоставляется на работы по ремонту памятника);

- копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства;

- копия договора подряда на выполнение работ (не предоставляется, если заказчик имеет лицензию и самостоятельно выполняет работы);

- проектная (рабочая) документация по проведению консервации и (или) противоаварийных работ либо проектная (рабочая) документация или рабочие чертежи на проведение ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ, согласованные с заказчиком».

«Указанная документация на консервацию, противоаварийные работы и ремонт не требует согласования с соответствующим органом охраны объекта культурного наследия согласно приказу Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749 «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».

Таким образом, за скобками пока остается собственно реставрация, которой общественные организации также занимаются. Видимо, это - из повестки следующей дискуссии. Впрочем, министерская формулировка "ремонт объекта культурного наследия в целях его сохранения" оставляет и волонтерам, и госорганам широкое поле для маневра.

Для «Хранителей Наследия» - комментарии участников процесса

Владимир Цветнов, директор Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России:

- Мы надеемся, что это письмо поможет благотворительным и волонтерским организациям проводить работы на объектах культурного наследия уже в этом году, на законных основаниях. Посмотрим, как оно будет работать, как будут реагировать региональные органы охраны памятников. В случае необходимости мы готовы давать дополнительные разъяснения. Мы намерены продолжать встречи и дискуссии с волонтерами и общественными организациями. Считаем необходимым привлечь к участию в них ряд высокопрофессиональных реставраторов памятников деревянного зодчества, чтобы все работы волонтеров имели бы надежное методическое обеспечение.

Анор Тукаева, руководитель благотворительного фонда «Крохино»:

- Циркулярное письмо подготовлено и выпущено сделано в короткий срок, как и было обещано коллегами из Минкультуры на встрече с представителями общественности. Оно решает вопрос проведения консервационных и противоаварийных работ на бесхозных объектах, разъясняет сам приказ 1278, который, как показывает практика, неверно трактовался региональными органами охраны наследия.

Но конечно, оно не решает всех проблемных вопросов, стоящих перед общественниками, работающими в сфере сохранения наследия. Поэтому мы ждем следующей встречи, но уже с представителями Росимущества, чтобы поднять вопросы реставрационных работ на бесхозных объектах, а также объектах, находящихся в собственности муниципалитетов (например, храмов без перспективы возрождения приходской жизни, на которые у муниципалитетов никогда не будет денег, и возможный новый собственник - только Церковь).

Михаил Ильин, координатор общественного проекта «Неизвестная провинция»:

- Конечно, это хорошо. Завтра едем за разрешением, будем этим письмом размахивать. Но ведь все это можно было сделать раньше и без нервотрёпки.

Артем Демидов, заместитель председателя ЦС ВООПИК:

- Министерство культуры выполнило ровно то, о чем договорились на последней встрече. Точнее, выполнен первый и самый неотложный пункт. Опубликовано официальное разъяснение: общественные организации вправе выступить инициаторами срочных противоаварийных, консервационных или ремонтных работ на бесхозном памятнике истории и культуры. Что важно, в этом случае, оформление задания и пресловутого «согласия собственника», не требуется. Надеюсь, это только первый шаг в «легализации» волонтерских организаций, работающих или готовых работать с объектами культурного наследия. Долгие годы внимание Министерства к этим вопросам было практически нулевым. 

На главную