Оказывается, реформа реставрационной отрасли подходит к концу

Оказывается, реформа реставрационной отрасли подходит к концу

09.02.2017
Оказывается, реформа реставрационной отрасли подходит к концу

Министр культуры России Владимир Мединский провел 8 февраля 2017 года брифинг, посвященный «аудиту в строительной и реставрационной сферах». Так его тематика обозначена в отчете на официальном сайте министерства.

На удивление, в отчетах информационных агентств и СМИ тематика этого брифинга представлена несколько разнообразнее, нежели на сайте Минкультуры РФ. Но поскольку официальная публикация в подобных случаях имеет несомненный приоритет, будем руководствоваться ею. Вот она:

«Владимир Мединский: Реставрационные и строительные компании оштрафованы более чем на полмиллиарда рублей за недобросовестное выполнение работ.

Об этом министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский сообщил на брифинге в Минкультуры России, посвященном аудиту в строительной и реставрационной сферах.

«Полгода назад я обещал провести внутренний аудит строительной и реставрационной деятельности Министерства, но дело не ограничилось внутренним аудитом, а привело к серьезному реформированию организации работы всей строительно-реставрационной деятельности Минкультуры России», - рассказал он, подчеркнув, что все необходимые организационные решения приняты, а само реформирование подходит к концу.

Одним из его главных итогов стала переориентация ФГКУ «Центрреставрация» на проведение контроля за строительством и реставрацией объектов, заказчиками которых являются подведомственные учреждения Минкультуры России и дирекции: ФГКУ «Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» и ФГКУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации».

«На основе «Центрреставрации» было создано контрольное управление, закуплено специальное оборудование и поставлена задача постоянного контроля качества строительных и реставрационных работ, а также проведения неожиданных проверок», - пояснил Владимир Мединский, уточнив, что ранее с этой целью нанимались частные компании. «Это стоило достаточно приличных денег, кроме того, такие компании часто работали недобросовестно, поэтому мы решили, что создать Контрольное управление удобнее, выгоднее и эффективнее», - рассказал Министр.

По его словам, в результате нескольких месяцев работы Управления уже проведено 16 проверок, выявлены факты ранее оплаченных, принятых, но фактически невыполненных работ. «Это десятки миллионов рублей уже по сданным и подписанным актам», - сказал глава Минкультуры России. «Таких примеров в течение 2016 года было более ста, выставлено только штрафных санкций на 545 млн рублей, не говоря уже о суммах возмещения и возврата средств», - констатировал Владимир Мединский.

Кроме того, глава Министерства культуры Российской Федерации сообщил, что по итогам 2016 года в срок было сдано около 50% контрактов. «Министерство приняло принципиальное решение не производить оплату по всем сданным работам до полной уверенности в их исполнении, - и как следствие этой принципиальной позиции в бюджет было возвращено порядка 1,7 млрд. рублей», - сказал он, подчеркнув, что правительство отнеслось с пониманием к сложившейся ситуации и выпустило постановление, согласно которому все неосвоенные денежные средства 2016 года будут возвращены в отрасль культуры и направлены на завершение работ уже в этом году. 

Также по итогам аудита было расторгнуто 48 контрактов по соглашению сторон и ещё 26 в одностороннем порядке».

Безусловно, наиболее знаменательным тезисом этой публикации выглядит утверждение, что реформирование организации реставрационной деятельности Минкультуры подходит к концу. Насколько знаменательным, настолько и удивительным, поскольку до сего дня не было оснований утверждать, что это реформирование вообще всерьез начиналось.

Достаточно сказать, что даже работа созданной Минкультуры в апреле 2016 года особой «Комиссии по реформе реставрационной отрасли», работа, которая должна была только обозначить основные направления этого реформирования – еще не закончена. На март 2017 года назначены очередные заседания комиссии, да и серьезный министерский документ, основанный на ее наработках, пока что выпущен только один, в декабре 2016 года.  Остальные документы еще в проектах, а их реализация, понятно, дело будущего.

А если следовать министерской публикации 8 февраля 2017 года, то получается, что главным итогом реформирования стала переориентация «Центрреставрации» на контроль за качеством реставрационных работ, с передачей функций госзаказчика министерским «Дирекции» и «Северо-Западной дирекции».

Существование таинственного Контрольного управления, созданного на базе «Центрреставрации», надо отметить, никак не отражено  в структуре Минкультуры РФ на официальном сайте ведомства. Там обнаруживается только «отдел лицензирования и контроля в сфере реставрации». Не будем строить домыслов на тему, где и на каких правах это Управление существует, но заметим, что со стороны Минкультуры было бы чрезвычайно любезно когда-нибудь рассказать хотя бы – кто им руководит, кто в нем работает и какими критериями качества оно руководствуется при проверках.

Теперь о проверках. О «внутреннем аудите» реставрации Минкультуры объявило еще в марте 2016 года, через неделю после ареста Григория Пирумова и начала «дела реставраторов».  Надо отметить, что названное 8 февраля 2017 года число в 16 проверок не очень сочетается с заверениями от 23 марта 2016 года, что Минкультуры начало проверку реставрационных работ в 55 регионах России.

Но другая цифра, названная 8 февраля Владимиром Мединским – более 100 выявленных случаев, когда из бюджета были оплачены и госорганами приняты не выполненные на самом деле реставрационные работы, чрезвычайно серьезна. Понятно ведь, что 16 проверок на всю необъятную Россию – это аудит не фронтальный, а весьма фрагментарный. И если он приносит такие результаты, то становится совершенно ясно, что подлинный размах всероссийского «дела реставраторов» никак не ограничивается пятью или шестью эпизодами, которые с марта 2016 года фигурируют в судебных хрониках. И впору возбуждать еще как минимум 100 малых «дел реставраторов» - а как еще прикажете трактовать принятие госорганами и оплату госбюджетом мифических реставрационных работ?

И даже если быть оптимистами и исключать недобрый умысел со стороны проверяющих и принимающих, то приходится признать, что действующая в отрасли официальная система контроля за качеством реставрационных работ на самом деле ничего не контролирует. И только в случае принятия Минкультуры экстраординарных мер в виде «внутреннего аудита» и проверок «Контрольного управления» начинают выявляться массовые нарушения.

А между тем любые реставрационные работы, организуемые Минкультуры, сопровождаются, во-первых, техническим надзором, во-вторых, «научным руководством и авторским надзором». По этим статьям исправно ежегодно выделяются средства федерального бюджета. Чего, спрашивается, стоят тогда все эти надзоры? Или, быть может, лучше спрашивать – сколько они стоят?

Как бы то ни было, понятно, что федеральную систему реального контроля за качеством реставрации, не говоря уж о контроле за ее наличием, необходимо отстраивать заново, ведь «Контрольное управление» никак не сможет на регулярной основе контролировать всех и вся. Как ее выстраивать – отдельная тема, но если реформирование уже «подходит к концу», то разговор лучше и не начинать.

Наконец, о цифре в 50 процентов (!) не исполненных в срок реставрационных контрактов. Из такой невероятной цифры может быть только два вывода. Либо половина подрядчиков, выигрывающих реставрационные конкурсы Минкультуры, не могут либо не хотят соответствовать квалификационным требованиям. И как они тогда их выигрывают? Либо конкурсы организовываются так, что для реставрации выставляются в контрактах нереальные сроки. С понятными всем последствиями – и для памятников, и для подрядчиков.

Тема контрактной системы в реставрации – также и отдельная, и «больная», и не случайно она была заранее исключена из программы «Комиссии по реформе реставрационной отрасли». Но без ее обсуждения профессиональным и экспертным сообществом и формулирования на этой основе соответствующих предложений Минкультуры Правительству – говорить о завершении реформирования отрасли явно преждевременно.  

Что касается возвращения в бюджет 1, 7 миллиарда рублей – на эту тему мы уже высказывались.  Это почти 30 процентов затрат ФЦП «Культура России» на сохранение объектов культурного наследия в 2016 году. Не освоенных отраслью, реформирование которой подходит к концу?

Наконец, необходимо отметить крайне важную тему, отчего-то не отмеченную сайтом Минкультуры. Это созданный министерством «Перечень организаций, к которым у заказчиков (подведомственных учреждений и организаций Минкультуры России) имеются претензии при реализации государственных контрактов и договоров по разработке проектно-сметной документации, проведению ремонтных и реставрационных работ, строительству и капитальному ремонту».

В изложении РИА «Новости» сообщение Владимира Мединского об этом выглядит так: «С начала этого года на главной странице сайта в разделе "важное" есть информационный список организаций Минкультуры или подведомственных нам учреждений, к которым есть обоснованные претензии по ранее заключенным либо текущим контрактам", — сказал он.

Министр подчеркнул, что список имеет информационный характер, так как министерство не может запретить участвовать этим компаниям в борьбе за госконтракты. Всего в списке находится около 40 организаций».

На сайте Минкультуры в разделе «Важное» можно обнаружить этот перечень, снабженный рекомендацией (подведомственным организациям) руководствоваться им при выборе подрядчиков и не заключать договоры с вошедшими в перечень организациями. Как и на каком основании будет исполняться эта рекомендация, если список носит "информационный характер"? Квалификационным требованием об отсутствии претензий Минкультуры к участникам конкурса?

В разделах перечня, имеющих отношение к реставрации, пока что насчитывается 19 организаций (у многих по несколько контрактов), среди которых встречаются герои наших публикаций – фирмы «Стройфасад», «Эшель»,  «АК-Проект», «Еврострой», «ОпрСтрой» и др. Указаны и причины предъявления претензий. Ряд компаний уже внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, положено начало селекции на реставрационном рынке. Вернее сказать, начало было положено все тем же «делом реставраторов», но то было начало экстраординарное, а тут все в рабочем порядке. Если Минкультуры намерено всерьез продолжать эту линию, то неизбежно встанет вопрос о ревизии всего перечня обладателей реставрационных лицензий. Поэтому о завершении реформирования…

Не будем, впрочем, повторяться.

Фото: Минкультуры РФ

На главную