«Сохранение наследия входит в прямое противоречие с бюджетными интересами любого города»

«Сохранение наследия входит в прямое противоречие с бюджетными интересами любого города»

13.07.2016
«Сохранение наследия входит в прямое противоречие с бюджетными интересами любого города»

Первые итоги работы специализированного госоргана охраны памятников Ставрополья

«Хранители Наследия»

Созданное в январе 2015 года Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия устами своего руководителя Татьяны Гладиковой подводит первые итоги работы. Любопытно сравнить ее сегодняшние оценки с интервью 14-месячной давностикогда ставропольское Управление госохраны только заканчивало формирование. Помимо «отчетных» статистических показателей, стоит вчитаться в слова руководителя госоргана о полном отсутствии экономических стимулов для городов и сел становиться историческими поселениями и охранять свои среду и ландшафты.

«Первой наиважнейшей задачей» Управления, по словам Гладиковой, было "формирование новой нормативно-правовой базы в связи с многочисленными изменениями в федеральном законе о памятниках и других нормативных актах". В 2015 году был принят краевой Закон «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Ставропольском крае»; появился и «Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия».

За 2015 год Управлением утверждены предметы охраны 109 объектов культурного наследия (23 - федерального значения, 86 – регионального). Утверждены границы территорий 10 памятников федерального, 59 - регионального значения, 9 выявленных памятников. Разработаны проекты зон охраны 13 объектов культурного наследия. В первом полугодии 2016 года еще 42 объекта получили утвержденные предметы охраны.

В единый госреестр включены в 2015 г. -  «Дом дежурного штабного офицера», первая половина XIX века (Ставрополь, ул. Жукова, 18), а в 2016 г. - «Дом Щербаковых, в котором в 1840-1841 годах останавливался М.Ю. Лермонтов» (на фото), первая половина XIX века (Ставрополь, ул. Дзержинского, 181), и «Мемориальный комплекс павшим в боях за Родину, с братской могилой 320-й стрелковой дивизии», 1943 г. (Курский район, с. Русское), в качестве объектов культурного наследия регионального значения. Пять объектов поставлено на госохрану в качестве выявленных.

Статистика позволяет судить об эффективности госнадзора. Специалистами Управления проведен осмотр 242 памятников. В ходе 47 проверок юридических и физических лиц выдано 33 предписания и возбуждено 12 дел об административных правонарушениях. Судебными органами к административной ответственности привлечены пять лиц, которым вынесены штрафы на сумму 177 тысяч рублей, подлежащих уплате в бюджет Ставропольского края. С начала 2016 года проведено 11 проверок.

Не забыта и проблема комплексной охраны старинных городов. Татьяна Гладикова напоминает даже о списке исторических населенных мест Российской Федерации, который был утвержден в 1990 г. В него входят 6 городов Ставропольского края: Ставрополь, Буденновск, Георгиевск, Кисловодск, Железноводск, Пятигорск. «Конечно, - отмечает руководитель охранного госоргана, - в идеале в таких городах должны охраняться не только отдельные памятники истории и культуры, но и образцы исторической застройки, исторические ландшафты. Казалось бы, органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в этом. Однако, как показывает практика, мы то и дело становимся свидетелями утраты значительной части исторических градоформирующих доминант и вторжения резко диссонирующих объектов в историческую среду».

«Исторические населенные места» региона так и не стали «историческим поселениями», в терминологии современного закона. Не удивительно. Татьяна Гладикова напоминает, что «статус «исторического поселения» накладывает обременения, ограничивающие строительную и хозяйственную деятельность и регулирующие градостроительную деятельность на данных территориях. С анализом их состояния, с учетом необходимых запретов и ограничений». Но при этом этот статус не приносит населенным пунктам «никаких особых прав и привилегий, к сожалению. Хотя, на мой взгляд, в рамках хозяйственной деятельности на территории таких городов могло бы поощряться сохранение исторических хозяйственных и культурных традиций, старых кварталов, ландшафтного своеобразия городской среды».

Пока этого нет, по словам Гладиковой, «работы по реальному восстановлению исторической застройки, сохранению культурного и природного наследия входят в прямое противоречие с хозяйственными и бюджетными интересами любого исторического города. А почетное звание само по себе пока не сказывается ни на каких-либо налоговых льготах или дополнительных финансовых влияниях».

Поэтому власти поселений в исторических статусах не заинтересованы, а собственик и застройщики – тем более: «В глазах инвесторов ценность подлинника полностью девальвирована. Для них это всего лишь старье с большой степенью износа конструкций, трудно приспосабливаемое для современного использования. Да и содержание их обходится недешево. Памятники удается сохранить лишь благодаря неоднократно повторяющимся многочисленным беседам и консультациям, оформлению охранных обязательств, контрольно-надзорным мероприятиям», - подчеркнула Татьяна Гладикова в интервью «Ставропольской правде»

На главную